Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация учебной деятельности в средних профессиональных учебных заведениях

01.06.2015 588 842
Терёхина Роза Павловна
Терёхина Роза Павловна, почетный работник СПО РФ, преподаватель высшей квалификационной категории

Кадомский технологический техникум

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются с сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

  • она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
  • в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
  • общие способы действия предваряют решение задач;
  • учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике;
  • происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения   в техникуме   каждый вид решает определенный набор дидактических задач и тем выполняет свое назначение. Такое разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве преподавателей техникума, заинтересованных в результативности своей работы.

Особенности  урока:

  • урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
  • дидактическая структура урока имеет строгую систему, а именно: определенное организационное начало и постановка задач урока; актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; объяснение нового материала; закрепление или повторение изученного на уроке; контроль и оценка учебных достижений студентов в течение урока; подведение итогов урока; задание на дом;
  • содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей дисциплины в рамках учебного плана;
  • каждый урок является звеном в системе уроков;
  • урок соответствует основным принципам обучения; преподаватель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
  • основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с обучающимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Специфика урока обусловлена его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе обучения, при изучении конкретной  дисциплины или профессионального модуля.

Лекция – ведущая форма обучения в техникуме, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.

Лекция хороша, когда она не повторяет учебник. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее.

Общий структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы.

Основные требования к чтению лекции:

  • большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
  • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
  • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
  • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
  • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
  • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
  • применение основных материалов – текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций:

  1. Вводная лекция дает первые целостные представления о предмете и ориентирует студентов в работе по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалистов. Дается краткий обзор курса, этапы развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции выделяются методические и организационные особенности работы в рамках дисциплины или профессионального модуля.
  2. Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций.
  3. Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрепредметной и межпредметной связей, исключая детализацию и конкретизацию. Стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
  4. Проблемная лекция – это лекция, на которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
  5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала с помощью технических средств обучения (ТСО), аудио-видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов – людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; деталей машин, картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических изображений в виде схем, таблиц, графиков, моделей).
  6. Бинарная лекция – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика).
  7. Лекция с заранее запланированными ошибками. Такая лекция рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции – диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
  8. Лекция-конференция проводится как практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, формулирует основные выводы.
  9. Лекция-консультация может осуществляться по двум вариантам: по типу «вопросы – ответы» и по типу «вопросы – ответы – дискуссия». В первом варианте лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу или всему курсу. Второй вариант является трояким сочетанием: изложение лектором новой учебной информации, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

К формам учебной деятельности, помимо лекций, относятся: семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятия, профессиональный тренинг, конференция, экскурсия, учебная практика, консультация, самостоятельные занятия, зачет, экзамен.

Семинар – это групповое обсуждение студентами под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: поддерживать интерес к дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени, и предоставлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.

Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный характер выступлений программируется и одобряется. Обсуждение проблем получается более основательным,  разносторонним и глубоким, чем на семинаре.

Экскурсия (выезд) – форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая обратиться к реальной жизни, непосредственно воспринять изучаемые явления.

Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений.  Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах,  производственных мастерских, на полигонах и местности.

Тренинг (тренировочные практически занятия) – разновидность практических занятий. Основная цель – доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до уровня навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки выступает единственным способом решения проблемы.

Игра – форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость и быстроту оценки ситуаций и принятия решений. Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одной или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи.

В ролевых играх один из обучаемых берет роль специалиста, должностного лица, а три-пять  выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам

По результатам учебного процесса любого вида  обязательно проводится поэтапный анализ учебного занятия (таблица 1).

Таблица 1.

Поэтапный анализ учебного занятия

Дидактическая задача

Содержание этапа

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

1

2

3

4

I этап. Организация начала занятия

Подготовка обучающихся к началу работы на занятии

Приветствие.

Определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к занятию, готовность наглядных пособий, доски

Требовательность, собранность, доброжелательность педагога, отсутствие многословия, четкость, ярко выраженная волевая направленность

Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех обучающихся в деловой ритм, полная готовность полная готовность группы и оборудования к занятию

II этап. Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности,

осознанности выполнения домашнего задания всеми

обучающихся (или  большинством), устранение обнаруженных

пробелов

Выявление уровня знаний

обучающихся по  домашнему

заданию, определение

типичных недостатков в знаниях и причины их

появления,  ликвидация

недостатков

Оперативность

преподавателя, которая во многом обеспечивается

целевой направленностью про-

верки, использование системы

приемов, позволяющих прове-

рить выполнение задания всеми обучающихся (или

большинством)

Проверка преподавателем за короткий срок (промежуток времени) знаний и установление типичных недочетов в знаниях по домашнему заданию

III этап. Всесторонняя проверка знаний

Глубокая всесторонняя

проверка знаний, умений

и навыков нескольких

обучающихся выявление

недостатков и причин их появления, стимулирование само-

образования

Проверка полноты, систематичности, осознанности, действенности, прочности знаний, умений и навыков, проверка сформированности  общих учебных умений, установление положительных сторон

в знаниях, рекомендации  обучающимся   по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью  товарищей

Постановка дополнительных

вопросов для проверки осознанности и действенности

знаний. Использование нестандартной ситуации в применении знаний,

опора и помощь обучающихся

в рецензировании ответов своих товарищей

Всесторонность проверки знаний, умений и навыков. Рецензирование ответов преподавателем и обучающимися с указанием положительного и

недостатков в знаниях, конкретность предложений

по данной теме

IV этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала

Подготовка обучающихся к тому виду учебно-познавательной

деятельности, который будет

доминировать при освоении

нового материала.

Формирование познавательных мотивов

предстоящей деятельности

 

Сообщение преподавателем нового материала (или

Самостоятельная работа студентов), восприятие

ими этого материала, осмысление, систематизация и конкретизация его

Предварительная актуализация известного и опора на жизненный опыт, индивидуальный подход,

организация их на оперирование усваиваемым

содержанием

Результаты

самостоятельной

работы

V этап. Первичная проверка понимания студентами нового материала

Установить осознанность материала, усвоение

связей и отношений между

фактами, явлениями,

выявить пробелы

и на этой основе

решить, можно

ли переходить к

следующему

этапу .

Проверка   преподавателем того, того, что  является основным содержанием занятия, которое нужно

усвоить, проверка полноты,

глубины и осознанного усвоения  новых знаний.

Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности студентов, постоянное

обращение к студентам, определение пробелов

 и успехов

Установление понимания

сильными и слабыми

студентами  основного

содержания при опросе  усваиваемых знаний,

привлечение группы к дополнению, к оценке ответов товарищей, устранение выявленных пробелов или постановка

перед студентами цели

устранить их на последующих

этапах занятия

VI этап. Закрепление новых знаний

Организация

деятельности

студентов

по применению

изученных

знаний на

практике

Организация деятельности

по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации

знаний

Включение студентов в деятельность  только

по воспроизведению,  и по

оперированию знаниями,

организация деятельности

студентов по включению

новых знаний в систему

Умение

студентов распознавать,

воспроизводить

новое содержание, применять новые знания к

объяснению явлений и решению задач,

устранение  недостатков в

знаниях .

VII этап. Подведение итогов занятия

Дать анализ степени овладения знаниями и

способами деятельности,

показать типичные недостатки  в знаниях, умениях и навыках

Характеризовать

работу группы.

Показать успешность овладения содержанием

урока, вскрыть недостатки,

выявить пути их устранения

Умение выявить

типичное в успехах и недостатках усвоения

Краткость и емкость анализа с учетом типичности, определение мер для последующей

работы с теми,  кто затрудняется

VIII этап. Информация о домашнем задании.

Инструктаж по  его

выполнению. 

Для закрепления усвоения

 нового материала

 дать на дом

задание, которое было бы

направлено на дальнейшее

развитие знаний и подготовку к последующему

обучению

Сообщение

домашнего

задания,

инструктаж о

его выполнении

Умение дать методические

советы для выполнения

домашнего задания

Работа по инструктированию в

рамках времени занятия, запись на доске номеров

задач и заданий, успешность выполнения домашних заданий к

следующему разу. Основные показатели решения дидактических задач как каждого

этапа, так и  занятия в целом

 

Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
  2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
  3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.
  4. Тенькин Б.С. и др. Психологические аспекты анализа урока. — Киров, 1997. - С. 83-85.)
  5. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*