Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ и оценка качества патриотического воспитания молодежи

26.05.2015 824 1163
Попова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, директор

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Современный национальный воспитательный идеал в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России трактуется, на наш взгляд, прежде всего как образ патриота. Он понимается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ»1. Среди трёх групп достижений обучающихся (воспитанников) при освоении общеобразовательных программ в Федеральном Государственном образовательном Стандарте второго поколения называются личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные чувства, к которым, по нашему убеждению, относится и патриотизм, что еще раз убеждает в значимости для современной школы построения системы патриотического воспитания и оценки его качества. Кроме того, следует отметить развивающий эффект аналитико-оценочной деятельности в целом для всех участников образовательного процесса: и для воспитанников, и для педагогов аналитико-оценочная деятельность служит формированию у них смыслопоисковой и рефлексивной функций.  

Результатом патриотического воспитания молодежи может быть освоенный ими опыт патриотической деятельности. Он представляет собой характеристику Человека, включающую совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий, явлений, деятельности патриотического характера. В рамках теории личностно-развивающего образования он трактуется как активно функционирующее патриотическое сознание; потребность, умение человека выразить себя в действиях патриотической направленности, а также способность выполнять деятельность, ориентированную на организацию своего внутреннего мира – смыслов, впечатлений, выводов из переживаний событий и явлений патриотического характера. Опыт патриотической деятельности является проявлением его личностно–нравственного опыта, реальным выражением социальных чувств как составляющей личностных (ценностных) достижений обучающихся в образовательном процессе. Данный вид опыта представляет собой единство трех компонентов: эмоционально–чувственного (переживания, чувства по поводу событий, явлений патриотического характера); отношенческого (отношение к фактам, явлениям, событиям патриотического характера); деятельностного (виды деятельности, действия патриотического характера). Интегративным свойством опыта патриотической деятельности является проявление учащимися активно творческого отношения к миру, Отечеству, себе, окружающим, выраженное в переживаниях и деятельности патриотического характера. В контексте аналитико-оценочной деятельности опыт патриотической деятельности воспитанников служит главным критерием анализа и оценки качества системы патриотического воспитания молодежи.

Изучение документации образовательных организаций позволяет сделать вывод, что анализ и оценка качества патриотического воспитания, в основном, сводится к факту проведения запланированных мероприятий данной направленности с молодыми людьми. Одна из причин состоит в том, что педагоги не владеют имеющимся диагностическим инструментарием для педагогического анализа и оценки процесса и результата воспитывающей деятельности патриотического характера. Другая причина заключается в том, что в методическом арсенале педагога отсутствует целостный комплекс диагностик такого рода, поскольку он недостаточно разработан в педагогической науке.

Мы предлагаем авторскую методику аналитико-оценочной деятельности в сфере патриотического воспитания, так как в ней четко определены объекты оценивания и диагностический инструментарий.

Ключевой диагностической методикой является наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания, поскольку с её помощью можно оценить проявление различных показателей (таблица 1).

Таблица 1 Методики анализа критериев и показателей патриотического воспитания

Критерии и показатели анализа и оценки

Методики педагогического анализа

1. Овладение подростками опытом патриотической деятельности (качество результата).

1.1. Сформированность эмоционально – чувственного   компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников);

1.2. Сформированность отношенческого компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников);

1.3. Сформированность действенно – практического компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников).

2. Проектирование и реализация ситуации патриотического воспитания (качество процесса)

2.1. Способность педагогов к постановке целей;

2.2. Отбор содержания воспитания, способствующего овладению опытом патриотической деятельности;

2.3. Активизация чувств, переживаний, смысловой сферы, нравственных мотивов воспитанника при подготовке и проведении мероприятий патриотического характера, а также в процессе учебных занятий;

2.4. Поддержка усилий подростка во внеурочной социально-проектной деятельности патриотического характера;

2.5. Реализация ситуационно-событийного подхода в процессе овладения обучающимися   (воспитанниками);

опытом патриотической деятельности, учет гендерного подхода;

2.6. Вовлечение воспитанников в рефлексию смысла деятельности патриотического характера.

3. Внутришкольный менеджмент процесса патриотического воспитания

3.1. Качество документационного обеспечения процесса патриотического воспитания;

3.2. Качество организационно – методического сопровождения процесса патриотического воспитания управленческой командой ОУ;

3.3. Осуществление управленческими структурами педагогического анализа процесса патриотического воспитания.

1.1.1 Программа наблюдения за проявлением эмоций и чувств в связи с событиями и явлениями патриотического характера;

1.1.2. Шкалирование;

1.2.1. Анкетирование с целью определения степени сформированности у подростков патриотического отношения к действительности;

1.2.2. Графическое тестирование сформированности патриотического отношения подростков и педагогов к действительности;

1.3.1. Тест по определению степени овладения действенно - практическим компонентом патриотического опыта.

 

2.1.1. Анкетирование с целью изучения   характера целеполагания при организации патриотического воспитания

2.2.1. Программа самоанализа фрагмента образовательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания;

2.3.1. Вопросы для анализа (самоанализа) реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания;

2.4.1. Мини-сочинение «Будущее страны в наших руках» и др.;

2.4.2. «Продолжи предложение»;

2.5.1. Наблюдение за учётом гендерных особенностей при подготовке и проведении мероприятий атриотического характера.

 

3.1.1. Экспертная оценка качества Концепции патриотического воспитания, программ, планов и др. ОУ;

3.1.2. Программа оценки качества деятельности структур управления ПОО по организационно – методическому сопровождению   процесса патриотического воспитания;

3.1.3. Программа анализа фрагмента образовательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания.

 

Нормой в патриотическом воспитании является приобретённый, освоенный обучающимися (воспитанниками) «опыт патриотической деятельности».

При педагогическом анализе и оценке качества патриотического воспитания следует руководствоваться принципами целостности, научности, систематичности и последовательности, доступности, осмысленности деятельности и активности педагогов. К условиям успешности аналитико-оценочной деятельности нами отнесены: знание педагогами объектов аналитико-оценочной деятельности; периодичность проведения диагностических исследований; осмысление результатов диагностик, предъявление их педагогическому сообществу; выявление тенденций в овладении обучающимися опытом патриотической деятельности; позитивная мотивация педагогов в осуществлении педагогической диагностики; разнообразие используемого диагностического материала; развивающий характер диагностического материала для педагогов; привлечение родителей в качестве экспертов, а также мониторинг возможных потерь ПОО в конструировании и реализации системы патриотического воспитания.

Одной из разработанных нами методик является анкетирование как самодиагностика педагога, целью которого является определение его готовности к постановке целей и задач патриотического воспитания (таблица 2).

Таблица 2 Анкета готовности к постановке целей и задач патриотического воспитания

Вопрос

Баллы

0 (почти никогда)

1 (никогда)

2 (част)

3 (почти всегда)

1.

Всегда резервирую время для подготовительной работы, планирования воспитательной деятельности в направлении патриотического воспитания

 

 

 

 

2.

Ставлю цели и определяю задачи в соответствии со школьной концепцией патриотического воспитания

 

 

 

 

3.

В целеполагании в сфере патриотического воспитания учитываю необходимость овладения воспитанником эмоционально–чувственного, отношенческого, деятельностного компонентов опыта патриотической деятельности

 

 

 

 

4.

Письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации

 

 

 

 

5.

Для более эффективной работы по целеполаганию и планированию своей деятельности в направлении патриотического воспитания изучаю педагогическую литературу

 

 

 

 

6.

При планировании работы в направлении патриотического воспитания испытываю затруднения

 

 

 

 

7.

При формулировании целей и задач патриотического воспитания и отдельных его фрагментов (уроков, акций) имею трудности в их конкретизации

 

 

 

 

 

Напротив каждого вопроса предлагается поставить знак + в соответствующем столбце. В результате проведения самодиагностики педагоги определяют уровень собственной готовности к постановке цели в сфере патриотического воспитания. В среднестатистической школе по результатам нашего изучения, как правило, 45% педагогов достаточно профессионально ставят цель и планируют деятельность по патриотическому воспитанию в группе, 40% педагогов встречаются с трудностями в целеполагании и планировании, а 15% – не владеют умением формулирования целей патриотического воспитания.

В организации аналитико-оценочной деятельности возможно использование таких диагностических методов как наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, шкалирование, социометрия, ранжирование и др., с помощью которых проводится изучение приращения патриотического опыта личности подростка и готовности педагога к деятельности по овладению воспитанниками этим видом опыта. Одной из предлагаемых нами методик методика оценки сформированности патриотического отношения подростков на основе аналитико-оценочной шкалы (таблица3).

Таблица 3. Аналитико-оценочная шкала

Утверждения

4 балла (совершенно согласен)

3 балла (согласен)

2 балла (трудно сказать)

1 балл (не согласен)

0 баллов (совершенно не согласен)

1. Я горжусь своей страной, когда выигрывает российская спортивная команда

 

 

 

 

 

2. В нашем городе много мест, где испытываешь чувство причастности к истории всей страны

 

 

 

 

 

3. Когда я надолго уезжаю из своего города (посёлка), то очень скучаю

 

 

 

 

 

4. У меня есть любимое место в нашем городе (посёлке), где мне очень комфортно

 

 

 

 

 

5. Я считаю, что в нашей стране созданы все условия для получения качественного образования и развития моих способностей

 

 

 

 

 

6. В нашей стране всегда были и есть серьёзные достижения в культуре, науке, спорте

 

 

 

 

 

 

В результате диагностирования заполняется таблица, в которой выставляются баллы, в сумме показывающие уровень сформированности отношения учащихся к фактам и событиям патриотического характера.

Если подростком набрано от 5 баллов до 10 баллов, то это говорит о его принадлежности к низкому уровню овладения опытом патриотической деятельности; среднему уровню овладения опытом патриотической деятельности соответствует от 10 до 20 баллов; высокий же уровень характеризуется 20 – 25 баллами.

На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы.

Высокий уровень овладения подростком опытом патриотической деятельности рассматривается нами в качестве нормы, что позволяет сравнивать индивидуальный опыт каждого воспитанника с нею. Опишем этот уровень: подростки эмоционально выражают патриотические чувства, любовь к Родине в реальном поведении. Переживания по поводу явлений патриотического характера выступают как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира воспитанника и обретению необходимого равновесия в отношении к истории и культуре своей страны. Проявляют заинтересованное отношение к возможности быть полезным в подготовке и проведении акций и дел патриотической направленности. Имеют сформированный опыт выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, а также к традициям и содержанию отечественной культуры. Занимают позицию «Я горжусь культурой, историей нашей страны». Осознанное стремление участвовать в различных мероприятиях патриотического характера (акциях, КТД, встречах, классных часах). Являются инициаторами мероприятий патриотической направленности, они для учащихся личностно значимы. Проявляют стремление стать полезными своей стране, своему близкому и далекому окружению. В деятельности патриотического характера способны к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству; проявляют ответственность, самостоятельность, творческую инициативу в делах патриотического характера. Занимают позицию «Я готов, настроен и могу действовать на благо своей страны».

Учитывая сложность анализа и оценки личностных проявлений человека, в том числе сформированности компонентов опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников), полагаем, что для администрации ПОО особую значимость приобретает анализ и оценка качества процесса патриотического воспитания, прежде всего профессионализма педагога - воспитателя в проектировании и реализации ситуации патриотического воспитания.

 

Список литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская //Педагогика, 2001. №1.
  2. Сафронова, Е. М., Оценка качества процесса и результата воспитательной работы в школе / Сафронова, Е. М., // Директор школы, 2008,-№6.
  1. Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография / Е.М. Сафронова. — Волгоград: Перемена, 2004.-С.187.

________________________________________________________

1Данилюк, Я.Д,, Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России//Народное образование.- 2010.-№1.- .С.42.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*