Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКонфликты являются неотъемлемой частью общения, но от человека зависит, приведут ли эти конфликты к развитию личности и отношений или будут нести разрушение. Особенно важна проблема профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности, поскольку от поведения педагога зависит воспитание и развитие личности ребенка.
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современных образовательных учреждений. В последние годы отношения между студентами, преподавателями и студентами стали значительно сложнее и напряженнее. Возникающие противоречия рано или поздно выливаются в конфликты, которые могут стать причиной деструктивных изменений или основой для конструктивных изменений как в личности участников, так и в педагогическом процессе.
Вопросы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций наиболее актуальны для руководителя образовательного учреждения, поскольку он, так или иначе, может оказаться активным участником или «третейским судьей» в конфликтах между студентами, между преподавателями и студентами, между студентами и родителями.
Линии противоречий, возникающие в социально-педагогическом процессе, могут иметь различное направление и разный удельный вес, определяют вертикальные и горизонтальные конфликты.
Вертикальные конфликты возникают при появлении противоречий в своеобразной иерархической структуре: между обществом и системой образования, между администрацией образовательной организации и преподавателем, между преподавателем и студентом.
Кроме этого, имеют место и горизонтальные конфликты: «преподаватель-преподаватель», «студент-студент», «родитель-родитель» и т.п.
В линии вертикальных конфликтов – «преподаватель – студент» - конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояние участвующих сторон. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения преподавателя ведет к утрате его авторитета среди студентов. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует преподаватель в конфликте. Это, прежде всего, само учение как основная деятельность студента и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т.д.
Очень важно для преподавателя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности студентов.
Для профилактики конфликтной ситуации преподавателю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:
Правило № 1: «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком студентов видеть только отрицательные мотивы».
Правило № 2: «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета».
Правило № 3: «Студенты склонны охотнее выполнять распоряжение преподавателей при опосредованном способе воздействия».
Правило № 4: «Студента можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».
Правило № 5: «Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижает напряжение в общении».
Правило № 6: «Совместная деятельность сближает людей и повышает его авторитет (если она хорошо организована)».
С целью профилактики и разрешения конфликтных ситуаций администрация ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж» ежегодно проводит исследование среди студентов I курса реализуемых специальностей.
Выбор данной группы неслучаен, так как студенты нового набора первые месяцы учебы больше всего допускают пропуски занятий без уважительной причины, неудовлетворительные оценки, агрессивное поведение, конфликтные ситуации.
Исследование включает три этапа:
Анализ констатирующего и формирующего эксперимента
В течение 2014-2015 учебного года было проведено два исследования – в 1 и 2 семестре - и получен следующий результат:
Оценка психологического климата в коллективе (учебной группе)
1 семестр учебного года
2 семестр учебного года
Оценка наиболее частых конфликтных ситуаций
1 семестр учебного года
2 семестр учебного года
Комментируя наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, студенты выделили следующие причины:
конфликты с родителями:
конфликты между студентами своей группы:
конфликты с преподавателями:
Проведенное исследование позволило выявить общие причины конфликтных ситуаций:
Таким образом, на основе результатов диагностики в колледже разработана и ежегодно применяется система методов профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, включающая работу по следующим направлениям: диагностика причин конфликтных ситуаций, формирование у студентов понятия о конфликте, его видах и этапах развития, стратегиях поведения в конфликте и правилах их выбора, развитие навыков бесконфликтного общения, развитие умений саморегуляции в конфликте.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.