Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модульно-рейтинговая система контроля и оценки качества знаний студентов

26.05.2015 12893 23612
Терёхина Роза Павловна
Терёхина Роза Павловна, преподаватель

Кадомский технологический техникум

В настоящее время меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Модульно-рейтинговая система – это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий.

Цель модульно-рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Использование модульно-рейтингового обучения предполагает то, что студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено в единое целое содержание и технология овладения учебным материалом. В состав модуля входит:

  1. план действий с указанием конкретных целей;
  2. учебное содержание, доступное для эффективного усвоения студентом;
  3. методическое руководство по достижению дидактических целей.

Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого.

Структура модуля состоит из следующих учебных элементов (УЭ):

  • входного элемента модуля (УЭ – 0);
  • обучающего элемента (может выступать как отдельный модуль) (УЭ – 1);
  • практикума (отработка, коррекция знаний и умений) (УЭ – 3)
  • итогового контроля (УЭ – 4);
  • рефлексия

Модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины и включает и состоит из двух частей:

  • Познавательная (информационная). Основная задача, которой формирование теоретических знаний.
  • Учебно-профессиональная. Её задача - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

Познавательный аспект может быть реализован такими средствами как

  • лекция;
  • семинар;
  • беседа;
  • работа с учебной литературой;
  • работа с дополнительной литературой;
  • опорные конспекты;
  • непосредственное консультирование с преподавателем.

Практический аспект может быть реализован такими средствами как

  • Практикум (выполнение заданий из учебника и не только);
  • практическая работа (обучающая);
  • самостоятельная работа (обучающая);
  • лабораторная работа (исследовательская);
  • тестовая работа.

Обязательным элементом модуля является контроль усвоения знаний: текущий и итоговый. Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля.

Итоговый контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по всему модулю.

Формами и методами контроля могут выступать:

  • самостоятельная работа;
  • практическая работа,
  • лабораторная работа,
  • работа с тестами;
  • контрольная работа.

Для оценки знаний при модульно-рейтинговом обучении используется рейтинговой оценка.

Рейтинг — это сумма баллов, набранная студентами в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным стандартам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

До начала семестра преподаватель, ведущий дисциплину, разрабатывает рейтинг-план по дисциплине на учебный семестр. Рейтинг-план входит в учебно-методический комплекс дисциплин специальностей (направлений).

Рейтинг-план предусматривает оценивание результатов обучения студентов при помощи баллов, установленных преподавателем за каждый вид работы.

В процессе учебной деятельности преподаватель оценивает выполнение студентом обязательных работ, предусмотренных рейтинг-планом: изучение теоретического материала, выполнение домашнего задания, доклады и сообщения, решение задач, лабораторные работы, контрольные работы (в том числе итоговые), работа на уроке и пр.

Максимальный балл за каждый оцениваемый вид деятельности студента преподаватель указывает в рейтинг-плане и эти данные отражает в электронном журнале. Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

R mах = (N/2) 5,

где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета.

5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие.

Так, например, если предмет изучается в течение 48 часов, то максимальное количество баллов - 120.

Величина проставляемого балла варьируется от 0 до установленного преподавателем максимального балла по оцениваемому виду деятельности.

Модульно-рейтинговая система снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся; оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

  1. весь курс обучения по дисциплине разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
  2. по окончании изучения каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах;
  3. в конце обучения определяется сумма баллов набранных за весь период и выставляется общая отметка.

Преподаватель разрабатывает зачетный лист (карту «контрольных точек»). В зачетном листе прописаны все условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Информация о модульно-рейтинговой системе обучения доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине.

Модульно-рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Система предполагает постоянный контроль знаний, умений и навыков студентов, который осуществляется преподавателями систематически в течение семестра и после изучения отдельных тем и разделов курса с обязательной оценкой.

Текущая оценка знаний учитывается при определении итоговой (выставляемой на экзамене) оценки. Студент, набравший максимальное количество балов, предусмотренное по данной дисциплине, имеет право на получение автоматической оценки «отлично» при сдаче семестрового экзамена.

Студенты регулярно (не реже одного раза в месяц) информируются преподавателем об изменении их рейтинговой оценки по дисциплине, что является одним из основных факторов активизации их самостоятельной работы.

По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.

Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале изучения модуля, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.

Технический рейтинг — складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в   цикле) и оценок решения типовых задач на контроле. Он служит для проверки технических умений и навыков студентов при решении типовых стандартных задач.

Теоретический рейтинг набирается на контроле, проводимом на промежуточных этапах, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала.

Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными примерами; выполнять задания, требующие глубоких теоретических и практических знаний. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, которые претендуют на высокий балл и имеют для этого достаточные основания.

Для перехода на модульно-рейтинговое обучение необходимо создать определенные условия.

Первое условие связано с мотивацией преподавателей.

Второе условие связано с готовностью студентов к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированности минимума знаний и общих учебных умений.

Третье условие - это материальные возможности в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый студент будет обеспечен этой программой действий.

Прежде всего, преподавателю необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, преподавателю нужно выделить основные научные идеи курса.

  1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
  1. При обнаружении пробелов в знаниях студентов необходимо провести соответствующую коррекцию.
  2. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в знаниях студентов.
  3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
  4. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
  5. Введение модульно-рейтинговой системы в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. При использовании модульно-рейтингового обучения широко используются традиционные методы, приемы и формы организации учебно-познавательной деятельности студентов: работа в паре, в микро группах, индивидуальная. Считаю, что данная система обучения повышает заинтересованность студентов в творческом подходе к обучению и тем самым повышает качество и эффективность учебного процесса.

Приступая к разработке модульного урока, преподавателю необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений студента по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. При составлении модуля занятия обычно используется следующий алгоритм:

  1. определение места модульного урока в теме;
  2. формулировка темы урока;
  3. определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;
  4. подбор необходимого методического и учебного материала;
  5. отбор методов и форм преподавания и контроля;
  6. определение способов учебной деятельности студентов;
  7. разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них;
  8. Составление модуля данного урока.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого, цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много, но обязательны следующие:

1-ый УЭ, направленный на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;

2-ой УЭ, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;

3-ий УЭ, являющийся отработкой учебного материала;

4-ый УЭ, включающий выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), дифференциация домашнего задания (с учетом успешности работы студента на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

В конце каждого урока студенты возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

Модульно-рейтинговая система обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений, развивается творческое и критическое мышление студентов. Студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность студенту осознать себя в деятельности, самому определить пробелы в своих знаниях и умениях.

К достоинствам модульно-рейтинговой системы обучения относят:

  1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.
  2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
  3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
  4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения и уровню получения профессиональных и общих компетенций.
  5. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.
  6. Первоочередное формирование навыков самообразования у студентов.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. В этом случае от преподавателя требуется высокой концентрации и соответствующего интереса к учебному процессу.

Данная система контроля и оценки качества знаний направлена на высококачественную подготовку специалистов, глубокое усвоение студентами изучаемого материала и включает всестороннюю оценку работы студентов в семестре, а также ее учет при выставлении итоговой оценки на экзамене.

 

Используемые ресурсы

  1. Байрашев К.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов как показатель качества учебного процесса [Текст] / К.А. Байрашев // Фундаментальные исследования. - 2007. - №10. - С. 74-78.
  2. Верещагин Ю.Ф., Ерунов В.П. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2003. - 105 с.
  3. Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза [Текст] / Н.В. Герова // Программные продукты и системы. - 2009. - №4. - С. 33-37.
  4. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Текст] / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.
  5. Пахомова Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения [Электронный ресурс] // http://bologna.mgimo.ru/mgi-mo.php?cat_id=11&doc_id=16.
  6. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
  7. www.metodkopilka.com. Методическая копилка учителя математики



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*