Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Поисковая и исследовательская деятельность в школьном музее

19.12.2011 1635 5057
Белоусова Ирина Ягофаровна, педагог дополнительного образования

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Музейное дело зародилось ещё в 1930-х годах (тогда больше краеведческое), особенный всплеск получило после Великой Отечественной войны. Исследовательская, поисковая работа увлекала ребят, учила их любить свой край, свою большую и малую Родину. Каждая школа старалась открыть у себя музей или «Уголок боевой славы». Всё это играло огромную роль в воспитании коллективизма, патриотизма, эстетическом и этическом развитии детей, приучало их к музейной культуре.


В начале 90-х годов поменялись в нашей стране человеческие ценности, поспешили некоторые школы избавиться и от своих музеев. Я говорю «поспешили» потому, что именно после исчезновения комсомольской и пионерской организаций музей в школе стал местом притяжения всего самого хорошего, что стоило сохранить из прошлого. К счастью, в настоящее время развитие школьных музеев в нашей стране получило новый импульс.


Школа – это одна из сложнейших социальных систем. Любая школа, организуя учебно-воспитательное пространство, ориентируется на Закон «Об образовании», на нормативно-правовые  документы федерального и регионального значения. Между тем, каждую школу отличают свои ценностные ориентиры, свои направления работы. Патриотическое воспитание учащихся – один из ценностных ориентиров нашей школы.


Тема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.


Необходимо восстановление в своём высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землёй. И верно сказал А.И. Солженицын: «Горе той стране, где слова «патриот» или «демократ» считаются бранью». И в авторитетном документе «О состоянии и перспективах государственной национальной политики» сказано: «Формирование сознания «Я – россиянин» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников».


В основе работы нашего школьного музея по патриотическому воспитанию лежит понятие «историческая память», которая трактуется нами как уважительное отношение к историческим явлениям и фактам. Историческая память – категория нравственная. Об этом должны помнить все, кто соприкасается с прошлым. Искажать историческое прошлое сиюминутными интересами определённых лиц или групп – занятие глубоко безнравственное. Историческая память – это дорога в будущее, но лежит она через прошлое. Только опираясь на прошлое можно строить будущее.


В образовательно-воспитательной деятельности музея заложен большой воспитательный потенциал. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ребёнок воспринимает накопленный исторический опыт, то есть получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.


Музей способствует развитию поисковых и исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, сочинений, докладов, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы музея.


Поисковый отряд «Возрождение», входящий в состав Детско-молодёжной  общественной организации МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, работает в краеведческом и героико-патриотическом направлениях. Большая поисково - исследовательская работа в нашей школе проводится творческой группой учащихся по сбору материала о своих семьях: ребята составляют родословные деревья, собирают архивные материалы, фотодокументы. Исследовательские работы о семейных реликвиях были представлены на конференциях окружного и Всероссийского уровня.


В 2009-2010 уч. году члены отряда занимались поисковой деятельностью в краеведческом направлении по сбору информации о первых учителях, директорах и выпускниках школы, её истории и развитии. В ходе этой работы была собрана информация и оформлены экспозиции к юбилею школы, где представлены личные вещи выпускников, грамоты и кубки учащихся за достижения в различных конкурсах и соревнованиях, оформлены папки - «раскладушки» о выпускниках, работающих в школе. Также в музее школы были оформлены стенды с фотографиями первых учителей и директоров школы. Создано более  десяти компьютерных презентаций, три альбома  «Юбилею школы посвящается» о «жизни» отдельных классов.


Члены поискового отряда МОУ СОШ м-на Вынгапуровский создали и защитили проект «Ветераны нашей школы», который стал призером ученической научно-практической конференции «Наше будущее – Ямал. Диалоги в музее» г. Ноябрьск в 2009 году. Экскурсоводами школьного музея проведено 32 экскурсии «Нашей школе – 25 лет!».


Поисковый отряд «Возрождение» также занимался сбором информации о лучших людях микрорайона Вынгапуровский – передовиках производства нефтяной и газовой промышленности, семейных династиях, «первооткрывателях» нашего посёлка.


В 2009-2010уч. году в героико-патриотическом направлении активом школьного музея из числа учащихся собран и систематизирован материал о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих в нашем микрорайоне. Разработан и реализован проект «Ветераны живут среди нас», участники которого стали дипломантами III степени в городском конкурсе ученических проектов, Победителями Окружного конкурса «Новая школа – школа гражданского становления» в номинации «Никто не забыт, ничто не забыто», Дипломантами  I  степени Всероссийского конкурса ученических проектов «Никто не забыт, ничто не забыто» в Москве.


По материалам, собранным поисковым отрядом, оформляются  в школьном музее интерактивные выставки «Поклонимся великим тем годам…»,  проводятся уроки Мужества «Три судьбы в истории Победы», встречи с очевидцами военных лет «Дети, пережившие войну».  Собран материал (имена, фотографии, сведения) о родственниках учащихся и педагогов школы – участниках Великой Отечественной войны.


В течение 2010 года ребята из поискового отряда вели переписку с работниками архива и представителями Администрации Новгородской области, в результате которой обнаружено место захоронения погибшего во время Великой Отечественной войны родственника учителя нашей школы. Весной 2012года мы планируем посетить это памятное место и сотрудничать с ребятами местной школы, которые ухаживают за братской могилой, попытаемся при возможности узнать о событиях военных лет,  при которых погибли участники боёв 1941 года.                     


При подготовке к  Всероссийской акции «Солдатский платок» члены поискового отряда обнаружили на сайте memorial сведения о 32 воинах, погибших во время  Великой Отечественной войны, - родственниках учителей, учащихся школы, жителей микрорайона Вынгапуровский. Выполнено 33 творческие работы «Солдатский платок», которые представлены в городском Музее Воинской Славы г. Ноябрьск.


Поисковая работа в нашем музее нужна не только ребятам, но, надеемся, и старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны. С ними мы регулярно проводим встречи, акции:  «Доброе утро, ветеран!», «Ты же выжил, солдат!», организуем переписку с очевидцами военных лет. Традиционным стало участие членов поискового отряда в Торжественном шествии и митинге, посвящённом годовщине Великой Победы, Вахтах Памяти.


К сожалению, в современном мире остро стоит проблема межнационального общения, есть случаи насилия среди молодёжи по расовой принадлежности. Чтобы попытаться не допустить такие проявления в нашем микрорайоне  поисковым отрядом проводилась социально значимая акция по сбору подписей против нацизма «Защитим память о Великой Победе!». В ней приняли участие более 300 учащихся и педагогов нашей школы, жители микрорайона Вынгапуровский.


Поисковая работа расширяет кругозор учащихся, формирует познавательные интересы и способности, позволяет побеждать в конкурсах различного уровня. В 2010 году двенадцать ребят из поискового отряда «Возрождение» приняли участие во Всероссийском конкурсе «Я помню! Я горжусь!», посвящённом 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.


В нашей школе есть традиция проведения уроков памяти, на которых учащиеся, исследователи музея, выступают с результатами своих исследований. Это позволяет ребятам развивать навыки общения, самореализации.


Вся  деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на  воспитание патриотизма, чувства долга перед Отечеством,  ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поисковая и исследовательская деятельность в нашем школьном музее формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.


Используемая литература:

  1. И.А. Пашкович. Патриотическое воспитание. Изд-во «Учитель». Волгоград, 2006
  2. Т.В. Прилепская. Патриотическое воспитание учащихся. Новосибирск, 2002
  3. И.А. Тисленкова. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах.
  4. Изд-во «Учитель». Волгоград, 2006



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*