Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологические особенности профессии педагога

02.06.2015 442 583
Вазанкова Светлана Витальевна
Вазанкова Светлана Витальевна, преподаватель русского языка и литературы

Амурский медицинский колледж

Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно.

Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик.

Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.

(С.Соловейчик)

 

Ещё Сенека говорил, что учитель является примером для своего ученика, что он воспитывает личности.

А что же такое личность?

Быть личностью - это постоянно строить самого себя и других, владеть многими приёмами и средствами, с помощью которых можно владеть своим собственным поведением, подчинять его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

На долю учителя выпадает очень многое. Ему предстоит быть организатором и воспитателем, социальным педагогом и психологом, другом и просто "родителем". Но, как бы мы не хотели, всякая учительская профессия накладывает неизгладимые типические черты на своего носителя. И даже когда учителя находятся не на работе, они всё равно видят мир, который их окружает, через призму учительского мировоззрения. Это не так уж и плохо! Главное - не превратиться в подобие фигуры, выступающей в роли апостола ходячей истины!

Педагогическая профессия относится к типу "Человек-Человек". Согласно Е.А.Климову этот тип профессий определяется следующими качествами человека:

  • коммуникабельностью;
  • высокой степенью стрессоустойчивости;
  • аккуратностью и чистоплотностью;
  • энергичностью и быстротой реакции;
  • воспитанностью и терпеливостью;
  • тактичностью и доброжелательностью;
  • чувством юмора;
  • хорошей дикцией;
  • хорошей памятью

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное, психологическое становление личности, поэтому особые требования предъявляются учителю, который призван обеспечить это становление. Что же является главным в профессии педагога? ГУМАНИЗМ  - это вера в доброе начало в каждом ребёнке, уважение к личности, желание помочь.

К личности педагога предъявляется ряд серьёзных требований. Среди них есть главные и второстепенные.Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Главными требованиями на протяжении многого времени являются любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие специальных знаний в той области, в которой обучаешь детей; широкая эрудиция; интуиция; высокий уровень общей культуры и нравственности; профессиональное владение различными методами воспитания и обучения детей.

Для того, чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические особенности. Под педагогическими особенностями мы понимаем определённые психологические особенности личности, которые являются условием достижения высоких результатов в обучении и в воспитательной деятельности.

Так Ф.Н. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

  1. Дидактические способности.

Они позволяют учителю осуществить отбор содержания и методов обучения, доступно излагать материал, взывая познавательную активность самих учащихся.

  1. Экспрессивные способности.

Они позволяют учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

  1. Перцептивные способности выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновение в их духовное состояние, глубокое понимание возрастных особенностей.
  2. Организаторские способности.

Они обеспечивают дисциплину и порядок в классе, продуманность использования каждой минуты на уроке, создание дружного и сплочённого коллектива.

  1. Суггестивные или авторитарные способности - это способности ко внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах.
  2. Педагогический такт. Для него необходимо:
  • Не подчёркивать успехи одних и неудачи других;
  • Не противопоставлять сильных слабым;
  • Не критиковать учащихся при всём коллективе;
  • Замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчёркивать это резко;
  • Воспринимать всерьёз всё, что происходит с детьми;
  • Формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Обобщённая форма профессионально-педагогического профиля педагога так же состоит из 4-х подструктур.

1. Социально- психологическая направленность. Тип педагогическойцентрации.

Центрация (ц.) - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса.

- конфорная (ц. на интересах, мнениях своих коллег);

- эгоцентрическая (ц. на интересах, потребностях своего Я);

- гуманистическая (ц. на интересах детей.Педагогов с такой ц. отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

- авторитарная (характерна для педагогов с индивидуальными нереализованными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

- на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

- методическая (ц.на содержании, средствах и методах преподавания).

2. Профессиональная компетентность.

2.1. Педагогическая компетентность.

2.2. Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

- социально-коммуникативная адаптивность;

- стремление к согласию;

- нетерпимость к неопределённости;

- избегание неудач;

- фрустрационная толерантность.

Профессиональная компетентность - это интегративное ка­чество личности специалиста, включающее систему знаний, уме­ний и навыков, обобщенных способов решения типовых задач, это постоянное стремление к совершенство­ванию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.

3. Педагогически значимые качества.

3.1. Логическое мышление.

3.2. Творческий потенциал.

3.3. Эмпатия:

- сопереживание (это способность чувствовать эмоции других людей);

- интернальность (свойство личности принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения);

- экстернальность (предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля).

3.5. Социальный интеллект.

4. Педагогически нежелательные качества.

4.1. ригидность (неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями);

4.2. авторитарность (социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению);

4.3. демонстративность (склонность к поступкам, совершаемых для всеобщего обозрения, с целью привлечения внимания к себе, или с вызовом по отношению к общественному мнению);

4.4. педантичность(предельная точность и аккуратность в каких-либо действиях; чрезмерная склонность к соблюдению формальных требований, правил и т. п. ).

 

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: каждый педагог должен в идеале иметь определённые педагогические способности для достижения  успешной учебной и воспитательной деятельности. Педагог должен быть личностью!

Ф.Н. Гоноболин даёт следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, составляет педагогические способности.

Вот эти способности:

  • Делать материал доступным;
  • Проявлять творчество в работе;
  • Иметь педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • Проявлять способность организовывать коллектив;
  • Проявлять любовь и интерес к детям;
  • Иметь содержательную и яркую речь и образность убеждений;
  • Иметь педагогический такт;
  • Уметь найти связь учебного предмета с жизнью;
  • Проявлять педагогическую требовательность.

Личность педагога развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но, прежде всего, в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда предъявляет особые требования к его личностным качествам.

Таким образом, высокопрофессиональный и  успешный педагог - это педагог, у которого в полной мере сформированы качества субъекта профессиональной деятельности, общения, самосознания. 

 

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,

и сей знания не только в памяти и сознании учеников,

но и в их душах и сердцах…

Ш. Амонашвили.

Список использованной литературы:

  1. Бодалёв А.А. Личность и общение. М., 1995г.
  2. Деркач А.А. Акмеология.
  3. Гоноблин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964г.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
  7. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
  9. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:  Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005. 368 с
  10. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.superinf.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*