Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Адаптация студентов первого курса к новой системе обучения в медицинском техникуме

03.06.2015 1421 2373
Брилякова Анна Николаевна
Брилякова Анна Николаевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Адаптация первокурсников в медицинском техникуме происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из ОУ по нежеланию учиться. 

Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться:

  • Повышенным уровнем тревоги;
  • Агрессивным поведением;
  • Неуверенным поведением;
  • Соперничеством в группе;
  • Конфликтным поведением

Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

 Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в СУЗе. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в  студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:

  1. Приспособление к новой системе обучения.
  2. Приспособление к изменению учебного режима.
  3. Вхождение в новый коллектив.

В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в СУЗе выявляются следующие трудности:

  1. Переживания, связанные с изменением студенческого коллектива;
  2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
  3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами);
  4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными преподавателями;
  6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Особую роль в адаптации первокурсников принадлежит классным руководителям, и это не случайно, так как эти преподаватели являются ведущими в новых образовательных условиях техникума, кто оказывает посильную помощь первокурсникам в трудных ситуациях первых дней пребывания, координируя и организуя их деятельность и перемещение по учебному заведению.

Взаимодействие с группой предполагает и работу самих студентов над умением объединяться и согласовывать свои действия. Задача студенческой группы – не поиск усредненного варианта включения в новые виды общения и деятельности, а создание условий для общего оптимального взаимодействия и продуктивного контакта. При такой задаче классным руководителям требуется лишь содействовать естественному процессу развития группы, от которой в большей степени зависит успешность адаптации первокурсников.

Для решения вопросов успешной адаптации студентов 1 курса рекомендуются различные формы работы. Достаточно эффективно для решения сложных вопросов адаптации проведение большой психологической игры.

Дом наших отношений

Большая психологическая игра для студентов I курса

Организационный момент

Ведущий. Сегодня занятие посвящено нам, коллективу, вам студентам – одногруппникам. Результатам нашего занятия должен стать построенный «ДОМ».

Разминка

  1. Упражнение «Растем, как дерево» (студенты встают в круг и изображают пластикой дерево, которое прорастает из семя, вытягивает листочки, растет стебелек, крепнет, берет из земли воду и пищу и становится сильным и крепким);
  2. Упражнение «Доброе животное» (участники, находясь в кругу, берут друг друга за руки и выполняют следующие действия одновременно: потянулись, вдохнули и выдохнули, присели, поднялись, вдохнули и выдохнули, в ритм потопали ногами и улыбнулись друг другу);

Ведущий.

Наш дом – это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Это, с одной стороны, воплощение нашего благосостояния, а с другой – наше представление об уюте, комфорте, увлечениях и вкусах. Говорят, что в собственном жилище человека и стены лечат. Но они не столько лечат, сколько вселяют в человека уверенность, навевают ощущение стабильности. Наш дом – это именно наш друг, в котором мы уверены, свой уголок, свое пространство.

Упражнение «Строим дом»

- Предлагаю сейчас разбиться на 2-3 команды и построить свой дом, лачуга, замок, крепость, землянка или дворец – решать вам.

- Прошу рассчитаться на первый-второй(-третий). Первые номера собираются справа, вторые – слева и третьи – в центре. Каждый человек должен стать частью  своего дома.

Посмотрите на дома, надежные, прочные ли они?

Каждая команда рассказывает о своем доме. Определяется роль каждого участника в «строительстве» дома, кто является каким его элементом.

Молодцы! Поаплодируем себе!

Ведущий:

Дом – место, где человек не только живет, работает и отдыхает, но и где он общается. Каждый человек относится к своей жизни  по-разному.

- А расскажу-ка я вам притчу о сундуке.

Однажды мудрец гулял по берегу моря со своими учениками. И вдруг волна выбросила к их ногам старинный сундук. Ученики ликовали. Сундук был тяжелым, и им так хотелось поскорее посмотреть, что же внутри его. Открыли ученики сундук, а там …. пусто.

- Ничего нет, - расстроились они.

- Это хорошо, что сундук пуст, - ответил мудрец. – пришло поговорить с вами о том, как сделать пустое – полным. Посмотрите вокруг. Как и чем вы наполнили бы этот сундук?

- Я наполнил бы сундук большими камнями, - сказал один.

- А я мелкими камешками, их уместиться много, но при этом я сберегу свои силы, - предложил другой.

Третий считал, что в сундук надо насыпать песка, тогда все пространство без остатка будет заполнено.

- Да, - улыбнулся мудрец. – Я видел много разных людей, и каждый из них по-своему наполнял свой сундук, и каждый был уверен, что его сундук полон. Я хочу показать вам, как это делал мой учитель.

Мудрец взял сундук и наполнил его большими камнями.

- Сундук полон? – спросил он учеников.

- Полон, - ответили они.

Затем мудрец насыпал в сундук мелких камней.

- Сундук полон?

- Полон.

А потом все оставшееся пространство мудрец засыпал песком.

И вновь на вопрос мудреца «Сундук полон?» ученики отвечали: «Полон».

- Я благодарен своему учителю, который показал мне этот способ. Ведь сундук так похож на отпущенное нам время.

- Как и сундук, время ограничено, и мы заполняем его по-разному. И не всегда у нас есть возможность заполнить его тем, чем мы желаем. Но важно помнить, что крупные камни – это наши большие дела, которые все вокруг видят. Небольшие камни – это время, которое мы посвящаем нашему отдыху, досугу, развлечениям. А песок – это мелкие каждодневные дела. Их так много, что не всегда видно другим людям, но они также важны и необходимы для самого человека.

После этих слов мудрец закрыл сундук и прикоснулся к нему рукой.

Когда он открыл его вновь, то к изумлению учеников сундук оказался наполнен слитками золота, драгоценными камнями и золотым песком.

Ведущий.

У вас на столах лежат чистые листы, разделенные на три колонки, впишите в них те дела, которые можно отнести к золотым слиткам, драгоценным камням и золотому песку (на эти дела уходит 3-5 минут)

Рефлексия. Зачитываем ответы. Делаем выводы.

Ведущий.

Мы наполнили наш дом содержанием.

Но в доме должен быть хозяин – лидер. Добрый, ответственный, сильный и мудрый, которому подчинялись бы все жители дома.

Задание «Портрет лидера»

Каждой команде (команды остаются в том же составе, в котором выполняли упражнение «Строим дом») дается по листу бумаги, набору цветной бумаги, клей и ножницы. Участники, используя вырезанные из цветной бумаги фигуры – круги, треугольники, квадраты – создают из них портрет лидера. Должны быть использованы все виды фигур.

Группы показывают свои работы и одновременно выбирают лидеров из команд по принципу: кто больше всего по характеру похож на изображенного лидера.

Упражнение «Мозговой штурм»

Лидерам прошу получить задания для вашей группы

Задание 1 команды

1. Решите анаграммы и исключите одно лишнее по смыслу слово из четырех полученных:

КОХЙЕК

СНИНЕТ

ОЖИВТ

ЛУФОБТ

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

СНА(...)ОВОЙ

3. Продолжите числовой ряд:

6     7    9     13     21     ?

4. Вставьте недостающее число:

Задание 2 команды

1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

ПЕ(...)ОЛ

2. Исключите лишнее слово:

ЛЕОР

БЕОРОЙВ

КОВАОРЖОН

ФЕЛИНДЬ

3. Вставьте недостающее число:

4. Продолжите числовой ряд:

68     48     40     36     34

Задание 3 команды

1. Продолжите числовой ряд:

18 20 24 32 ?

2. Вставьте недостающее число:

3. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:

ДИК(  )ЕЦ

4. Исключите лишнее слово:

РАКОЧВА

ЛЬБГДОУ

EXPO

ЛУПЕДЬ

Ответы

1 команда 1. Живот (хоккей, теннис, футбол), 2. Ряд, 3. 37, 4. 5

2 команда 1. Сок, 2. Дельфин (орел, воробей жаворонок), 3. 5, 4. 33

3 команда 1. 48, 2. 24, 3. Образ, 4. Орех (овчарка, бульдог, пудель)

Молодцы. Вы справились со всеми заданиями. Поаплодируйте себе.

Строить дом не просто. И чем больше сил, душевного тепла и любви будет в него вложено, тем надежнее будет ваш очаг.

Завершение

Упражнение: рукопожатие.

Я слегка сожму руку соседа слева и передам ему частичку своего тепла, он передаст ее дальше и так каждому пока рукопожатие не вернется мне, передав частичку каждого.

Спасибо за участие. Счастья и  удачи вам в жизни и в учебе.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*