Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Где живут чувства?» или причины нашего поведения

27.05.2015 767 1198
Маликова Светлана Анатольевна
Маликова Светлана Анатольевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

В современной психологической науке немало теорий и направлений предложенных маститыми деятелями науки. Нужно отметить, что на протяжении последнего столетия известные психологические теории и направления тщательно изучали, по-новому трактовали, неоднократно прорабатывали, дополняли и изменяли. Предлагаю рассмотреть использование в педагогическом процессе одной из таких теорий - индивидуальной теории А.Адлера.

В науке понятие теории трактуется следующим образом - это «гипотеза, признанная подтвержденной, при помощи которой можно удачно описывать (предсказывать, прогнозировать) ранее необъяснённые факты и явления». А что же такое гипотеза? Это, в свою очередь, «научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-либо явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем».

Значит, с помощью теоретического предположения, подтверждённого опытным путём, мы можем делать выводы о фактах и явлениях нашей жизни.

Итак, в поле зрения нашего внимания теория австрийского психолога Альфреда Адлера (1870-1937) под названием «индивидуальная теория», которая принимает за основу личность со всей её уникальностью и неповторимостью.

А. Адлер полагал, что в своём поведении человек руководствуется не врождёнными инстинктами, а чувством общности, которое и определяет все его поступки и поведение. И, как следствие рассуждений автора вышеупомянутой теории, человек выстраивает свой стиль жизни, стремление к превосходству, общественный интерес, исходя из чувства собственной неполноценности, и стремления его компенсировать.

Каковы же источники комплекса психологической неполноценности? По мнению А.Адлера данный комплекс развивается с детства и, в основном, по трем причинам:

- дефект того или иного органа;

- чрезмерная опека родителей;

- отвержение со стороны родителей.

Если наше здоровье не отвечает нашим ожиданиям и не позволяет чувствовать себя «на высоте», то в качестве компенсации данного состояния мы стремимся преувеличить свои физические и даже интеллектуальные способности. Таким образом, происходит развитие стремления к превосходству.

По мнению А.Адлера, такое стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. И это не так уж и плохо, потому что привносит в нашу жизнь движение вперёд к развитию и самосовершенствованию. Заявив однажды о себе нереальный факт, человек стремится достигнуть такого качества, которое даст ему подтверждение желаемого – «У меня нет ног, но я стану призером параолимпийских игр!»

Обобщая результаты работы с подростками, имеющими ограниченные возможности, правильно поставленные цели помогают сформировать эмоционально-волевые процессы и направить их на достижение реальных результатов.

Исходя из данного постулата и применяя его в педагогическом процессе, вывод очевиден – физические ограничения возможностей человека сегодня (в условиях развитых технологий) не ограничивают возможности физические и самое главное духовные, как высшую ступень развития личности.

Стиль жизни, по мнению автора этой теории, складывается в раннем детстве, в период некритического восприятия информации, закрепляется к 4-5 годам, а чтобы изменить его требуются колоссальные усилия.

Стиль жизни (по А.Адлеру) – «это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны слова Адлера: «Индивидуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью».

Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При хорошо развитом чувстве общности неуверенные в себе дети, а в последствии и подростки, меньше ощущают свою физическую недостаточность в условиях приятия их сверстниками такими, какие они есть. Кроме этого, приятие сверстниками позволяет проявиться другим качествам и ценностям, навыкам и умениям, не менее значимым в общественном социуме.

Именно в социуме среди сверстников происходит становление личности, а базовой структурой для этого является творческое «Я», как ещё один и, пожалуй, самый главный постулат теории А.Адлера. Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида и его личности. Человек является хозяином своей судьбы и сам создаёт свой неповторимый стиль жизни!

Близкие взрослые нашей семьи первыми встречают нас в этом мире и дают нам возможность прочувствовать и понять, что такое взаимопомощь и сотрудничество. Поведение взрослых в кругу семьи при взаимодействии с окружающим социумом служит ребёнку образцом для подражания.

Стремления и цели наших близких взрослых (родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестёр) в период детства становятся нашими стремлениями и целями, мы с радостью принимаем их и идём за ними, как за единственно верными. Но, если эти цели становятся чрезмерными, то вся наша деятельность превращается в фикцию. Ведь фиктивную цель невозможно ни проверить, ни подтвердить, а сам принцип достижения цели имеет в жизни человека большое значение и тогда вступает в силу предложенное Адлером понятие фиктивного финализма.

Однако, этот учёный остался в сердцах и умах человечества, благодаря еще и тому, что предложил замечательное решение фиктивного финализма, как и постулата с возникающим у человека чувством неполноценности.

Следуя фиктивным целям, человек тоже может получить хороший жизненный результат, ведь, двигаясь по пути высоких целей, он стремится достичь высочайших результатов в своей деятельности, с более эффективным решением жизненных проблем.

Формулирование главной жизненной цели, выработка этапов на пути её достижения, структурирование мотивации, увеличивает шансы преобразования фиктивного финализма в эффективный результат.

Такое решение психологической задачи имеет важное и неоценимое значение в педагогическом процессе. Да, фиктивные цели отрывают личность от реальности, но и расширяют горизонты возможного. Задача педагога сбалансировать этот процесс и помочь воспитаннику трансформировать невозможное в достижимое, нереальное в возможное, а иллюзию в реальность.

 

Список использованных источников

  1. С.амыгин С.И., Столяренко Л.Д., Учебное пособие, - КНОРУС, 2012, - 480 с. (Для бакалавров);
  2. Большой психологический словарь/ сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.:АСВ, 2012.;
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.;
  4. Психология человека: словарь терминов (Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.);
  5. Большой психологический словарь / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСВ, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. [Электронный ресурс] http://tolkslovar.ru/p15569.html



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*