Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практическая направленность обучения — основное направление подготовки студентов колледжа.

02.06.2015 4608 7854
Панфилова Елена Николаевна
Панфилова Елена Николаевна, преподаватель

Бутурлиновский механико-технологический колледж

«Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика»

Томас Фуллер

В условиях развития рыночных отношений качество профессионального образования приобретает большое значение. Система подготовки специалистов в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой обучающийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в социуме.В современных условиях востребован высокий уровень экономической подготовки конкурентоспособного специалиста, который умеет не только организовать ведение бухгалтерского учета на предприятии, но и может рекомендовать направления для улучшения его финансово-хозяйственной деятельности.

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена в средних специальных профессиональных учебных заведениях - колледжах - относится к числу весьма актуальных. Особенно остро она встала с началом постперестроечного процесса, появлением современных технологий, широким применением средств вычислительной техники. Современному  хозяйству потребовались такие управленческие кадры среднего звена, которые способны решать новые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях. Особо нужно отметить потребность в квалифицированных кадров экономических специальностей: бухгалтеров, финансистов, налоговиков. Их ошибки могут быть "смертельными" для предприятия. В системе профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, приспосабливаемости и адаптируемости к новым условиям.

12 февраля 2015 года на заседании Правительства РФ, посвященного  совершенствованию системы среднего профессионального образованияД.А.Медведев озвучил основную цель совершенствования системы СПО так: «создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики».Среди  комплекса мер, который разработало Минобрнауки, одним из   трех  стратегических направлений обозначено: «сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования. Здесь речь идет, прежде всего, о том, чтобы студенты совмещали теоретическую подготовку в колледже с практическим обучением на предприятии. С этим есть пока проблемы. Не менее половины учебного времени студенты должны проводить на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях, а также через наблюдательные и попечительские советы в колледжах – это так называемая дуальная система образования».Благодаря увеличению роли практической подготовки, будущие специалисты осваивают, производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте.

На данный момент времени в рамках, установленных ФГОС  производственная  практика студентов – такая же неотъемлемая часть учебного процесса, как лекции и семинары. Она является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования) и проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по  всем видам профессиональной деятельностипо осваиваемой  специальности.Практика обеспечивает  дидактическую последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных знаний и умений в соответствии с профилем деятельности, прививает  студентам навыки самостоятельной работы по избранной специальности.В современных условиях значение практик только возрастает.Для студентов это один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, для предприятия – возможность формирования кадрового резерва, а для колледжа – повышение качества учебного процесса и, как следствие, рост конкурентоспособности выпускников. Для работодателей это возможность познакомиться поближе со своими потенциальными сотрудниками, использовать уже сейчас имеющиеся у студентов знания и навыки. 

Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. В  практическом обучении так же активно участвуют и работодатели.В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательнаяорганизация  получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на научно-практических конференциях, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности. Такие конференции помогают осознать потребности как учебной организации со стороны предприятий и организаций, так и учесть требования работодателей  при подготовке специалиста. Без конструктивного диалога, проводимого в рамках конференций невозможно определить направления совершенствования профессионального образования.

Практические конференции по результатам прохождения производственной (преддипломной) практики студентами специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» – уже добрая традиция на протяжении последних десяти лет. Данный учебный год не стал исключением и 25.05.2015 года руководителем практики от учебного заведения  и  студентами  выпускной БЭ- 41 группы для студентов БЭ-31,32 гр. была проведена Практическая конференция по результатам прохождения производственной (преддипломной)  практики. Открыл  мероприятии   заведующий  практическим  обучением, который подчеркнул  значимость практического обучения в подготовке современного специалиста и акцентировал  внимание обучающихся на инициативном подходе при подборе базы практики и её последующем прохождении. Представитель от работодателей подчеркнула, что в последние годы наблюдается отсутствие формального подхода со стороны студентов  к прохождению практики, что увеличивает ее практическое значение. Продолжила конференцию куратор практики от учебного заведения, которая рассказала о  производственной практике студентам 3 курса и процедуре её прохождения в соответствии с учебным планом, осветив методическое обеспечение выполнения Программы практики,  формы отчетности, которые необходимо будет предоставить после прохождения практики и другие вопросы,  связанные с организацией практического обучения. Студентами, которые уже прошли такую практику были подготовлены видео сообщения о результатах и процедуре прохождения преддипломной практики на основных базах практического обучения  по специальности: ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат», ООО «Бутурлиновский мясокомбинат», Колхоз «Большевик»,  ОАО «Бутурлиновкахлеб», ООО «Тисма», ОАО «Бутурлиновский ЛВЗ», ЗАО «ЗРМ Бобровский». Выступающие обратили внимание на особенности прохождения практики в зависимости от выбранной базы практики, осветили структуру производства, взаимоотношения бухгалтерской службы с другими структурными подразделениями и внешними потребителями информации, посетовали на сложности, связанные со сбором информации для выполнения дипломных работ в свете соблюдения требования конфиденциальности информации. Кроме того,  выступающие осветили основные требования при прохождении практики, акцентировали внимание на наиболее трудоемких  разделах Программы практики, поведали о трудностях,  с которыми они столкнулись при прохождении практики и со студенческим  юмором дали «дружеские» советы на этот ответственный период в учебном процессе будущим практикантам. Конференция была направлена на формирование общих компетенций, определенных стандартом по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

Список источников:

  1. С.Б.Кузембаев ,М.К.Альжанов , Д.Д.Нурмагамбетов , Ж.Н.Атамбаев, Г.Т.Аймагамбетова Вопросы перехода на дуальное образование.Вестник КарГУ, Караганда,2013 г.
  2. Давыдов В.А.Методика организации производственной практики студентов экономических специальностей колледжа средствами имитационного моделирования http://www.dissercat.com/
  3. Заседание Правительства (2015 год, №5)



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*