Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок литературного чтения 4 класс

19.12.2011 1878 10244
Пецевич Татьяна Алексеевна

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

ТЕМА: Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
(Учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Программа «Начальная школа ХХI века».)


Цели:
1. Ввести в круг чтения учащихся новые произведения зарубежных писателей.
2. Учить отбирать в тексте материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь)
3. Закрепить литературоведческие понятия «юмор», «литературный герой», «повесть».
4. Формировать умение читать молча, пользоваться поисковым и просмотровым видами чтения.
5. Развивать способность к восприятию красоты художественного произведения, его нравственного потенциала.

 

Ход урока.

 

I. Организационный  момент.


II. Повторение произведений о детях.
- Как называется произведение зарубежного писателя о детях, которое вы читали дома? («Приключения Тома Сойера») Кто его написал? (Марк Твен)

- Это его настоящее имя? (Псевдоним)

- А настоящее? (Сэмюэл Клеменс) (На доске – портрет писателя)

 


 

(1 ученик рассказывает о писателе)

Сэмюэл  Клеменс, известный под именем Марк Твен, родился  в 1835 году в штате Миссури. Имя Марка Твена известно во всём мире. Писатель сам выбрал себе литературное имя Марк Твен. У моряков, которые плавали по реке Миссисипи «марк твен» означало: мели нет, глубина более двух саженей, можно спокойно плыть дальше. Много произведений написал Марк Твен, но мировую известность ему принесла книга «Приключения Тома Сойера». Эта книга была переведена с английского языка на русский Корнеем Ивановичем Чуковским. Произведения Марка Твена читают дети и в нашем, 21 веке. По его книгам юные читатели всего мира знакомятся с американским народом, его обычаями, с красотой американской природы.


III. Проверка домашнего задания.

 Выставка разных изданий книги, принесённых детьми.

- Вам нужно было не только прочитать данное произведение в учебнике, но и взять книгу «Приключения Тома Сойера» в школьной, домашней или городской библиотеке, принести её в класс.

- Поднимите вверх свои книги.

                     

 

(К доске вызываются несколько учеников с разными изданиями книги)

- Что общего у всех книг? (Автор, название)
- Чем отличаются? (Разный год издания, оформление)
- Давайте посмотрим на самое старое издание этой книги, сохранившееся в наших библиотеках. Эту книгу читали ещё наши бабушки и дедушки, когда были такими же маленькими, как вы сейчас.
- Вспомните, на какие 3 рода делится художественная литература? (Эпос, лирика, драма)
- К какому роду относится наше произведение? (Эпос)
- Почему? (Это повесть, присутствует повествователь, который рассказывает о событиях, он всё «знает», даже мысли героев и их переживания)

 

IV. Сообщение цели урока.
- Цель нашего урока – увидеть позицию автора, его отношение к изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней.
- Для того, чтобы понять автора, его идею, мы должны выявить систему образов произведения. А что такое «идея»? (Главная мысль, то, ради чего автор изображает определённые события, создаёт образы.)
- Какое ещё домашнее задание вы получили? ( По ходу чтения вычертить систему образов повести, размещая в ней всех новых героев, появляющихся в тексте, обозначая их отношение к главному действующему лицу.)

 

V. Анализ произведения.

Работа по учебнику.
- Откройте учебники и тетради со структурной схемой. Кто в нашем тексте литературный герой – главное действующее лицо произведения? (Том Сойер)
(На доске учитель в структурную схему вписывает первое действующее лицо. Такая же схема составлена детьми дома, на стрелках - номера страниц, чтобы можно было быстро найти в тексте цитаты для характеристики действующих лиц и отношений между ними)
- О каком событии идёт речь в данной главе? (Покраска забора)
- В какой день недели разворачивается событие? (Суббота)
- С чего начинает автор повествование в этой главе? (С описания пейзажа)
- Как вы думаете, почему?
- Найдите описание в тексте и прочитайте.
- Какие эпитеты использует автор?
-  После трудовой недели наступит суббота, какие планы у вас на субботу? ( Отдохнуть, встретиться с друзьями, погулять, поиграть с ними)
- Какие ваши ощущения, настроение от предстоящего выходного дня? (Радость)
- Вот и Том Сойер вышел на улицу с таким же настроением. И вдруг оно резко меняется. Прочитайте, как об этом говорит автор.

В нашей структурной схеме появляется новый герой. (Джим) Опишите его.
- Какие отношения между Томом и Джимом?
- Что предлагает Том Джиму?
- Какое чувство вызывает у вас это предложение? (Смех)
- Почему сделка не состоялась?
- Какая новая мысль зарождается у Тома? (Мысль о подкупе)
- Почему он отказывается от неё?
- Какую тактику выбрал Том для достижения своей цели? Как автор это описывает? (Вдохновение, гениальная мысль)
- Наша структурная схема пополняется новым героем. (Бен Роджерс) Опишите его.

 

 Просмотр фрагмента фильма «Встреча Тома с Беном»

- Обратите внимание на внешний вид мальчиков, их поведение, разговор.

 

VI. Физминутка.

 

VII. Чтение по ролям. Работа в группах. Постановка «тонких»  и «толстых» вопросов.
- Найдите описание встречи с Беном. Читаем по ролям.
- В чём проявляется юмор писателя?
- Как Тому удалось трудную работу (покраску забора) превратить в интересную игру?

 

VIII. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли она тому, как Твен рисует героев, обстановку?
- Насколько важный эпизод выбрал художник для иллюстрирования? Найдите в тексте отрывок к иллюстрации и прочитайте.

 

IX. Характеристика главного героя.
- Кто же такой Том? Каким вы его себе представляете? ( Том – фантазёр и мечтатель, у него горячее сердце, но ещё более пылкое воображение, он не может без игры)
- Перечитайте последний абзац. Какой великий закон человеческих поступков и действий открыл Том?
- Для кого была написана эта книга? Как об этом говорит сам автор? Прочитайте.


X. Итог урока.
- Недостойной, скучной и неинтересной жизни Марк Твен не принимал никогда – ни для себя, ни для своих героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги.
- Мы не прощаемся с Марком Твеном. Впереди у нас знакомство с ещё одним замечательным произведением – «Приключения Гекльберри Финна».

В конце урока предлагается тест для проверки знаний учащихся по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера».


Тест

1. С каким настроением Том вышел на улицу?

а) весёлым;

б) грустным

 

2. В какой день недели разворачиваются события в повести?

а) среду;

б) воскресенье;

в) субботу

 

3. Что предлагает Том Джиму?

а) оловянного солдатика;

б) алебастровый шарик;

в) кусок мела

 

4. Кого из мальчиков автор называет «Большая Миссури»?

а) Джима;

б) Бена Роджерса;

в) Джонни Миллера

 

5. Подчеркни слова, характеризующие Тома?

Фантазёр, трусливый, мечтатель,

находчивый, смелый, сердитый,

весёлый, пылкое воображение.

 

XI. Домашнее задание. Выставление оценок.

По выбору: выразительное чтение по ролям отрывка «Встреча Тома с Беном»;

написать мини-сочинение «Хотел бы я дружить с Томом Сойером или нет?»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*