Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психология восприятия себя и своего психологического возраста

27.05.2015 310 439
Маликова Светлана Анатольевна
Маликова Светлана Анатольевна, преподаватель, педагог-психолог

Оскольский политехнический колледж

Что такое возраст, какие его критерии являются определяющими? Только ли количество прожитых лет? Биологическое состояние организма? Уровень развития психической зрелости? Все эти параметры имеют определённое значение для каждого человека. Какое влияние это оказывает на самовосприятие? Попробуем разобраться. Возраст - это временные характеристики индивидуального развития с конкретно-историческими этапами развития со своими закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания (в общем-то – это своеобразные ступени онтогенетического развития) и определяется он как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Л.С. Выготский определяет психологический возраст как «качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития».

Начнём с психических процессов, то с чего начинается взаимодействие с миром, в котором мы живём, то, с помощью чего мы получаем и осмысливаем информацию – это то, с помощью чего мы преобразуем объективную реальность в свой субъективный образ.

Например:

- Вчера был ясный день, и глаза моей новой знакомой сияли небесной синевой, сегодня пасмурно и цвет глаз стал глубже и темнее. Я ночь не спал, вспоминая эту синеву и, кажется, влюбился! Но что с ней стало… как она могла так измениться, где полюбившаяся мне светлая синева её глаз?

Ощущения… и восприятие…

А может и не менялась она вовсе, а просто преломился луч от солнца, которому вчера ничто не мешало, а сегодня он вынужден к нам пробиваться сквозь тучи?.. Всего лишь физическое явление?

Когда мы начинаем ощущать, то отражаем лишь отдельные свойства предметов, а, подключается восприятие, и мы начинаем учитывать свойства и признаки этих предметов. На основе прошлого опыта мы подключаем процесс памяти и воображения, то есть создаём нечто новое на основе уже известного и, главное, начинаем осмысливать, и стараемся понять суть происходящего. Но почему бывает таким разным этот исходный материал восприятия? И только ли физические явления действуют на объективные качества и свойства того, что видит человек?

Человек не машина, он имеет свой неповторимый опыт, состояние, настроение, чувства, эмоции… всё это влияет на наше восприятие и определяет субъективность выводов о происходящем. Возьмём для примера поколение 60-х и 70х г.г. Мы – одно поколение - учились по одним программам в школе и институтах, мы жили в одной стране с одним историческим опытом, смотрели одни и те же программы по телевизору, но имеем диаметрально противоположные взгляды на самые, казалось бы, однозначные предметы и явления. Возможно ли, но хочется сравнить человека с некоей призмой-линзой, которая благодаря индивидуальности своих качеств и свойств, преломляя восприятия индивида, отображает этот мир по-своему неповторимо.

Итак, только наше внутреннее содержание и неповторимый личный опыт, индивидуальность и отношение к себе и окружающему миру, делают людей одной страны, одного народа, одной нации, одного уровня интеллектуального развития, одного социального уровня, одних принципов и взглядов, прошедших одну «школу жизни», получившие сходные навыки и умения и т.д. – неповторимо разными.

Одним из интересных аспектов восприятия и приятия себя, считаю, является наш возраст. Ну что можно сказать о нём объективно? Он есть, он измерим, он конкретен и он… непостижим, когда «вступает на арену» восприятие.

Возраст состоит из ряда аспектов:

1) хронологический возраст - это продолжительность жизни человека (по паспорту);

2) биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (систем организма);

3) психологический возраст - как уровень развития психики, состоящий из следующих компонентов:

  1. умственный возраст (IQ),
  2. социальная зрелость (SQ) – некий социальный интеллект, когда человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает,
  3. эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностная зрелость.

Но вот в реальной жизни все эти отдельные составляющие не всегда совпадают, а порой и очень сильно отличаются друг от друга.

Реальность такова, что перечисленные составляющие не всегда совпадают, а порой и очень сильно отличаются друг от друга.

Прежде о том, о чём не поспоришь – хронологический аспект. Есть точные данные, которые регистрируются в личных документах и, конечно же, являются определяющими в нашей социальной жизни.

Другая сторона, которая подлежит измерению, но уже другого порядка – биологический возраст. Придерживаясь здорового образа жизни, 30-летний организм будет иметь отличное, здоровое состояние сравнимое с состоянием 20-летнего человека. Но, при ведении разгульного образа жизни, противоположном здоровому, износ нашего организма будет максимальным, и уровень биологического возраста может оказаться на порядок больше хронологического.

В определении возраста существует опора на социально заданные внешние ориентиры, и эта опора носит деятельностный характер. Иногда происходит деление по этапам жизни, ориентированное на события социальной, эмоциональной жизни. Но часто имеет место ориентация на личностный рост человека.

Самая интересная характеристика психологического возраста – это его принципиальная обратимость (об этом говорит концепция А.В.Толстых), когда человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого.

Многомерность этого явления в разноплановости проявлений сторон жизни человека. Например: в семье состоялся, а в профессии остался нереализован. Как правило, это касается женщин, им чаще свойственно делать выбор в пользу семьи, забывая о своей карьере. У мужчин естественно приоритеты расставлены наоборот.

В настоящее время психологический возраст имеет измерение. Многие ученые занимались исследованиями хронологического и биологического возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

Данная тема исследовательской работы была предложена студентам Оскольского политехнического колледжа СТИ НИТУ «МИСиС», с которыми было проведено тестирование (например тест на определение психологического возраста Анны Шварцвебер), что позволило сделать следующие выводы:

Всё это заставило нас задуматься о себе и результатах тестирования, которые мы получили. Надо сказать, что в нашей компании друзей – как мы узнали, готовясь к этой статье, мы являемся группой значимых друг для друга людей – подобрались юноши и девушки с высокими показателями психологического возраста. Например, Владу оказалось 52 года, Дарье – 36 лет… Мы заинтересовались причинами такого результата и предприняли попытки поиска информации в интернете. Но, к сожалению, эта сфера освещена мало.

И так, что такое психологический возраст? Это важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.

И всё же, как же определяют психологический возраст учёные сегодня?

«В отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение».

Другая точка зрения: «характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами».

Первая попытка анализа системного категории возраста психологического принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми характеристиками он считал: «социальную ситуацию развития», отражающую место ребенка в системе общественных отношений; деятельность ребенка; новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями. В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр. Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов».

Ещё одна характеристика психологического возраста как «непосредственная способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним» показалась нам наиболее понятна.

Мы часто думали, почему мы такие разные – находясь в одном хронологическом возрасте с кем-то интересно, а с кем-то невыносимо скучно,… а с другими невозможно поговорить по душам (как будто наши души разной степени зрелости, как плоды разной спелости). Узнав о таком понятии как психологический возраст, стало ясно, как мы притягиваемся и отталкиваемся, что заставляет нас взглянуть по-новому на других и себя.

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по-разному воспринимает различные жизненные ситуации, хорошие и не очень, радостные и трагические, в том числе и болезнь. Знакомство с этой не простой темой позволило нам узнать о себе больше, понять себя лучше и подкорректировать своё восприятие и отношение к себе и жизни. Повторное тестирование позволило нам помолодеть психологически и вырасти интеллектом, расширив знания о мире и себе.

Проведённая психолого-коррекционная работа с каждым участником экспериментальной группы студентов позволила разобраться в источниках формирования высоких возрастных показателей, понять закономерности формировании психологического возраста и приблизить возраст психологический к возрасту хронологическому.

 

Список использованных источников

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: СОБР. соч. Т.3 М.: Педагогика, 1983.;
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов/Д.: Феникс, 2013.;
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический прект, 2006.;
  4. Психология человека: словарь терминов (Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.)
  5. Большой психологический словарь / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСВ, 2008.;
  6. Психология развития. Словарь по книге Психология развития. — СПб.: Питер. Грэйс Крайг, Дон Бокум. 2005.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*