Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНесмотря на кризисность современной социальной ситуации, в российском образовании всё явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям можно отнести постепенный отказ от передачи подрастающему поколению проверенных «истин» и усилении самостоятельной культуросозидающей функции образования, его открытости инновациям, связи с динамично меняющимся социумом, с планетарной экологической ситуацией. Становясь центральным звеном культуры, образование всё более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке, так как в современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим и духовно-личностным опытом. Структура знаниевого образования «не настроена» на эту функцию.
Компетентностный подход в образовании выдвигает
на первое место не информированность человека, а умения разрешать проблемы,
возникающие в познании и объяснении явлений действительности, при освоении
современной техники и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических
нормах, при оценке собственных поступков, в правовых нормах и административных
структурах, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в
профессиональном учебном заведении, при необходимости разрешать собственные
проблемы.
Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстаёт как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
Таким образом, именно компетентностный подход в образовании может обеспечить успешную адаптацию человека в современном мире, на рынке труда, в социальном и профессиональном обществе.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Термин «компетенция» (в переводе с
латинского – соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо
учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями,
опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень
образованности. По мнению А.В. Хуторского, компетенция– совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов
и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по
отношению к ним. Компетентность –
владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей его личностное
отношение к ней и предмету деятельности.
Формирование этнокультурной компетентности обучающихся.
В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.
Однако полиэтническую среду не следует
рассматривать как "плавильный котел", в котором все этносы
"переплавляются" в один. Человек в большинстве случаев не только
сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность
к нескольким культурам.
Культура — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Особенно отчетливо культурологический характер
обсуждаемого социального феномена как «этнокультура» осознается при рассмотрении этнокультурных
явлений. Дело в том, что именно формы организации жизни этнического сообщества
являются самыми естественными, непосредственными, убедительными индикаторами
своеобразия конкретного этноса, отражающими его глубинные,
"природные" культурно-цивилизационные отличия от других этносов.
Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивается, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Ямало-Ненецком автономном округе сейчас живут представители более 50этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Формирование этнокультурной компетентности
предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные
культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у ребенка должна быть
сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то
позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому
пониманию и диалогу.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.
В рамках деятельности МОУ СОШ м-на
Вынгапуровский по проблемам формирования
современной личности в поликультурной среде нами было проведено исследование по
изучению самооценки уровня этнокультурных знаний учащихся. Результаты
исследования показали, что в нашей школе обучаются представители 26
национальностей. Все опрошенные ребята знают о своей принадлежности к той или
иной национальности, но гордятся ею далеко не все. А некоторые даже скрывают от
сверстников свою национальность.
Диагностическое обследование учащихся 5-х классов МОУ СОШ м-на Вынгапуровский в 2010 году показало, что у ребят недостаточно сформированы чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов ЯНАО, которые существенно отличаются от славянской и мусульманской культур (в основном, в нашей школе обучаются представители именно этих культур). Знания учащихся о мифологии, фольклоре коренных жителей Ямала, литературных и музыкальных деятелях, а также о мастерах живописи и декоративно-прикладного искусства либо отсутствовали, либо находились на низком уровне. Немного знали ребята и об особенностях кухни, устройстве чума (жилища коренных народов Севера), традициях и обычаях северных народов.
Ввести детей в увлекательный мир культур народов
Ямала, развить у ребят чувство уважения, непредубеждённого понимания смысла
поведения и культурных особенностей коренных народов Севера, знакомить с
особенностями природы нашего края – всё это можно успешно реализовать во время
проведения уроков культуры народов Ямала, географии ЯНАО, литературного
краеведения, а также экскурсий, туристических походов, праздников.
Формы и методы подачи материала на музейных
уроках могут быть различными. Занятия («Орнамент – узорная письменность народов
Севера», «Декоративно–прикладное искусство народов Ямала») с использованием
информационно–коммуникационных технологий, аудио- и видеозаписей, проведение
мастер-классов по изготовлению национальных ненецких кукол и обучению навыкам
резьбы по дереву и кости вызывают интерес учащихся к деятельности мастеров
народных промыслов.
Во время знакомства с литературой народов ЯНАО
очень нравится ребятам выполнение творческих заданий: составление фольклорных
сборников с иллюстрациями, кроссвордов, инсценирование сказок, чтение
стихотворений собственного сочинения.
При проведении уроков применяются различные
методы: словесные, наглядные, практические.
Так, например, на празднике «С днём рождения, Ямал!» (Приложение 1), где традиционно присутствуют представители коренных национальностей ЯНАО, участникам в игровой форме предлагается познакомиться с историей своего посёлка, традициями и обычаями, фольклором и играми народов Ямала, что даёт немало полезного для души и формирует культуру межнациональных отношений.
Внеурочные занятия со школьниками решают немаловажную образовательную задачу приобретения навыков групповой работы, воспитания толерантного отношения друг к другу, развивают культуру межнационального общения. Таковыми можно назвать проведённые праздники «В гостях у народов России», «Семья – начало всех начал!», «Хлеб – всему голова!»; литературно- игровую программу «Путешествие по родному Ямалу», устный журнал «Ямал – моя малая родина», классный час «Я - гражданин России. Я – гражданин Ноябрьска».
Участие в традиционном празднике коренных жителей Ямала «День оленевода» помогает школьникам увидеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта, сформировать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей.
Экскурсии в природу знакомят учащихся с флорой и фауной родного края, подкрепляя теоретические знания
практическими навыками и умениями: собрать гербарий, описать растения, записать
наблюдения за обитателями водоёма, выполнить поделки из природного материала,
что может использоваться на уроках географии, биологии, природоведения, в
музейных экспозициях. Туристические походы
позволяют расширить, углубить экологические знания детей и воспитать у них потребность принять
личное участие в сохранности окружающей среды. Этой теме был посвящён проект
«Сохраним родную природу!», в ходе реализации которого оформлена выставка
детских рисунков и плакатов на экологическую тему, собрано более 500 подписей в
защиту родной природы, выпущено и распространено 300 листовок и буклетов о
растениях и животных нашего края, занесённых в Красную Книгу, организован
просмотр фильмов «Помоги природе, себе, стране!». На тему защиты природы ребята
провели деловую игру «Берегите Землю!», во время которой читали стихи
собственного сочинения о красоте родного края, отгадывали загадки,
демонстрировали презентации об экологии ЯНАО.
Реализации этнокультурного компонента способствуют выездные экскурсии Музейного Ресурсного Центра г. Ноябрьск «Духовная и материальная культура народов Севера» и «История простых вещей», которые рассказывают о традициях, обычаях, быте русского и ненецкого народов, что даёт возможность сравнить эти две самобытные культуры и попытаться понять их своеобразие. Регулярные экскурсии, посещение тематических выставок, встречи с известными мастерами народных промыслов на базе Музейного Ресурсного Центра г. Ноябрьск также помогают формировать культуру общения подрастающего поколения, толерантности, стремление к гуманизации межличностных отношений.
Одним из направлений моей работы является изучение духовных традиций не только какого-либо народа, но и истории духовного развития конкретной семьи. Живой интерес у ребят вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Так, реализуя проект «Семья – начало всех начал!», учащиеся вместе с родителями составляли родословное дерево, собирали фотографии, изучали семейные архивы. А затем - представляли исследовательские творческие работы в номинациях: «География семьи», «Мир увлечений моей семьи», «Мой класс – моя семья», фотоальбомы «Я и вся моя семья».
Решая одну из задач образования – освоение практических навыков поисковой и исследовательской деятельности – в 2008 году в Музейном Ресурсном Центре г. Ноябрьск на научно-практической конференции «Наше будущее – Ямал. Диалоги в музее» была представлена исследовательская работа Бабчук А. «Семейная реликвия», в которой описана история старинного болгарского браслета – семейной реликвии. В 2009 году эта работа была удостоена Диплома III степени в IV Всероссийской гуманитарно – просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества», проходившей в г. Казань. Ещё одна исследовательская работа, Мининой А. «История моей семьи – в истории России» удостоена звания лауреата. В этой работе автор рассказала о своей семье, татарских традициях и обычаях.
Таким образом, деятельность, ориентированная на
знакомство с культурой коренных народов Ямала, с культурами других народов,
живущих на ямальской земле, компетентностный подход к решению вопросов межэтнического взаимопонимания и
взаимодействия подрастающего поколения способствует расширению кругозора
учащихся, повышению интереса школьников к изучению истории своего края,
традиций коренных жителей Севера, формированию культуры межнационального
общения.
Список используемой литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.