Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование патриотических качеств личности через изучение героических страниц истории Отечества

26.05.2015 2366 4066
Тушева Наталья Николаевна
Тушева Наталья Николаевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Историческое образование — это не трансляция суммы знаний: знания являются только платформой, на которой: формируются чувства, активная позиция убеждения, взгляды, ценности формирующейся личности.

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит обесценивание ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни образовательного учреждения.

Социальный заказ образованию устанавливает сегодня в системе социальных и педагогических формирование чувства патриотизма.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Патриотизм – это верность своей стране и солидарность с ее народом, чувство гордости за свое Отечество. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

Задачи патриотического воспитания на современном этапе: расширить мотивацию изучения истории Отечества; привить студентам навыки исследовательской работы; создать условия для проявления творческих способностей каждого.

Решая задачу патриотического воспитания необходимо вовлечение студентов в активную деятельность:

  • в историко–патриотическом направлении - познание и понимание героического прошлого поколений, боровшихся за независимость страны;
  • в героико–патриотическом направлении – пропаганда знаменательных героических и патриотических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность.

Патриотическое воспитание должно быть интегрировано во все основные виды деятельности студентов: урочную, внеурочную и общественно полезную.

Основные формы деятельности в процессе формирования патриотических качеств личности:

  1. Учебная деятельность по предмету.
  2. Система классных часов.
  3. Работа музея, музейные уроки, экскурсии.
  4. Коллективно-творческие дела.
  5. Участие в конкурсах.
  6. Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми.

 1. Учебная деятельность по предмету.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые люди не без основания выстраивают в один ряд. Так, очевидно, что битва на Чудском озере, на Куликовом поле и близ Бородина, воспринимаются как факты, соединенные общей идеей борьбы за независимость родины. Иными словами, мы связываем такие события друг с другом, включая их в историческую традицию. Этот исторический ряд можно продолжить, включая в него Смутное время, Петровские баталии, Отечественную войну 1812 года.

Наиболее благодатный материал для этого содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео и аудио записи, иллюстративный материал, художественные фильмы и кадры кинохроники. Привлекаются фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. Изучение раздела начинается с записи песни “Священная война” и сразу звучит в записи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. При этом используются иллюстрации например, плакат “Родина-мать зовет ”.

На уроке “Блокада Ленинграда” используются записи: “Голоса героического Ленинграда”, “Седьмая симфония” Шостаковича, фотографии из серии “Монумент героическим защитникам Ленинграда”, “Пискаревское кладбище” и другие.

И на заключительном уроке темы – конференции: “Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях студентов звучат примеры мужества и героизма соотечественников, их беспримерного подвига во имя Родины. Объектом особого интереса является знакомство с полководческим искусством.

Для повышения мотивации студентов к изучению предмета используются различные средства, формы и виды деятельности:

а) образные рассказы преподавателя – дополнительно используется художественная литература

б) подготовка рефератов, проектов по предложенным темам

в) проведение диспутов, семинарских занятий, круглых столов и т.п.

2. Система классных часов. Тематический классный час – одна из форм воспитательной работы со студентами. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор студентов, способствовать духовному развитию, формированию интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.

Тематический классный час «Сталинград герои подвиг» проводится в рамках недели истории и посвящен защитникам Сталинграда. Материал классного часа, так же может быть использован для проведения уроков краеведения и уроков мужества, также в группах обучающихся по программе профессиональной подготовки. Форма проведения - устный журнал. Эта форма проведения классного часа способствует расширению и углублению знаний студентов и слушателей об истории, умению работать с историко-краеведческим материалом, а так же способствует формированию и развитию навыков работы в творческих группах. Главное назначение именно такого классного часа – формирование у студентов и слушателей собственной принадлежности к событиям и явлениям в жизни страны, города, района.

Цель классного часа: пополнить знания о героическом прошлом старших поколений, расширить представление студентов о Сталинградской битве и ее участниках способствовать развитию интереса работы с дополнительными краеведческими источниками; желания и умения поделиться полученной информацией с однокурсниками; способствовать формированию эмоционально- чувственной сферы и ценностного отношения к прошлому нашего края на примере героических поступков людей в годы войны; пониманию необходимости знать прошлое и уважать будущее.

В результате классного часа студенты получат знания: по истории родного края; умения: работать с краеведческим материалом, презентовать полученную информацию, использовать ИКТ.

Так же формируются компетенции в соответствии с ФГОС:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;
  • ОК 3. Анализировать ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде.

3. Работа музея, музейные уроки, экскурсии. Экскурсия, как форма внеклассной работы

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствует расширению кругозора студентов. Изучение вещественных памятников позволяет показать студентам труд народа, воспроизвести крупные исторические события. Педагогическое значение экскурсии очень велико. Экскурсии помогают студентам установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что сообщал на уроке преподаватель, то есть учит студентов видеть историю вокруг себя. Экскурсии дают возможность знакомить студентов с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличие от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности студентов.

4. Коллективно-творческие дела.

Участие студентов вместе с преподавателями в работе студенческой – театральной студии «Резонанс», а так же в городскиих и общероссийских акциях.

Метод проектов позволяет решить одну из главных задач современного образования – формирование мотивации. Поэтому, используя данную технологию, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда студенты становятся участниками проекта в соответствии со своими способностями и интересами. Работа над проектами вовлекает их в поисковую и исследовательскую деятельность. Студенты учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, происходит интеграция и актуализация полученных ранее знаний. Это ведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности, ответственности, формируются умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность. Стенгазета по истории это исследовательски–творческий проект, способный одновременно вовлечь в проектную деятельность студентов с различными интересами, способностями и увлечениями.

5. Участие в конкурсах. Конкурс чтецов «Венок солдатской славы»

Цель конкурса: привлечь внимание студентов к российским патриотическим традициям, на примере «Сталинградской Битвы»; духовно-нравственное и патриотическое становление личности студентов средствами литературного творчества.

При проведения конкурса чтец осуществляется инклюзивное образование и воспитание, так как в мероприятии принимают участие студенты и студенты с ОВЗ, а так же слушатели техникума. Для слышащих студентов совместное обучение и воспитание с глухими или слабослышащими обладает значительным воспитательным потенциалом: способствует воспитанию толерантности, понимания проблем человека с нарушенным слухом, уважительного отношения к лицам с нарушенным слухом, преодолевающим специфические трудности, готовности и способности к оказанию помощи, неформальному общению и взаимодействию с глухими и слабослышащими.

Викторина по истории: «Я знаю историю своего города».

Для расширения и углубления знаний студентов, развития их познавательной активности в предметную неделю истории включено такое мероприятие, как викторина по истории «Я знаю историю своего города», которая имеет не только образовательную, но и социальную направленность воспитательного процесса в профессиональной школе. Историческая викторина – это одна из форм внеурочной работы преподавателя истории со студентами, позволяющая развивать предметные знания через игровую деятельность и публичные выступления. Так же викторина формирует досуговую культуру студента, заполняя их свободное время активной творческой деятельностью. Участие в викторине способствует активной социализации студентов. Викторина - это не только средство отдыха, общения студентов, но и мощный воспитательный инструмент педагога, она стимулирует студентов к активности и раскрывает способности, создаёт ситуацию успеха, становясь важным фактором социальной адаптации личности. Викторина позволяет активизировать самовыражение студентов, обучает способности ораторского искусства при публичных выступлениях, учит моделировать ситуацию. Важным моментом является и коллективный процесс. Викторина является эффективным средством исторического просвещения и воспитания, а так же организации продуктивного досуга студентов.

Задачи: активизация стремления к углублению знаний по истории родного города, формирование навыков и умения применения знаний, логического мышления, умения делать вывод. Развитие памяти, воображения, организованности студентов, формирование у участников конкурса патриотических чувств через развитие интереса к истории и современности города Волгограда, воспитание толерантности.

6. Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше. Знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города в те страшные годы. Предложенные мероприятия способствуют формированию личностных качеств молодежи. Они реализуют требования социального заказа и федеральных образовательных стандартов профессионального образования. Их преимущества в том что, они: дают студентам возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие духовно – нравственных качеств личности.

Предложенные мероприятия способствуют формированию чувства патриотизма, воспитанию гармоничной духовно – нравственной личности, принимающей судьбу Отечества как свою судьбу, а так же реализуют требования социального заказа и государственных стандартов в сфере образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 

Список литературы

  1. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы: государственная программа //Народное образование.-2001.-№7.-С.247
  2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников.- 2006.-№2.- С.2-8.
  3. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории // Воспитание школьников.-2007.-№10.-С.36-38.
  4. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания // Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО. - Саранск,2008.-С.21-24



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*