Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в образовательных организациях

29.05.2015 3562 6033
Копотилова Марина Александровна
Копотилова Марина Александровна, директор

Челябинский медицинский колледж

Конфликты являются неотъемлемой частью общения, но от человека зависит, приведут ли эти конфликты к развитию личности и отношений или будут нести разрушение. Особенно важна проблема профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности, поскольку от поведения педагога зависит воспитание и развитие личности ребенка.

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современных образовательных учреждений. В последние годы отношения между студентами, преподавателями и студентами стали значительно сложнее и напряженнее. Возникающие противоречия рано или поздно выливаются в конфликты, которые могут стать причиной деструктивных изменений или основой для конструктивных изменений как в личности участников, так и в педагогическом процессе.

Вопросы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций наиболее актуальны для руководителя образовательного учреждения, поскольку он, так или иначе, может оказаться активным участником или «третейским судьей» в конфликтах между студентами, между преподавателями и студентами, между студентами и родителями.

Линии противоречий, возникающие в социально-педагогическом процессе, могут иметь различное направление и разный удельный вес, определяют вертикальные и горизонтальные конфликты.

Вертикальные конфликты возникают при появлении противоречий в своеобразной иерархической структуре: между обществом и системой образования, между администрацией образовательной организации и преподавателем, между преподавателем и студентом.

Кроме этого, имеют место и горизонтальные конфликты: «преподаватель-преподаватель», «студент-студент», «родитель-родитель» и т.п.

В линии вертикальных конфликтов – «преподаватель – студент» - конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояние участвующих сторон. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения преподавателя ведет к утрате его авторитета среди студентов. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует преподаватель в конфликте. Это, прежде всего, само учение как основная деятельность студента и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т.д.

Очень важно для преподавателя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности студентов.

Для профилактики конфликтной ситуации преподавателю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:

Правило № 1: «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком студентов видеть только отрицательные мотивы».

Правило № 2: «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета».

Правило № 3: «Студенты склонны охотнее выполнять распоряжение преподавателей при опосредованном способе воздействия».

Правило № 4: «Студента можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».

Правило № 5: «Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижает напряжение в общении».

Правило № 6: «Совместная деятельность сближает людей и повышает его авторитет (если она хорошо организована)».

 

С целью профилактики и разрешения конфликтных ситуаций администрация ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж» ежегодно проводит исследование среди студентов I курса реализуемых специальностей.

Выбор данной группы неслучаен, так как студенты нового набора первые месяцы учебы больше всего допускают пропуски занятий без уважительной причины, неудовлетворительные оценки, агрессивное поведение, конфликтные ситуации.

Исследование включает три этапа:

  1. Констатирующий: оценка психологического климата в группах; выявление уровня конфликтности и возможности конфликтных ситуаций методом анонимного тестирования.
  2. Формирующий: улучшение психологического климата в группах и снижение уровня конфликтности, как под влиянием общих фоновых событий, так и под влиянием проводимых мероприятий. В группах был проведен опрос с целью выявления потенциальных конфликтующих сторон и причин конфликтных ситуаций.
  3. Контрольный: выявление изменений психологического климата в группах и уровня конфликтности по методике К. Томаса и Н.В. Гришиной «Предрасположение личности к конфликтному поведению».

 

Анализ констатирующего и формирующего эксперимента

В течение 2014-2015 учебного года было проведено два исследования – в 1 и 2 семестре - и получен следующий результат:

Оценка психологического климата в коллективе (учебной группе)

1 семестр учебного года


2 семестр учебного года

 

Оценка наиболее частых конфликтных ситуаций

1 семестр учебного года

 

2 семестр учебного года

 

Комментируя наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, студенты выделили следующие причины:

конфликты с родителями:

  • неуспеваемость;
  • нереализованные потребности;
  • гиперопека родителей и т.д.

конфликты между студентами своей группы:

  • различие в материальном и социальном положении;
  • борьба за лидерство;
  • неумение общаться со сверстниками и т.д.

конфликты с преподавателями:

  • большой поток информации;
  • излишняя требовательность;
  • необъективность при оценке знаний;
  • не всегда понятны объяснения.

Проведенное исследование позволило выявить общие причины конфликтных ситуаций:

  • поступление в колледж приводит к стрессовому состоянию: оторванность от дома, родителей, друзей, привычной среды;
  • необходимость быстро воспринять и переработать огромное количество социальной и интеллектуальной информации (перестройка на новую систему обучения, усвоение новых правил, норм поведения, приспособление к новым порядкам).

 

Таким образом, на основе результатов диагностики в колледже разработана и ежегодно применяется система методов профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, включающая работу по следующим направлениям: диагностика причин конфликтных ситуаций, формирование у студентов понятия о конфликте, его видах и этапах развития, стратегиях поведения в конфликте и правилах их выбора, развитие навыков бесконфликтного общения, развитие умений саморегуляции в конфликте.

 

Литература:

  1. Гулевич О.А. Психология групповых отношений: учебное пособие/О.А. Гулевич. – Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. инт-та, 2008.
  2. Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учебное пособие/Л.М. Кадцын. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. университета, 2008.
  3. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия: учебное пособие/Я.Л. Коломинский и др. Санкт-Петербург: Речь, 2007.
  4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология/А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*