Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЗначимость образования на сегодняшний день очень велика. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
Требования к образованности выпускников повышаются: задача среднего профессионального образования – не просто обеспечить студентов «багажом» знаний, а сформировать необходимые компетенции, как общие, так и профессиональные, способствующие повышению качества образования и приближающие квалификацию молодых специалистов к той, которая необходима работодателям.
Именно на это опирается стандарт третьего поколения, методологическая основа которого - вышеупомянутая концепция. Фундаментальным понятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является модульно-компетентностый подход в организации обучения. Ведущими идеями, как известно, выступают «образовательный модуль» и «компетенция». Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области. Ориентация на цели, значимые для сферы труда – вот, что является здесь ключевым принципом. Он опирается на «основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания» (нравственного примера педагога, социально-педагогического партнерства, индивидуально-личностного развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания), изложенные в Концепции.
Согласно А. Вербицкому и В. Шершневой под практико-ориентированностью следует понимать использование возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин. Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается проводить в контексте будущей профессиональной деятельности.
Задавая своим студентам вопрос о том, где же сегодня используются информационные технологии, слышу ответ «Да повсюду!». И действительно, анализируя вместе с ними, сферы применения информатики, мы видим, что ни одна отрасль сейчас не обходится без использования средств вычислительной техники. Приходим в магазин – видим кассира со сканером, нужно оплатить коммунальные услуги, обучение, пополнить счет на телефоне – пользуемся терминалом или Интернетом, в банках – электронные очереди, базы данных, расчеты с использованием ПК, в больницах – запись к врачу, обследования и т. д. Дома мы тоже не мыслим себя без компьютера: игры, социальные сети, электронные кошельки и др.
Наша образовательная организация готовит студентов технического профиля. Компьютерные технологии используются по разным направлениям и почти на всех предметах. Например, будущие выпускники специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (СЗС) могут:
И на своих уроках стараюсь подбирать задания, которые помогают студентам еще больше осознать, как можно использовать информационные технологии в их профессиональной деятельности. Это позволяет приобретать и развивать необходимые компетенции, что является неотъемлемой частью стандартов третьего поколения. Кроме того, это повышает интерес студентов к информатике, делает дисциплину более значимой в глазах студентов.
По данной специальности (СЗС) преподаю 2 дисциплины: «Информатика и ИКТ» (1 курс) и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (3 курс).
Так, например, с 1 курсом, в рамках темы «Правовые нормы, правонарушения в информационной сфере», где затрагивается подтема «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты», мы обязательно говорим о программах, которые понадобятся им, как профессионалам. Ребята сами находят информацию о дорогостоящих лицензионных программах (AutoCAD, ArchiCAD), а также находят варианты «экономичного» использования этих программ - лицензии для студентов, пробные версии.
В теме «Управление процессами» мы разделяем автоматические и автоматизированные системы. Здесь также упор делаю на профессиональную сферу: студенты находят небольшие видеоролики, демонстрирующие примеры использования систем в строительстве.
Изучая MS Word, обязательно прошу студентов подумать и привести примеры того, как они могут применять изученный материал будучи студентами и в будущем – специалистами. Например, колонтитулы, - можно нумеровать страницы, а можно вставлять логотип организации в многостраничном документе. Списки – перечислять строительные материалы, таблицы – составлять поэтапные планы работ и т.д.
При изучении MS Excel студенты анализируют как можно использовать полученный материал: какие типы диаграмм и почему могут им пригодится, какими функциями следует пользоваться, для чего нужно фильтровать данные и т.д.
Говоря о телекоммуникационных технологиях, обязательно обсуждаем насколько эффективней становится работа строителей, архитекторов, оценщиков с использованием электронной почты, Интернета, IP-телефонии. Студенты сами охотно приводят примеры, как можно организовать деловое общение между сотрудниками компании без необходимости их личного присутствия в офисе, как организовать видеоконференцию, что сократит затраты на командировки. А где же найти информацию о современных материалах, технологиях? Конечно, в Интернете! И ребята на уроках с удовольствием ищут нововведения по своей специальности в недрах сети.
С 3 курсом дело обстоит проще: сама дисциплина называется и направлена на профессиональную деятельность – «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (далее ИТПД). Студенты уже изучают профилирующие предметы и сами заинтересованы в автоматизации различных расчетов, проектировании. Они хорошо понимают, что современные строительные технологии немыслимы без информационных. Ребятам интересно узнать как многие рутинные, но важные операции можно упростить с помощью компьютера и тем самым сделать работу более эффективной. На уроках ИТПД мы связываем знания, умения, компетенция двух «миров»: строительного и информационного, преодолеваем дистанцию между формулировкой теорий и применением ее в строительной практике.
Программа по ИТПД для студентов-строителей в очередной раз затрагивает MS Excel. Эта универсальная программа широко используется и в строительных расчетах. И не смотря на то, что основная масса студентов хорошо ею владеют, на своих уроках по информационным технологиям показываю, как можно ее использовать в их профессиональной деятельности. Так, например, мы составляем графики строительных работ, делаем базу данных по строительным материалам, проводим расчет стоимости основных работ, анализируем себестоимость материальных затрат, финансовых и др. По всем расчетам строим разного вида диаграммы: гистограммы, графики, круговые и т.д.
Но основной упор идет, конечно же, на системы автоматизированного проектирования (САПР). Мы работаем в программе AutoCAD, т.к. именно эта программа на сегодняшний день занимает лидирующее положение среди систем автоматизированного проектирования. AutoCAD - незаменимый помощник для конструкторов и представителей целого ряда других профессий, имеющих дело с электронными чертежами. И наши студенты понимают, что овладев всеми тонкостями работы с программой, они повысят свою конкурентоспособность на рынке труда.
После знакомства с интерфейсом программы, с ее основными методами работы, мы чертим планы, фасады, разрезы по предложенным образцам. И далее, когда ребята уже «набивают» руку, я предлагаю им выполнить «свои» чертежи в AutoCAD, например, из курсовой работы. Студенты активно применяют полученные знания на практике, что способствует их работе в измененных условиях. Они применяют и понимают связь между теорией и практикой применения компьютерных технологий в строительстве. Их мотивация к обучению очень сильно повышается. Ребята соотносят имеющиеся теоретические знания с конкретной ситуацией, и также проводят рефлексию своей деятельности.
Итак, практико-ориентированность позволяет повысит интерес, т. к. студенты видят применение определенных задач с конкретной целью. Кроме того, будущие строители получают не просто знания, а умения, которые применяются на практике. А значит практико-ориентированность позволяет идти в ногу со временем, с современными тенденциями в образовании, соответствовать требованиям стандарта третьего поколения.
Литература:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Список ИР
http://build.rin.ru/obuchenije/autocad--sistjema-kotoruju-vybirajut-profjessionaly.html - Архитектура и строительство
http://profinfoservice.ru/press/perestrojka - ПрофИнфоСервис
http://amk64.blogspot.ru/2013/10/blog-post_26.html - Блог учителя информатики и математики Алферьевой М. К.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.