Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова

19.12.2011 1522 8613
Матюшенко Елена Васильевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Тема:В.Даль «Старик-годовик»


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством В. И. Даля;
  • формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
  • создать условия для формирования умения проникать в глубину содержания произведения, формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • развивать речь учащихся, память, внимание, воображение, творческие способности
  • прививать любовь к русской литературе, воспитывать в детях бережное отношение к слову, русскому языку;
  • формировать умение работать в коллективе, самостоятельно добывать и творчески разрабатывать учебную информацию.


Оборудование: портрет писателя, словарь, книги, карточки, аудиозапись текста, презентация.


Технология: элементы технологии критического мышления, системно-деятельностный подход в обучении.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой (Учащиеся выразительно читают стихотворение М. Пляцковского)

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть, и нет.


Постановка задач:

- Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок?

- Протяните мне свои руки, я хочу, чтобы вы стали моими добрыми помощниками.

 

II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. 


1) Задание: У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой, кто будет читать тексты, прочитайте их  внимательно и разбейте  тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов.

1. белые цветочки

Вечером расцветают.

А утром увядают.

2.  Стоит в поле теремок. Бежала мимо мышка –норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

3. Не царь, а в короне, не всадник,

А со шпорами.

4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

На какие группы вы разбили тексты?  (Сказки и загадки)


2) А может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой? Ваши предположения
(Обсуждают в группах).

- Нам предстоит раскрыть  первый  литературный секрет , мы начнем раскрывать этот секрет с разгадывания шифровки. Разгадайте шифровку и вы узнаете название произведения, которое сегодня на уроке будем исследовать.

 

Шифровка

Т   А   С   И   К   Р   -   Д   О   Г   О   К   И   В (работа в группах)

3. Сообщение темы

Старик-годовик

Владимир Даль (на доске портрет)

 

4. Рассказ о Владимире Ивановиче .

- Посмотрите внимательно на портрет В.И. Даля. Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете? Послушайте рассказ о писателе и постарайтесь ответить на вопросы:

- Что узнали о нём, чем он вам интересен? (рассказывают заранее подготовленные дети)

Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой. В. И. был другом А.С. Пушкина и Жуковского В.А. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года В.И. занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

- Что узнали о В. Дале?

- Прочитаем произведение  и подумаем, почему сам В.И.Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?

5. Задачи урока.

- познакомимся со сказкой-загадкой;

- будем учиться анализировать текст и устанавливать причинно-следственные связи;

- выясним, почему автор назвал произведение сказкой-загадкой.

 

III. Изучение нового материала и способов деятельности

1. Предположение (антиципация).

- Попробуйте предположить, о чем будет это произведение? Подтвердились ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.

2. Слушание текста (аудиозапись)

– О чем это произведение?
– Кто главный герой этого произведения?
– Подтвердились ли ваши предположения?

3. Чтение по абзацам учениками.

Учитель: Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте.

- Прочитайте первый абзац и разгадайте его секрет
– Какие первые 3 птицы полетели? (Каждая птица – это один из зимних месяцев.)
– Назовите зимние месяцы по порядку.
– Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз»)
– Это первая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет (самостоятельное чтение).

- Назовите 2 тройку? (О весенних месяцах)
– Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы»)
– Перечислите названия весенних месяцев.
– Это вторая загадка которую мы разгадали.

Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.

– О чем говорится в третьем абзаце? (О летних месяцах)
– Докажите словами текста ,что говорится о летних месяцах.(«Стало жарко, душно, знойно.  Крестьяне стали рожь жать»)

4. Словарно-лексическая работа

- Что означают слова: ( в группе)

                                        жарко

                                       душно

                                      знойно

   жарко - жаркая, горячая (погода)

   душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание

   знойно - сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень) слайд 4

 - Как они называются?    (синонимы)                                                                                                           

- Как вы думаете, почему Даль использует все 3 слова?

(чтобы показать оттенки жаркой погоды летом)

- Установите в порядке усиления тепла.?

–  Назовите по порядку летние месяцы.
–  Это третья загадка которую мы разгадали.
5. Физминутка для глаз

– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его секрет.
– Назовите признаки осени. («Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.»)

- Какой прием использует автор?
– Перечислите по порядку осенние месяцы.
– Это четвертая загадка, которую мы отгадали.
- Прочитайте последний абзац.
– Что поняли? («Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели; в каждом  крыле по семь перьев – это дни недели;  белая половина крыла – день, черная – ночь.)
– Перечислите названия дней недели.
– Итак, мы отгадали пятую загадку

- Назовите по порядку отгадки

- Кто же такой старик-годовик? ( все ответы-рисунки на доске)

6. Продолжение работы над текстом.

Тонкие вопросы ( по тексту) Таблица

Кто …?

Когда…?

Какая …?

Где…?

Куда…?

Что…?

Верно ли…?

Мог ли …?

Было ли …?

Может ….?

Как звали…?

Согласны ли вы …?

- Используя таблицу, задайте вопросы по тексту.

- Почему Даль назвал сказкой-загадкой?

- Что сказочного в произведении? (Сказка: волшебные птицы, вымысел)

- Каким вы его представляете?

- А почему загадкой? ( Загадка: узнать, разгадать названия непростых птиц)

7. Определение темы и идеи текста .

- Какова тема произведения?

Почему В.Даль написал сказку-загадку?

Что он хотел донести до читателя? – ( в группе)

(В чём главная идея сказки?)

- Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама.

Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.

 

IV. Домашнее задание:

-придумать свою    сказку-загадку;

-нарисовать старика-годовика;

-выразительное чтение сказки

                                              

V. Итогурока.

-С чем познакомились на уроке?

-Какое открытие сделали сегодня на уроке?

-Хотели бы вы еще прочитать произведения В.Даля?

-Где их можно взять?

 

 VI.  Рефлексия.

– Ребята,  у вас у каждого свое любимое время года. У каждого года свой цвет. Зима-синий,   весна- зеленый,  лето- оранжевый ,  осень – желтый. Отметьте снежинкой определенного цвета любимое время года

(на доске)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*