Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание молодежи – условие всестороннего развития гражданского общества

26.05.2015 345 452
Полонский Сергей Федорович, директор

Шуваева Людмила Александровна, заместитель директора по учебной работе

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Мы не выживем физически, если погибнем духовно

Д.С.Лихачев

Основой жизнеспособности государства, важным внутренним мобилизующим ресурсом развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству является патриотизм. Патриотизм - это основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки[4].

Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Понятие «патриотизм» включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности[1].

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса по­зитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм вы­ступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, нераз­рывность с Отечеством.

Однако патриотизм не возникает из ниоткуда. Для того, чтобы в сознании молодых людей зародились патриотические чувства, окрепли нравственные идеалы, нормы поведения и мировоззрение, а в общественном сознании сформировалась система основополагающих ценностей, необходима последовательная, систематическая и кропотливая работа по созданию, совершенствованию и реализации системы образования и воспитания личности.

В ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» сложилась устойчивая система воспитательной работы, которая направлена на всестороннее развитие личностных качеств. Приоритетным в этой системе является патриотическое направление. В техникуме разработана программа патриотического воспитания, целью которой является формирование патриотического сознания, готовности студентов и обучающихся к выполнению гражданского долга, вовлечение молодежи в активную социальную практику.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания студентов и обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Значимую функцию здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные ор­ганы, военные организации[2]. В общественном сознании, особенно среди молодежи, имеют место проявление равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к государству и базовым социальным институтам.  В сложных социальных условиях, иногда не просто не получая поддержку, а борясь с влиянием различных социальный сфер, используя взаимодействие с различными организациями, коллектив техникума формирует систему работы для развития патриотических качеств студентов.

В рамках целевой программы патриотического воспитания педагогами техникума накоплен богатый опыт проведения различных традиционных мероприятий: это уроки-экскурсии по памятным местам города-героя Волгограда, руководство научно-исследовательской работой студентов, подготовка презентаций, деловых игр, проектов, научно – практических конференций, встреч с ветеранами и известными земляками, участие во всероссийских олимпиадах по истории и различных мероприятиях городского и регионального уровней.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в техникуме можно определить следующие:

  • Духовно-нравственное направление. Цель: осознание студентами в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяю­щих принципов, позиций в практической деятельности.

Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся техникума - яркий разносторонний процесс, который охватывает практически все сферы деятельности студентов: учебную, спортивную, трудовую, культурную, духовную.

Студенты ГБОУ СПО «ВПТКР» с нарушением слуха в составе делегации Волгоградской области в качестве болельщиков побывали на Паралимпийских играх в городе Сочи в марте 2014г., где им посчастливилось прочувствовать единение всего народа в праздновании спортивных побед и переживании горьких поражений.

В 2013 году студенты и обучающиеся ГБОУ СПО «ВПТКР» открыли новую станицу своей деятельности - взяли шефство над воспитанниками детского дома в Дзержинском районе Волгограда. Мы понимаем, что детям, в силу разных причин оставшимся без любви и заботы родителей, требуется ощущение нужности, внимание и забота. Им зачастую не хватает положительного образа старшего друга с его заботами, интересами и бытовыми мелочами. Студенты техникума не только с удовольствием проводят товарищеские спортивные матчи по баскетболу и футболу с учреждения, но и помогают поддерживать и облагораживать территорию детского дома, проводят косметический ремонт зданий и спортивных сооружений.

Давние дружеские взаимоотношения связывают техникум с Волгоградской епархией. Студенты и мастера отделочных строительных работ оказали благотворительную помощь в ремонте детского образовательного центра по улице Пугачевской, принадлежащего епархии.

В формировании духовно-нравственных ценностей важно оказывать студентам квалифицированную поддержку. Поэтому весной 2014 года на базе техникума проведены региональные курсы повышения квалификации педагогических работников по теме «Ценности православной культуры в образовательном процессе». Педагогический коллектив техникума чувствует необходимость постоянно самосовершенствоваться и обогащаются духовно, потому что, только развиваясь сам, ты можешь помочь развиваться другому.

  • Историко-краеведческое направление позволяет студентам развивать интерес к историческому прошлому своего народа, направлено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Достойное место в данном направлении занимают исследовательские и информационные проекты: «Память поколений: правнуки о прадедах», «Гордимся прошлым – верим в будущее», участие в областных конкурсах в рамках проекта «Растим патриотов России». Ценным является тот факт, что все проекты являются совместными, свои работы представляют как студенты, так и преподаватели, что является наилучшим примером, а соответственно и воспитательным приемом сохранения памяти и своей истории. Под руководством педагогов техникума ведется поисковая работа. Самоотдача и заинтересованность педагогов в проведении исторических исследований, работе с архивными документами, помогает увлечь и студентов, и это дает свои результаты: коллектив техникума является победителем областного молодежного конкурса «Музей XXI века».

За высокий вклад в реализацию Всероссийского проекта «Наша общая победа», посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне, коллектив образовательной организации отмечен благодарственным письмом главы администрации Кировского района города Волгограда.

  • Гражданско-патриотическое направление - воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Эта работа направлена на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Ярким примером проявления гражданственности и активной жизненной позиции является героический поступок студента техникума из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалид по слуху) Кабанова Евгения Владимировича, который, находясь на летних каникулах в Архангельской области, спас из ледяной воды девочку и награжден медалью "За спасение погибавших».

Проявлению подобных героических поступков предшествует разносторонняя работа.

Традиционно сборная команда студентов техникума принимает участие в ежегодных легкоатлетических пробегах, посвященных годовщине Победы советского народа в ВОВ и окончанию Сталинградской битвы. Студенты техникума участвуют в соревнованиях российского и международного уровня. Ребята не только участвуют в соревнованиях, но и завоевывают призовые места, о чем свидетельствуют многочисленные победы в соревнованиях различного уровня: так, в 2013 г. студент ГБОУ СПО "ВПТКР" Лазарев Борис Евгеньевич занял 3 место по пулевой стрельбе на сурдолимпийский играх в Софии, а в октябре 2014 г. студентка Губанова Ирина Сергеевна заняла 1-е место на Первенстве России спорт глухих по пулевой стрельбе.

Многолетнее сотрудничество с военно-патриотическим клубом Дзержинского района «Виктория» позволяет студентам техникума участвовать в ярких районных мероприятиях «Один день в армии».

Ежегодно студенты техникума принимают участие в масштабных акциях на Мамаевом кургане «Призывник».

В 2013 году начали активно развиваться партнерские отношения с военно-историческим музеем ООО «ВолгаСпециалПринт» и региональной общественной организацией военно-исторических мероприятий «Сталинград – Армия Дон». В рамках этого сотрудничества в техникуме проводятся необычные и увлекательные уроки-викторины, экскурсии, военно-спортивные игры, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ходе этих мероприятий демонстрируются уникальные музейные экспонаты военных лет: боевое оружие, обмундирование, личные вещи солдат и офицеров, архивные материалы, а студенты являются непосредственными участниками реставрационных работ, постановочных сцен, игровых действий. По данному направлению техникум является районным центром, объединяющим обучающихся муниципальных образовательных учреждений общего образования, школ-интернатов, детских домов и профессиональных образовательных организаций.

По инициативе администрации техникума на базе образовательной организации проводятся мероприятия в рамках областных противопожарных месячников, в которых принимают участие сотрудники ГУ МЧС России по Волгоградской области, Комитета гражданской защиты населения Волгограда, Всероссийского добровольного пожарного общества, Службы спасения города. Подобные мероприятия способствуют пропаганде гражданско-патриотических и специальных знаний, популяризации и развитию пожарно-прикладных видов спорта и физической подготовке молодежи в рамках комплекса ГТО.

В техникуме действуют исторический и реставрационный кружки. На занятиях реставрационного кружка ведутся работы по восстановлению и ремонту техники военных лет, которая впоследствии становится ценным демонстрационным материалом, используемым в детских военно-спортивных мероприятиях, конкурсах, играх, театрализованных постановках и съемках художественных и документальных фильмов. Важным достижением в этой работе являются разносторонние интеграционные связи, объединяющие теорию и практику, культуру и науку в единый фокус патриотического воспитания наших студентов.

В педагогическом коллективе техникума сложилось устойчивое мнение о том, что нельзя студента заставить любить свою семью, дом, учебное заведение, Родину. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. И если студента привлечь к активным формам участия: подготовке экскурсий, встреч, рефератов, проектов, участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, акциях, военно-спортивных играх - молодой человек приобретет чувство патриотизма, гордости, любви к образовательному учреждению, родному городу и своей стране.

Цель, которую ставит перед собой коллектив нашей образовательной организации - не только подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, но и формирование личности с активной гражданской позицией, твердыми моральными убеждениями, настоящих патриотов своего Отечества. Ведь духовное оздоровление народа, формирование единого гражданского общества возможно при наличии у молодого поколения такого качества как патриотизм.

Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без гражданина с развитым чувством патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону[4]. Патриотическое воспитание мы рас­сматриваем как один из основных факторов консолидации всего общества, который является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Мы считаем, что воспитание личности с активной гражданской позицией является одним из главных направлений деятельности профессиональной образовательной организации.

 

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. – 2009. – Сентябрь. – № 17.
  2. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
  3. Читая Д.С.Лихачева. Семь уроков из жизни и книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся гимназий, лицеев и средних школ / Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2006.
  4. Иванова Светлана Юрьевна. Патриотизм в культуре современной России: Дис. д-ра филос. наук: 09.00.13: Ставрополь, 2004 403 c.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*