Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практико-ориентированность на уроках информатики

28.05.2015 992 1626
Макаренко Татьяна Михайловна
Макаренко Татьяна Михайловна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Значимость образования на сегодняшний день очень велика. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Требования к образованности выпускников повышаются: задача среднего профессионального образования – не просто обеспечить студентов «багажом» знаний, а сформировать необходимые компетенции, как общие, так и профессиональные, способствующие повышению качества образования и приближающие квалификацию молодых специалистов к той, которая необходима работодателям.

Именно на это опирается стандарт третьего поколения, методологическая основа которого - вышеупомянутая концепция. Фундаментальным понятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является модульно-компетентностый подход в организации обучения. Ведущими идеями, как известно, выступают «образовательный модуль» и «компетенция». Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области. Ориентация на цели, значимые для сферы труда – вот, что является здесь ключевым принципом. Он опирается на «основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания» (нравственного примера педагога, социально-педагогического партнерства, индивидуально-личностного развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания), изложенные в Концепции.

Согласно А. Вербицкому и В. Шершневой под практико-ориентированностью следует понимать использование возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин. Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается проводить в контексте будущей профессиональной деятельности.

Задавая своим студентам вопрос о том, где же сегодня используются информационные технологии, слышу ответ «Да повсюду!». И действительно, анализируя вместе с ними, сферы применения информатики, мы видим, что ни одна отрасль сейчас не обходится без использования средств вычислительной техники. Приходим в магазин – видим кассира со сканером, нужно оплатить коммунальные услуги, обучение, пополнить счет на телефоне – пользуемся терминалом или Интернетом, в банках – электронные очереди, базы данных, расчеты с использованием ПК, в больницах – запись к врачу, обследования и т. д. Дома мы тоже не мыслим себя без компьютера: игры, социальные сети, электронные кошельки и др.

Наша образовательная организация готовит студентов технического профиля. Компьютерные технологии используются по разным направлениям и почти на всех предметах. Например, будущие выпускники специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (СЗС) могут:

  • составить проектную документацию (например, с применением программ MS Word, MS Excel);
  • выполнить расчеты конструкций на ПК (MS Excel);
  • оптимизировать затраты и правильно распределить финансы (MS Excel);
  • спроектировать надежное здание и эффективно разместить коммуникации внутри конструкции (Autodesk AutoCAD);
  • автоматизировать контроль над подготовкой проектной и сметной документации (Грандсмета);
  • воспользоваться IP-телефонией, которая позволяет обеспечивать удаленные площадки телефонной связью в кратчайшие сроки и по экономичным ценам;
  • оперативно обмениваться информацией между сотрудниками с помощью электронной почты.

И на своих уроках стараюсь подбирать задания, которые помогают студентам еще больше осознать, как можно использовать информационные технологии в их профессиональной деятельности. Это позволяет приобретать и развивать необходимые компетенции, что является неотъемлемой частью стандартов третьего поколения. Кроме того, это повышает интерес студентов к информатике, делает дисциплину более значимой в глазах студентов.

По данной специальности (СЗС) преподаю 2 дисциплины: «Информатика и ИКТ» (1 курс) и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (3 курс).

Так, например, с 1 курсом, в рамках темы «Правовые нормы, правонарушения в информационной сфере», где затрагивается подтема «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты», мы обязательно говорим о программах, которые понадобятся им, как профессионалам. Ребята сами находят информацию о дорогостоящих лицензионных программах (AutoCAD, ArchiCAD), а также находят варианты «экономичного» использования этих программ - лицензии для студентов, пробные версии.

В теме «Управление процессами» мы разделяем автоматические и автоматизированные системы. Здесь также упор делаю на профессиональную сферу: студенты находят небольшие видеоролики, демонстрирующие примеры использования систем в строительстве.

Изучая MS Word, обязательно прошу студентов подумать и привести примеры того, как они могут применять изученный материал будучи студентами и в будущем – специалистами. Например, колонтитулы, - можно нумеровать страницы, а можно вставлять логотип организации в многостраничном документе. Списки – перечислять строительные материалы, таблицы – составлять поэтапные планы работ и т.д.

При изучении MS Excel студенты анализируют как можно использовать полученный материал: какие типы диаграмм и почему могут им пригодится, какими функциями следует пользоваться, для чего нужно фильтровать данные и т.д.

Говоря о телекоммуникационных технологиях, обязательно обсуждаем насколько эффективней становится работа строителей, архитекторов, оценщиков с использованием электронной почты, Интернета, IP-телефонии. Студенты сами охотно приводят примеры, как можно организовать деловое общение между сотрудниками компании без необходимости их личного присутствия в офисе, как организовать видеоконференцию, что сократит затраты на командировки. А где же найти информацию о современных материалах, технологиях? Конечно, в Интернете! И ребята на уроках с удовольствием ищут нововведения по своей специальности в недрах сети.

С 3 курсом дело обстоит проще: сама дисциплина называется и направлена на профессиональную деятельность – «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (далее ИТПД). Студенты уже изучают профилирующие предметы и сами заинтересованы в автоматизации различных расчетов, проектировании. Они хорошо понимают, что современные строительные технологии немыслимы без информационных. Ребятам интересно узнать как многие рутинные, но важные операции можно упростить с помощью компьютера и тем самым сделать работу более эффективной. На уроках ИТПД мы связываем знания, умения, компетенция двух «миров»: строительного и информационного, преодолеваем дистанцию между формулировкой теорий и применением ее в строительной практике.

Программа по ИТПД для студентов-строителей в очередной раз затрагивает MS Excel. Эта универсальная программа широко используется и в строительных расчетах. И не смотря на то, что основная масса студентов хорошо ею владеют, на своих уроках по информационным технологиям показываю, как можно ее использовать в их профессиональной деятельности. Так, например, мы составляем графики строительных работ, делаем базу данных по строительным материалам, проводим расчет стоимости основных работ, анализируем себестоимость материальных затрат, финансовых и др. По всем расчетам строим разного вида диаграммы: гистограммы, графики, круговые и т.д.

Но основной упор идет, конечно же, на системы автоматизированного проектирования (САПР). Мы работаем в программе AutoCAD, т.к. именно эта программа на сегодняшний день занимает лидирующее положение среди систем автоматизированного проектирования. AutoCAD - незаменимый помощник для конструкторов и представителей целого ряда других профессий, имеющих дело с электронными чертежами. И наши студенты понимают, что овладев всеми тонкостями работы с программой, они повысят свою конкурентоспособность на рынке труда.

После знакомства с интерфейсом программы, с ее основными методами работы, мы чертим планы, фасады, разрезы по предложенным образцам. И далее, когда ребята уже «набивают» руку, я предлагаю им выполнить «свои» чертежи в AutoCAD, например, из курсовой работы. Студенты активно применяют полученные знания на практике, что способствует их работе в измененных условиях. Они применяют и понимают связь между теорией и практикой применения компьютерных технологий в строительстве. Их мотивация к обучению очень сильно повышается. Ребята соотносят имеющиеся теоретические знания с конкретной ситуацией, и также проводят рефлексию своей деятельности.

Итак, практико-ориентированность позволяет повысит интерес, т. к. студенты видят применение определенных задач с конкретной целью. Кроме того, будущие строители получают не просто знания, а умения, которые применяются на практике. А значит практико-ориентированность позволяет идти в ногу со временем, с современными тенденциями в образовании, соответствовать требованиям стандарта третьего поколения.

 

Литература:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

Список ИР

http://build.rin.ru/obuchenije/autocad--sistjema-kotoruju-vybirajut-profjessionaly.html - Архитектура и строительство

http://profinfoservice.ru/press/perestrojka - ПрофИнфоСервис

http://amk64.blogspot.ru/2013/10/blog-post_26.html - Блог учителя информатики и математики Алферьевой М. К.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*