Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологические аспекты духовно-нравственного развития личности студентов

26.05.2015 655 900
Федорченко Елена Валерьевна, педагог-психолог

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Актуальность данной темы обусловлена остротой социальных проблем современного российского общества, коренящихся в низком уровне духовно-нравственной культуры значительной части людей. Особая значимость духовно-нравственного воспитания и развития молодежи обусловлена тем, что в обществе отмечается усиление нестабильности жизни, разрушение нравственных ориентиров, наличие реального гуманистического кризиса, особенно влияющего на наименее приспособленную часть общества - молодежь. Согласно опросу НИИ социологии РАН, 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха; молодежь устойчиво демонстрирует значительно меньший уровень осуждения аморальных поступков по сравнению со старшим поколением. Такие ценности как Истина, Добро и Красота отодвинуты на задний план. Снизилось значение гражданского долга и патриотизма, поменялось отношение к дружбе, любви, браку, семье.

Сегодня важно показать студентам, тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можно прожить счастливую жизнь, как научиться отличать правильные и неправильные поступки и видеть их последствия, помочь им поверить в свою уникальность, научить отличать факторы, помогающие человеку добиваться поставленных целей, помочь формировать собственные жизненные ценности.

Осмысление места и роли духовно-нравственного развития студентов в современном среднем профессиональном образовании должно быть направлено, прежде всего, на возвращение в образование и в жизнь молодежи вечных и неизменных общечеловеческих высших нравственно-духовных ценностей.   Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуально-когнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.

В последние десятилетия в психолого-педагогической литературе была поставлена задача "формирования у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности". Особо актуальной становится проблема создания психолого-педагогических условий для эффективного воспитания студенческой молодежи, способствующего становлению и развитию духовно-нравственного компонента их личности и разработка программ оптимального психологического сопровождения этого процесса. Формирование специалиста нового типа, сочетающего профессиональную компетентность с высокой личной культурой, требует достижения такого качества психолого-педагогического сопровождения, которое способно помочь студенту в его духовном самообразовании.

Цель выступления – акцентировать внимание слушателей на психологических условиях и факторах, определяющих механизм духовно-нравственного развития личности студента в процессе получения профессионального образования.

Психологический механизм духовно-нравственного развития личности определяется как система взаимодействующих факторов и условий, обеспечивающих этот процесс (В.Г. Леонтьев).

Для того, чтобы образно представить себе процесс формирования и функционирования личности, следует обратиться к наглядной схеме предлагаемой Ю.Б.Гиппенрейтер (рис.1).

Рисунок 1. Схема Ю.Б.Гиппенрейтер

Индивид изображается в виде окружности. Социальная среда вокруг него сложно сконструирована, в частности в ней могут быть выделены иерархические слои различных «норм»: от правил внешнего поведения до духовных идеалов и ценностей. Нормы, предписываемые социальными ролями, находятся где-то посередине.

Индивид начинает жить в этой среде и интериоризировать систему правил, норм и ценностей; начинается рост личности. Этот процесс инериоризации можно уподобить математической операции, которая называется «инверсией плоскости в окружность». Согласно этой операции все внешние точки плоскости переходят во внутренние точки окружности. При этом соблюдается следующее правило: Точки, находящиеся близко от контура окружности снаружи, переходят в точки, которые также близки к контору изнутри; более удаленные точки плоскости оказываются ближе к центру окружности, наконец, бесконечность инвертируется в самый центр окружности. Процесс формирования личности напоминает такую инверсию:

  1. Сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредующие его физическое существование.
  2. Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности.
  3. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой культуры – идеалами и духовными ценностями – успешная «инверсия» этого слоя формирует духовный центр личности, ее нравственное самосознание. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция выступает над предыдущими структурами, подчиняя их себе. Усиленные поиски смысла жизни – это борьба самосознания за интеграцию личности, превращение ее в одновершинную структуру.

Определение понятия духовности является базой для рассмотрения содержания духовно-нравственного развития личности. Такой подход используется вследствие существования системной связи между такими психологическими характеристиками личности как духовность и нравственность. Духовность и нравственность — не тождественные категории. Хотя обе из них проявляются через ценностные установками и поведенческие стереотипы во взаимодействии с другими личностями, формируются через взаимодействие с культурой семьи, общества, с культурным наследием современной цивилизации. Уровни нравственности и духовности являются характеристиками общей культуры личности.

Нравственность рассмотрена как система ценностных установок личности в социальных отношениях, как интегральная часть духовного потенциала личности. При рассмотрении сущности духовно-нравственного развития личности категории духовности и нравственности использованы как призма для рассмотрения остальных сфер человеческой личности.

Современная психолого-педагогическая наука под духовностью понимает сущностную, интегральную и динамичную характеристику личности, которая выражается в уровне свободы, ответственности, осознании смысла жизни, любви, стойкости личности и проявляется в ее способности давать нравственную оценку всему происходящему внутри и вне ее, действовать в соответствии с собственной системой нравственных ценностей и оказывать влияние на окружающий мир, исходя из своих ценностно-нравственных установок.

Оптимальные условия духовно-нравственного развития личности студентов может обеспечить специально организованная программа психологического сопровождения студентов, направленная на активизацию их духовного и ценностного потенциалов. Психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития студента предполагает целенаправленное создание психологических условий и определено как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции духовно-нравственного становления личности студента. Основанием системы психологического сопровождения, согласно имеющимся взглядам, является концепция свободного выбора как условия развития. Важнейшим положением которой является приоритет опоры на внутренний личностный потенциал субъекта, его выбор и ответственность за него. Психологическое сопровождение носит обучающий, воспитывающий и формирующий характер. Такой характер ему придает диалогически организованное взаимодействие студентов и педагогов.

При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором может стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов и преподавателей. Результатом работы по психологическому сопровождению духовно-нравственного развития является личностная зрелость студента.

Перед программой сопровождения стоит следующая цель: создать оптимальные условия психологической среды для формирования духовно-нравственного здоровья и личностного развития студентов техникума.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить индивидуально-психологические особенности личности студентов;
  • изучить межличностные и межгрупповые взаимоотношения студентов и педагогов;
  • продолжить и актуализировать процесс формирования у студентов общечеловеческих ценностей;
  • прививать культуру общения в социуме;
  • прививать патриотические чувства, понятие о чести, любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества;
  • повышать культуру здорового образа жизни и самосохраняющих стратегий поведения, профилактика правонарушений;
  • повышать уровень полового воспитания, ценности брака и семьи – профилактика несовершеннолетнего материнства, венерических заболеваний.

Основными направлениями работы по психологическому сопровождению студентов являются когнитивный, операциональный, рефлексивный и мотивационный компоненты.

  1. В рамках когнитивной подготовки необходимо обеспечить овладение системой духовно-нравственных знаний, что включает в себя накопление, осмысление и усвоение терминологии, работу с понятиями, выделение системообразующих элементов. На этом уровне происходит знакомство с духовно-нравственным идеалом. По словам Л.Н. Толстого, идеал - это путеводная звезда; без нее нет направления, нет и жизни. Человек, в сознании которого такой идеал отсутствует или сильно размыт, дрейфует по жизни. Современное общество далеко от этого идеала, и следующие вопросы чрезвычайно актуальны: Способна ли отдельно взятая личность жить в соответствии с высоконравственным идеалом? Возможно ли человеку без ущерба для себя и своих близких быть добрым, отзывчивым, честным, добросовестным, ответственным, прощающим, незлопамятным? и другие. Поиск ответов на эти вопросы определяет духовно-нравственную позицию каждой личности.
  2. Для духовно-нравственного развития личности чрезвычайно важно соединить когнитивную подготовку с деятельной сферой человеческого бытия. Нравственные понятия, усвоенные при когнитивной подготовке, должны быть испытаны, проверены, скорректированы и закреплены на операциональном уровне. Такой процесс можно назвать апробацией духовно-нравственной модели знаний.
  3. С операциональным уровнем тесно связан рефлексивный уровень. На этом этапе происходит столкновение усвоенной системы духовно-нравственных знаний и реалий личной и общественной жизни. Достаточно часто под воздействием внешних обстоятельств и внутренней психологической напряженности человек оказывается в ситуациях внутреннего конфликта: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю". Рефлексия таких ситуаций внутреннего конфликта является одним из ключевых аспектов духовно-нравственного развития. На рефлексивном уровне задача педагога-психолога - помочь студенту разобраться с сутью внутреннего конфликта. Для этого между ними должны быть выстроены доверительные отношения, в этом процессе педагогу-психологу необходимо иметь достаточно мудрости, человеколюбия и чуткости, чтобы оказать помощь студенту.

Внутренний психологический конфликт, проявляющийся на этапе рефлексивной подготовки, с еще большей остротой поднимает вопрос о том, способен ли человек сам путем самосовершенствования достичь духовно-нравственного идеала. Когда человек ориентируется на идеал и стремится к нему, то он больше и больше понимает, что не способен жить в соответствии с этим идеалом. И общество, и внутренние побуждения часто противоречат нравственному закону и мотивируют поступать "как все", "как выгодно", "как удобно", а не "как правильно". Нарастает кризис самосознания личности. Не находится внутренних сил, не хватает внутренней мотивации и при определенных обстоятельствах человек идет против своей совести, поступает против нравственного закона, хотя на интеллектуальном уровне принимает его и считает верным. Такие противоречия подводят рефлексирующую личность к дилемме: либо что-то неверно с идеалом, либо что-то не так в моем "Я". Выходом из противоречия может быть отказ от идеала или его лицемерное, исключительно внешнее соблюдение.

  1. Целью мотивационного блока является развитие внутренней мотивации студента. Возрождение человеческого духа коренным образом изменяет мотивацнонную сферу личности. Разработавший иерархию человеческих потребностей А. Маслоу, указывал, что большинство людей стремятся удовлетворить в первую очередь "низшие" нужды, и по этой причине, лишь немногие достигают уровня самоактуализации и трансцендентности. Духовное и нравственное совершенствование приводит к изменению приоритетов в иерархии личностных мотивов. Для духовной личности самоактуализация выходит на первый план и мотивирует человека к духовному и нравственному совершенствованию.

Раскрытие творческого потенциала студентов, вовлечение их в диалоговое общение, положительная оценка результатов деятельности и поддержание адекватного уровня их самооценки - все эти элементы внешней и внутренней мотивации способствуют активизации процесса духовно-нравственного становления личности студента.

Список литературы

  1. Байярд Р., Байярд Л. Ваш беспокойный подросток. 19991 год
  2. Горбачев, A.JI. Психологические особенности духовно-нравственной подготовки педагога воспитателя [Текст]/ АЛ. Горбачев // Вестник университета- 2007, № 6 (32).- М.: Государственный университет управления, 2007,- С. 71-77.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста. 1984 год
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. – 2009. – Сентябрь.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. 1969 год
  6. Эриксон Э. Детство и общество. 19992 год



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*