Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности духовно – нравственное воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере профессионального образования

26.05.2015 265 329
Ступак Татьяна Ивановна, социальный педагог

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач социально-педагогической работы нашего образовательного учреждения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Будущее определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления подрастающего поколения города[3].

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций-знаний и умений, практический опыт, но и общих – понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами, бережное отношение к историческому наследию и культурным ценностям, уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика работника [2].

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов являются первостепенной задачей современной образовательной системы.

На основании статистических данных Министерства образования и науки РФ и опыта работы наблюдается неуклонный рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно резко возросло количество детей, социальных сирот, то есть детей, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав.

Отсутствие положительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей приводит к особенностям их психического развития, трудностям обучения и воспитания, социализации и личностной зрелости. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.

Стала все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому патриотическое воспитания сегодня является одной из приоритетных задач образовательного учреждения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Именно в сфере образования реализуется одно из приоритетных направлений деятельности студентов – формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать свой политический выбор, что бы выйдя из стен образовательного учреждения, они могли, как можно безболезненнее вступить в самостоятельную жизнь.

По этому направлению проводятся беседы, классные часы: «Конституция России и права человека», «Подросток и Закон», «Дайте, дайте мне свободу», «Праздники России», ролевые игры «Особенности уголовной и административной ответственности», уроки мужества «Детство, опаленное войной», «Умеем ли мы общаться». Цель которых способствовать духовно-нравственному развитию студентов, формированию интересов к саморазвитию, формирования у студентов чувства патриотизма.

Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т.д.). Поэтому управление средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы.

Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Очевидно, что это общая цель, которую ставит на современном этапе государство, общество перед отечественным образованием.

Особое место в разработке концептуальных основ системы принадлежит определению основных направлений развития воспитания. Принципы государственной политики в области образования дают возможность образовательному учреждению моделировать и осуществлять системы, адекватные природе студентов, национальным и региональным культурным традициям. В техникуме определены следующие направления в социально-педагогической деятельности:

  1. Патриотическое – задачей становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции, исторические вечера – эти и другие активные формы классных и внеурочных занятий становятся средством воспитания.
  2. Гражданско-правовое – степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.
  3. Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств, поведения.
  4. Здоровьесберегающее – приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Профилактика употребления ПАВ, вовлечение в спортивную жизнь техникума, участие в различных спортивных мероприятиях[4].

Хотелось бы отразить одно из особых направлений, определяющие понятие социальной защиты.

Эта работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с тем, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям[1].

Студентам данной категории приходиться преодолевать совместно с педагогами, определенные этапы социализации:

  • подготовка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
  • формирование и развитие у студентов чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
  • развитие системы патриотического воспитания, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива техникума, общественных формирований,
  • формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  • подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
  • развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность[5].

Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает сиюминутных результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы.

Значимым условием полноценной интеграции выпускников техникума из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество, является их последующее трудоустройство. Для содействия профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке воспитанников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество, является необходимо развитие материально-технической базы учреждений для организации трудового обучения и профессиональной подготовки воспитанников, взаимодействие профессиональных учреждений с предприятиями, организациями.

Следовательно, учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.

Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

 

Список литературы

  1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого наказания, 2007.
  2. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Возрастные стандарты социализации детей-сирот // Авторский коллектив. М. 1999.
  3. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России А.Коптяев // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2009. – С.25-28.
  4. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан / И.В.Тепляшин // Журнал российского права. - 2002. - №1. – С.33.
  5. Попов В. П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов. СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*