Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТЕМА: Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
(Учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Программа «Начальная школа ХХI века».)
Цели:
1. Ввести в круг чтения учащихся новые произведения зарубежных писателей.
2. Учить отбирать в тексте материал для характеристики героя (внешний вид,
поступки, отношение к другим героям, речь)
3. Закрепить литературоведческие понятия «юмор», «литературный герой»,
«повесть».
4. Формировать умение читать молча, пользоваться поисковым и просмотровым
видами чтения.
5. Развивать способность к восприятию красоты художественного произведения, его
нравственного потенциала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение произведений о детях.
- Как называется произведение зарубежного писателя о детях, которое вы читали
дома? («Приключения Тома Сойера») Кто его написал? (Марк Твен)
- Это его настоящее имя? (Псевдоним)
- А настоящее? (Сэмюэл Клеменс) (На доске – портрет писателя)
(1 ученик рассказывает о писателе)
Сэмюэл Клеменс, известный под именем Марк Твен, родился в 1835 году в штате Миссури. Имя Марка Твена известно во всём мире. Писатель сам выбрал себе литературное имя Марк Твен. У моряков, которые плавали по реке Миссисипи «марк твен» означало: мели нет, глубина более двух саженей, можно спокойно плыть дальше. Много произведений написал Марк Твен, но мировую известность ему принесла книга «Приключения Тома Сойера». Эта книга была переведена с английского языка на русский Корнеем Ивановичем Чуковским. Произведения Марка Твена читают дети и в нашем, 21 веке. По его книгам юные читатели всего мира знакомятся с американским народом, его обычаями, с красотой американской природы.
III. Проверка домашнего задания.
Выставка разных изданий книги, принесённых детьми.
- Вам нужно было не только прочитать данное произведение в учебнике, но и взять книгу «Приключения Тома Сойера» в школьной, домашней или городской библиотеке, принести её в класс.- Поднимите вверх свои книги.
(К доске вызываются несколько учеников с разными изданиями книги)
- Что общего у всех книг? (Автор, название)
- Чем отличаются? (Разный год издания, оформление)
- Давайте посмотрим на самое старое издание этой книги, сохранившееся в наших
библиотеках. Эту книгу читали ещё наши бабушки и дедушки, когда были такими же
маленькими, как вы сейчас.
- Вспомните, на какие 3 рода делится художественная литература? (Эпос, лирика,
драма)
- К какому роду относится наше произведение? (Эпос)
- Почему? (Это повесть, присутствует повествователь, который рассказывает о
событиях, он всё «знает», даже мысли героев и их переживания)
IV. Сообщение цели урока.
- Цель нашего урока – увидеть позицию автора, его отношение к
изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней.
- Для того, чтобы понять автора, его
идею, мы должны выявить систему образов произведения. А что такое «идея»? (Главная мысль, то, ради чего автор
изображает определённые события, создаёт образы.)
- Какое ещё домашнее задание вы получили? ( По ходу чтения вычертить систему
образов повести, размещая в ней всех новых героев, появляющихся в тексте,
обозначая их отношение к главному действующему лицу.)
V. Анализ произведения.
Работа по
учебнику.
- Откройте учебники и тетради со структурной схемой. Кто в нашем тексте
литературный герой – главное действующее лицо произведения? (Том Сойер)
(На доске учитель в структурную схему вписывает первое действующее лицо. Такая
же схема составлена детьми дома, на стрелках - номера страниц, чтобы можно было
быстро найти в тексте цитаты для характеристики действующих лиц и отношений
между ними)
- О каком событии идёт речь в данной главе? (Покраска забора)
- В какой день недели разворачивается событие? (Суббота)
- С чего начинает автор повествование в этой главе? (С описания пейзажа)
- Как вы думаете, почему?
- Найдите описание в тексте и прочитайте.
- Какие эпитеты использует автор?
- После трудовой недели наступит суббота,
какие планы у вас на субботу? ( Отдохнуть, встретиться с друзьями, погулять,
поиграть с ними)
- Какие ваши ощущения, настроение от предстоящего выходного дня? (Радость)
- Вот и Том Сойер вышел на улицу с таким же настроением. И вдруг оно резко
меняется. Прочитайте, как об этом говорит автор.
В нашей структурной схеме появляется новый герой.
(Джим) Опишите его.
- Какие отношения между Томом и Джимом?
- Что предлагает Том Джиму?
- Какое чувство вызывает у вас это предложение? (Смех)
- Почему сделка не состоялась?
- Какая новая мысль зарождается у Тома? (Мысль о подкупе)
- Почему он отказывается от неё?
- Какую тактику выбрал Том для достижения своей цели? Как автор это описывает?
(Вдохновение, гениальная мысль)
- Наша структурная схема пополняется новым героем. (Бен Роджерс) Опишите его.
Просмотр фрагмента фильма «Встреча Тома с Беном»
- Обратите внимание на внешний вид мальчиков, их поведение, разговор.
VI. Физминутка.
VII. Чтение по ролям. Работа в группах. Постановка
«тонких» и «толстых» вопросов.
- Найдите описание встречи с Беном.
Читаем по ролям.
- В чём проявляется юмор писателя?
- Как Тому удалось трудную работу (покраску забора) превратить в интересную
игру?
VIII. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите внимательно
иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли она тому, как Твен рисует героев,
обстановку?
- Насколько важный эпизод выбрал
художник для иллюстрирования? Найдите в тексте отрывок к иллюстрации и
прочитайте.
IX. Характеристика главного героя.
- Кто же такой Том? Каким вы его
себе представляете? ( Том – фантазёр и мечтатель, у него горячее сердце, но ещё
более пылкое воображение, он не может без игры)
- Перечитайте последний абзац.
Какой великий закон человеческих поступков и действий открыл Том?
- Для кого была написана эта книга?
Как об этом говорит сам автор? Прочитайте.
X. Итог урока.
- Недостойной, скучной и
неинтересной жизни Марк Твен не принимал никогда – ни для себя, ни для своих
героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги.
- Мы не прощаемся с Марком Твеном.
Впереди у нас знакомство с ещё одним замечательным произведением – «Приключения
Гекльберри Финна».
В конце урока предлагается тест для проверки знаний учащихся по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Тест
1. С каким настроением Том вышел на улицу?
а) весёлым;
б) грустным
2. В какой день недели разворачиваются события в повести?
а) среду;
б) воскресенье;
в) субботу
3. Что предлагает Том Джиму?
а) оловянного солдатика;
б) алебастровый шарик;
в) кусок мела
4. Кого из мальчиков автор называет «Большая Миссури»?
а) Джима;
б) Бена Роджерса;
в) Джонни Миллера
5. Подчеркни слова, характеризующие Тома?
Фантазёр, трусливый, мечтатель,
находчивый, смелый, сердитый,
весёлый, пылкое воображение.
XI. Домашнее задание. Выставление оценок.
По выбору: выразительное чтение по ролям отрывка «Встреча Тома с Беном»;
написать мини-сочинение «Хотел бы я дружить с Томом Сойером или нет?»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.