Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе реализации предметов регионального компонента

19.12.2011 1060 5787
Белоусова Ирина Ягофаровна, педагог дополнительного образования

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Несмотря на кризисность современной социальной ситуации, в российском образовании всё явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям можно отнести постепенный отказ от передачи подрастающему поколению проверенных «истин» и усилении самостоятельной культуросозидающей функции образования, его открытости инновациям, связи с динамично меняющимся социумом, с планетарной экологической ситуацией. Становясь центральным звеном культуры, образование всё более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке, так как в современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим и духовно-личностным опытом. Структура знаниевого образования «не настроена» на эту функцию.


Компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность человека, а умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в правовых нормах и административных структурах, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, при необходимости разрешать собственные проблемы.


Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста,  следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстаёт как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.


Таким образом, именно компетентностный подход в образовании может обеспечить успешную адаптацию человека в современном мире, на рынке труда, в социальном и профессиональном обществе.


С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.


Термин «компетенция» (в переводе с латинского – соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. По мнению А.В. Хуторского, компетенция– совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.


Формирование этнокультурной компетентности обучающихся.


В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.


Однако полиэтническую среду не следует рассматривать как "плавильный котел", в котором все этносы "переплавляются" в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам.


Культура — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.


Особенно отчетливо культурологический характер обсуждаемого социального феномена как «этнокультура»  осознается при рассмотрении этнокультурных явлений. Дело в том, что именно формы организации жизни этнического сообщества являются самыми естественными, непосредственными, убедительными индикаторами своеобразия конкретного этноса, отражающими его глубинные, "природные" культурно-цивилизационные отличия от других этносов.


Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивается, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.


Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Ямало-Ненецком автономном округе сейчас живут представители более 50этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.


Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.


В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.

В рамках деятельности МОУ СОШ м-на Вынгапуровский  по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде нами было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний учащихся. Результаты исследования показали, что в нашей школе обучаются представители 26 национальностей. Все опрошенные ребята знают о своей принадлежности к той или иной национальности, но гордятся ею далеко не все. А некоторые даже скрывают от сверстников свою национальность. 


Диагностическое обследование учащихся 5-х классов МОУ СОШ м-на Вынгапуровский в 2010 году показало, что у ребят недостаточно сформированы чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов ЯНАО, которые существенно отличаются от славянской и мусульманской культур (в основном, в нашей школе обучаются представители именно этих культур). Знания учащихся о мифологии, фольклоре коренных жителей Ямала, литературных и музыкальных деятелях, а также о мастерах живописи и декоративно-прикладного искусства либо отсутствовали, либо находились на низком уровне. Немного знали ребята и об особенностях кухни, устройстве чума (жилища коренных народов Севера), традициях и обычаях северных народов.


Ввести детей в увлекательный мир культур народов Ямала, развить у ребят чувство уважения, непредубеждённого понимания смысла поведения и культурных особенностей коренных народов Севера, знакомить с особенностями природы нашего края – всё это можно успешно реализовать во время проведения уроков культуры народов Ямала, географии ЯНАО, литературного краеведения, а также экскурсий, туристических походов, праздников.


Формы и методы подачи материала на музейных уроках могут быть различными. Занятия («Орнамент – узорная письменность народов Севера», «Декоративно–прикладное искусство народов Ямала») с использованием информационно–коммуникационных технологий, аудио- и видеозаписей, проведение мастер-классов по изготовлению национальных ненецких кукол и обучению навыкам резьбы по дереву и кости вызывают интерес учащихся к деятельности мастеров народных промыслов.

Во время знакомства с литературой народов ЯНАО очень нравится ребятам выполнение творческих заданий: составление фольклорных сборников с иллюстрациями, кроссвордов, инсценирование сказок, чтение стихотворений собственного сочинения.


При проведении уроков применяются различные методы: словесные, наглядные, практические.


Так, например, на празднике «С днём рождения, Ямал!» (Приложение 1), где традиционно присутствуют представители коренных национальностей ЯНАО, участникам в игровой форме предлагается познакомиться с историей своего посёлка, традициями и обычаями, фольклором и играми народов Ямала, что даёт немало полезного для души и формирует культуру межнациональных отношений.


Внеурочные занятия со школьниками решают немаловажную образовательную задачу приобретения навыков групповой работы, воспитания толерантного отношения друг к другу, развивают культуру межнационального общения. Таковыми можно назвать проведённые  праздники «В гостях у народов России», «Семья – начало всех начал!», «Хлеб – всему голова!»; литературно- игровую  программу «Путешествие по родному Ямалу», устный журнал «Ямал – моя малая родина», классный час «Я - гражданин России. Я – гражданин Ноябрьска».

Участие  в традиционном празднике коренных жителей Ямала «День оленевода» помогает школьникам  увидеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта, сформировать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей.

Экскурсии в природу знакомят учащихся  с флорой и фауной  родного края, подкрепляя теоретические знания практическими навыками и умениями: собрать гербарий, описать растения, записать наблюдения за обитателями водоёма, выполнить поделки из природного материала, что может использоваться на уроках географии, биологии, природоведения, в музейных экспозициях. Туристические походы  позволяют расширить, углубить экологические знания  детей и воспитать у них потребность принять личное участие в сохранности окружающей среды. Этой теме был посвящён проект «Сохраним родную природу!», в ходе реализации которого оформлена выставка детских рисунков и плакатов на экологическую тему, собрано более 500 подписей в защиту родной природы, выпущено и распространено 300 листовок и буклетов о растениях и животных нашего края, занесённых в Красную Книгу, организован просмотр фильмов «Помоги природе, себе, стране!». На тему защиты природы ребята провели деловую игру «Берегите Землю!», во время которой читали стихи собственного сочинения о красоте родного края, отгадывали загадки, демонстрировали презентации об экологии ЯНАО.


Реализации этнокультурного компонента способствуют выездные экскурсии Музейного Ресурсного Центра г. Ноябрьск «Духовная и материальная культура народов Севера» и «История простых вещей», которые рассказывают о традициях, обычаях, быте русского и ненецкого народов, что даёт возможность сравнить эти две самобытные культуры и попытаться понять их своеобразие. Регулярные экскурсии, посещение тематических выставок, встречи с известными мастерами народных промыслов  на базе Музейного Ресурсного Центра г. Ноябрьск также помогают формировать культуру общения подрастающего поколения, толерантности, стремление к гуманизации межличностных отношений.


Одним из направлений моей работы является изучение духовных традиций не только какого-либо народа, но и истории духовного развития конкретной семьи. Живой интерес у ребят вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Так, реализуя проект «Семья – начало всех начал!», учащиеся вместе с родителями составляли родословное дерево, собирали фотографии, изучали семейные архивы. А затем - представляли исследовательские творческие работы в номинациях: «География семьи», «Мир увлечений моей семьи», «Мой класс – моя семья», фотоальбомы «Я и вся моя семья».


Решая одну из задач образования – освоение практических навыков поисковой и исследовательской деятельности – в 2008 году в Музейном Ресурсном Центре г. Ноябрьск на научно-практической конференции «Наше будущее – Ямал. Диалоги в музее» была представлена исследовательская работа Бабчук А. «Семейная реликвия», в которой описана история старинного болгарского браслета – семейной реликвии. В 2009 году эта работа была удостоена Диплома III степени в IV Всероссийской  гуманитарно – просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества», проходившей в г. Казань. Ещё одна исследовательская работа, Мининой А. «История моей семьи – в истории России» удостоена звания лауреата. В этой работе автор рассказала о своей семье, татарских традициях и  обычаях.


Таким образом, деятельность, ориентированная на знакомство с культурой коренных народов Ямала, с культурами других народов, живущих на ямальской земле, компетентностный подход к решению  вопросов межэтнического взаимопонимания и взаимодействия подрастающего поколения способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса школьников к изучению истории своего края, традиций коренных жителей Севера, формированию культуры межнационального общения.


Список используемой литературы:

  1. Нэсбит Д., Эбурден П. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1992.
  2. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, 1997.
  3. Блонский П. П . Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1979.
  4. Степанов П. В . Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л. И. Новиковой. М., 2003.
  5. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Изд-во ОмГТУ, Омск, 2007.
  6. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве Крайнего     Севера СССР. Издательство «Наука», 1989
  7. Морозова А.Н. Музейная педагогика. Творческий центр «Сфера», Москва,  2006 – 5-8 с.
  8. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Издательство «Учитель», Волгоград, 2006 – 3-5 с.
  9. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997  3-4 с.
  10. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности. М.,2010



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*