Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деятельность студентов математического клуба «Пи», как средство развития проектной деятельности

26.05.2015 291 404
Курлович Елена Павловна
Курлович Елена Павловна, преподаватель математики

Волжский политехнический техникум

В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников СПО особое значение приобретает проектная деятельность студентов. Поскольку именно она позволяет сформировать такие качества личности, как готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству в группе; умение самостоятельно работать в группе, созданной самими студентами; способность к поиску необходимой информации, в традиционных и электронных источниках; умение достигать заданных результатов без помощи преподавателя; готовность проявлять ответственность за выполняемую работу.

Применительно к техникуму, учебный проект можно рассмотреть с точки зрения Е.Н. Ястребцевой, как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности».

Более детально, с точки зрения преподавателя и обучающегося, дидактические признаки проектной дееятельности, можно найти у Н.Ю.Пахомовой: «…учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей».

И «…учебный проект, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации».

Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, продолжительности исполнения, характеру доминирующей деятельности. Рассмотрим последний подробнее. Выделяют:

  • исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая)
  • поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
  • творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т.п.);
  • ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация, например, суд над литературным героем);
  • практика ориентирования или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра).

Студентами нашего техникума, участниками математического клуба «Пи», были разработаны различные проекты. Рассмотрим некоторые из них.

Исследовательский проект «Гаджеты в жизни студента». Студенты исследовали проблему вреда и пользы гаджетов на организм человека. Был проведен опрос мед.работника о статистике заболеваний и изменении состояния здоровья первокурсников за учебный год. Так же, студентам был рекомендован режим работы за компьютером. Преподаватели физкультуры дали рекомендации по профилактике остеохондроза и комплекс упражнений для глаз, что бы студенты собственными усилиями могли нейтрализовать отрицательное воздействие компьютера на организм. Опрос преподавателей общих дисциплин, показал, что в среднем 5% студентов, на лекциях не могут участвовать в уроке, т.к. не могут оторваться о своего гаджета. Были изучены сайты детско-юношеских центров, с целью получения информации о проведении досуга студентами, как альтернатива увлечению компьютерными играми.

Для наглядности все рекомендации и упражнения были изображены в стенгазетах. Также в стенгазете была отражена удручающая статистика увелечения заболеваний и снижения успеваемости, некоторых студентов, связанная с многочасовым увлечением гаджетами. Конечно компьютер приносит и много полезного. Обучение с помощью компьютера или любого гаджета, происходит быстрее и интереснее. Поэтому вывод очевиден, всё хорошо в меру и при соблюдении рекомендаций по работе за компьютером или с гаджетом.

Творческий проект, был разработан по теме «165 – летие со дня рождения С.В.Ковалевской». Студенты разбились на группы, одни посмотрели экранизации посвящённые жизни и творчеству С.В.Ковалевской, другие изучали её научные труды и литературное творчество в интернете. Был составлен сценарий, согласно которому и выстроили работу каждой группы. Творческая группа на основе увиденного материала разработала сценки, для связки сюжетов были вставлены романсы. Результатом был замечательный вечер, посвящённый жизни и творчеству первой русской женщины математика.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. А так как наш математический клуб, называется «Пи», то студенты предложили расширить знания о числе Архимеда. Целью проекта было использование различных способов приближённого вычисления отношения длины окружности к диаметру, т.е. числа .

Результатом практико-ориентированного проекта стала математическая игра брейн-ринг, посвящённая 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Студенты изучили материалы по нескольким направлениям, например ученые-математики внесшие свой вклад в победу в Великой Отечественной войне; самые известные снайперы в годы войны; названия подразделений в армии и т.д. Из этих фактов были составлены задачи по стереометрии, по теории вероятности, ребусы, задачи на логическое мышление и другие. Например, предлагалось представить в стандартном виде числа: 27000000; 0,125; 42,5. После получения правильного ответа, студенты узнали, что означает каждое число:

  • Советских людей погибло в годы Великой Отечественной Войне, около 27000000 =2,7·
  • В блокадном Ленинграде, нормы выдачи хлеба с 20.11.41-25.12.41 служащим, иждивенцам и воинам, не находящимся на передовой, — 0,125кг (0,125=1,25·)  
  • Масса реактивного снаряда на установке "Катюша" равна 42,5 кг (42,5=4,25· 10)

В итоге получилась познавательная математическая игра, а творческая группа внесла свою изюминку и заполнила музыкальные паузы военными стихами и песнями.

На уроках математики, члены клуба выделяются своей активностью, у них повысилась успеваемость. Получая на занятиях клуба опережающие задания, они делают сообщения в виде презентаций, например «История интегрального исчисления». Среди одногруппников повысился авторитет. Появились новые друзья среди студентов других групп, тоже членов клуба.

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся» - эти слова Федора Ивановича Тютчева настраивают на мысль о том, что любому из студентов, трудно себе представить, какую роль сыграют, приобретённые им знания, в том числе и математические, в дальнейшей его работе и в жизни. А если деятельность, в результате которой они получают эти знания, развивает общие и профессиональные компетентности и даст человеку возможность занять место в современном информационном, культурном обществе, почему бы этим не воспользоваться.

 

Список использованной литературы

  1. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998.
  2. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2000. № 4.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности. // М.: Издательский центр «Академия», 2012.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*