Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание студентов с нарушением слуха и речи через профессиональное обучение

26.05.2015 233 285
Хмелева Светлана Юрьевна
Хмелева Светлана Юрьевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Под воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Целью воспитания студентов необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с профессиональным образованием, обладающего высоким профессионализмом, социальной активностью, качествами гражданина - патриота. [1]

А патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Система образования должна сделать все возможное для воспитания граждан – патриотов, имеющих качественное образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы, обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации.

Воспитательная работа со студентами техникума является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов, максимально приспособленных к современным условиям, и направлена на раскрытие и становление личностных способностей студентов, их творческих возможностей. [2]

Особенностью содержания гражданско-патриотического воспитания студентов, как будущих рабочих, является формирование у них чувства любви и уважения к будущей профессии «рабочего» и желания реализовать полученные профессиональные знания, умения на благо развития России.

Одним из этапов гражданско-патриотического воспитания студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Процесс гражданско-патриотического воспитания в состоит в том, что сформированные в будущем «специалисте» качества гражданина и патриота, должны стать основой продуктивности его профессиональной деятельности, направленной на возрождение промышленной мощи России как великой державы.

Патриотическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от учебного процесса. Именно совместная работа преподавателей и студентов в техникуме является основой патриотического воспитания. [3]

Нельзя изолировать патриотическое воспитание от процесса профессионального обучения. Профессиональное обучение и патриотическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента.

Задачи педагога профессиональных дисциплин для формирования гражданина-патриота:

  1. Формирование общих компетенций по ФГОС:
  • сознательного отношения к выбранной профессии;
  • воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;
  • формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
  1. Формирование профессиональных компетенций по профессии.

При воспитании конкурентоспособного выпускника педагоги учебного заведения должны сформировать у каждого студента:

  • систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;
  • высокую нравственность и этику трудовой деятельности;
  • высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности;
  • осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;
  • индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий;
  • активный интерес к избранной профессии; [4]

Основное условие развития воспитания в образовательном учреждении студентов с нарушением слуха это:

  • достижение возможной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости;
  • разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов аудиторной и внеаудиторной работы, развивающей творческие интересы и способности личности.

Следовательно, необходима смена форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной работы. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков участников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В данной статье я остановлюсь на применении метода проектов на своих уроках. [5]

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап;
  2. Планирование работы;
  3. Исследовательская деятельность;
  4. Результаты или выводы;
  5. Представление готового продукта;

Формы представления проекта, применяемые на уроках: интеллект-карта; технологическая карта, стенгазета; презентация; кроссворд, изделие.

Интеллект – карты.

Важное назначение интеллект – карт: на одном листе отразить коротко большой объем связанной между собой информации.

Использование интеллект - карт является одним из важных способов достижения поставленных целей и задач на уроке, способствует развитию умений и навыков правильно добывать информацию и использовать полученные знания, что является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса. Метод интеллект-карт даёт и преподавателям и студентам огромные возможности: в процессе подготовки к урокам и обучения:

  • повышение работоспособности;
  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
  • написание докладов, рефератов, статей, разработка проектов, презентаций
  • осуществление контроля собственной интеллектуальной деятельности:
  • улучшение всех виды памяти
  • формирование общепрофессиональных знаний и умений, приобретение практического опыта, что в дальнейшем приведет к формированию профессиональных и общих компетенций.

Данный метод составления интеллект - карт использую на различных уроках: изучения нового материала; комбинированных уроках; обобщающих уроках; уроках контроля; уроках – семинарах, уроков – КВН, на защите квалификационных работ.

Технологическая карта. Технологическая карта составляется для каждого изделия, оформляясь в виде таблицы и чертежа. Цель создания: формирование у обучающихся умений собирать, закреплять, систематизировать, обрабатывать и представлять профессиональную информацию по технологическому процессу.

Стенгазета. Цели выполнения проекта:

  • повышения интереса обучающихся к своей профессии;
  • стимулирования творческого подхода в учебный процесс и внеклассную работу;
  • выявление творческих способностей обучающихся в учебном процессе;
  • формирование у обучающихся умений создавать, собирать, систематизировать, оформлять информацию;

Презентация. Создается с целью:

  • повышения интереса обучающихся к своей профессии;
  • стимулирования процесса внедрения информационных технологий в учебный процесс и внеклассную работу;
  • обмен опытом и знаниями среди обучающихся;

Кроссворды. Кроссворды для студентов с нарушением слуха и речи – это обучение, развитие и развлечение. Это глоссарий для узкоспециализированных терминов и слов.

Изделия. Выполнение изделий – это конечный результат сформированности профессиональных компетенций и применение их в выполнении конкретного задания.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых студенты:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, общения);
  • развивают системное мышление, что важно для обучающихся с нарушением слуха и речи;
  • формируют профессиональные знания и умения, приобретают практический опыт, что в дальнейшем приведет к формированию профессиональных и общих компетенций по профессии ФГОС.

Педагогический коллектив техникума, заинтересован в подготовке конкурентоспособных специалистов и видит свою цель в воспитании профессионально компетентного специалиста, гражданина, человека с высоким уровнем культуры и нравственности.

Это и является целью гражданско - патриотического воспитания – воспитание человека-патриота, любящего свою профессию, способных применять ее в созидательном процессе в интересах Отечества. [6]

 

Используемые источники: интернет – ресурсы

  1. http://buklib.net/books/36692/
  2. http://www.docme.ru/doc/129475/e-ffektivnye-formy-i-metody
  3. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe
  4. http://www.lid.mkgtu.ru/upload/files/koncepcija_vr_v_mgtu.pdf
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/
  6. http://www.myshared.ru/slide/144096/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*