Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Где живут чувства?» или причины нашего поведения

27.05.2015 203 282
Маликова Светлана Анатольевна
Маликова Светлана Анатольевна, преподаватель, педагог-психолог

Оскольский политехнический колледж

В современной психологической науке немало теорий и направлений предложенных маститыми деятелями науки. Нужно отметить, что на протяжении последнего столетия известные психологические теории и направления тщательно изучали, по-новому трактовали, неоднократно прорабатывали, дополняли и изменяли. Предлагаю рассмотреть использование в педагогическом процессе одной из таких теорий - индивидуальной теории А.Адлера.

В науке понятие теории трактуется следующим образом - это «гипотеза, признанная подтвержденной, при помощи которой можно удачно описывать (предсказывать, прогнозировать) ранее необъяснённые факты и явления». А что же такое гипотеза? Это, в свою очередь, «научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-либо явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем».

Значит, с помощью теоретического предположения, подтверждённого опытным путём, мы можем делать выводы о фактах и явлениях нашей жизни.

Итак, в поле зрения нашего внимания теория австрийского психолога Альфреда Адлера (1870-1937) под названием «индивидуальная теория», которая принимает за основу личность со всей её уникальностью и неповторимостью.

А. Адлер полагал, что в своём поведении человек руководствуется не врождёнными инстинктами, а чувством общности, которое и определяет все его поступки и поведение. И, как следствие рассуждений автора вышеупомянутой теории, человек выстраивает свой стиль жизни, стремление к превосходству, общественный интерес, исходя из чувства собственной неполноценности, и стремления его компенсировать.

Каковы же источники комплекса психологической неполноценности? По мнению А.Адлера данный комплекс развивается с детства и, в основном, по трем причинам:

- дефект того или иного органа;

- чрезмерная опека родителей;

- отвержение со стороны родителей.

Если наше здоровье не отвечает нашим ожиданиям и не позволяет чувствовать себя «на высоте», то в качестве компенсации данного состояния мы стремимся преувеличить свои физические и даже интеллектуальные способности. Таким образом, происходит развитие стремления к превосходству.

По мнению А.Адлера, такое стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. И это не так уж и плохо, потому что привносит в нашу жизнь движение вперёд к развитию и самосовершенствованию. Заявив однажды о себе нереальный факт, человек стремится достигнуть такого качества, которое даст ему подтверждение желаемого – «У меня нет ног, но я стану призером параолимпийских игр!»

Обобщая результаты работы с подростками, имеющими ограниченные возможности, правильно поставленные цели помогают сформировать эмоционально-волевые процессы и направить их на достижение реальных результатов.

Исходя из данного постулата и применяя его в педагогическом процессе, вывод очевиден – физические ограничения возможностей человека сегодня (в условиях развитых технологий) не ограничивают возможности физические и самое главное духовные, как высшую ступень развития личности.

Стиль жизни, по мнению автора этой теории, складывается в раннем детстве, в период некритического восприятия информации, закрепляется к 4-5 годам, а чтобы изменить его требуются колоссальные усилия.

Стиль жизни (по А.Адлеру) – «это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны слова Адлера: «Индивидуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью».

Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При хорошо развитом чувстве общности неуверенные в себе дети, а в последствии и подростки, меньше ощущают свою физическую недостаточность в условиях приятия их сверстниками такими, какие они есть. Кроме этого, приятие сверстниками позволяет проявиться другим качествам и ценностям, навыкам и умениям, не менее значимым в общественном социуме.

Именно в социуме среди сверстников происходит становление личности, а базовой структурой для этого является творческое «Я», как ещё один и, пожалуй, самый главный постулат теории А.Адлера. Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида и его личности. Человек является хозяином своей судьбы и сам создаёт свой неповторимый стиль жизни!

Близкие взрослые нашей семьи первыми встречают нас в этом мире и дают нам возможность прочувствовать и понять, что такое взаимопомощь и сотрудничество. Поведение взрослых в кругу семьи при взаимодействии с окружающим социумом служит ребёнку образцом для подражания.

Стремления и цели наших близких взрослых (родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестёр) в период детства становятся нашими стремлениями и целями, мы с радостью принимаем их и идём за ними, как за единственно верными. Но, если эти цели становятся чрезмерными, то вся наша деятельность превращается в фикцию. Ведь фиктивную цель невозможно ни проверить, ни подтвердить, а сам принцип достижения цели имеет в жизни человека большое значение и тогда вступает в силу предложенное Адлером понятие фиктивного финализма.

Однако, этот учёный остался в сердцах и умах человечества, благодаря еще и тому, что предложил замечательное решение фиктивного финализма, как и постулата с возникающим у человека чувством неполноценности.

Следуя фиктивным целям, человек тоже может получить хороший жизненный результат, ведь, двигаясь по пути высоких целей, он стремится достичь высочайших результатов в своей деятельности, с более эффективным решением жизненных проблем.

Формулирование главной жизненной цели, выработка этапов на пути её достижения, структурирование мотивации, увеличивает шансы преобразования фиктивного финализма в эффективный результат.

Такое решение психологической задачи имеет важное и неоценимое значение в педагогическом процессе. Да, фиктивные цели отрывают личность от реальности, но и расширяют горизонты возможного. Задача педагога сбалансировать этот процесс и помочь воспитаннику трансформировать невозможное в достижимое, нереальное в возможное, а иллюзию в реальность.

 

Список использованных источников

  1. С.амыгин С.И., Столяренко Л.Д., Учебное пособие, - КНОРУС, 2012, - 480 с. (Для бакалавров);
  2. Большой психологический словарь/ сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.:АСВ, 2012.;
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.;
  4. Психология человека: словарь терминов (Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.);
  5. Большой психологический словарь / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСВ, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. [Электронный ресурс] http://tolkslovar.ru/p15569.html



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*