Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание на уроках химии

25.05.2015 420 577
Максимова Вера Ивановна
Максимова Вера Ивановна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Научно-материалистическое воспитание студентов в учебном процессе необходимо сочетать с нравственным воспитанием.

Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, уважение к героическому прошлому своей Родины, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным. Поэтому очень важно донести до студентов, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал[1].

В современных условиях преподаватель обязан не только формировать знания и умения по предмету, но и максимально раскрывать и использовать воспитательный и развивающий потенциал своей учебной дисциплины, для формирования гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции молодого поколения[3].

Воспитание на уроках химии имеет цель: формирование знаний и умений, жизненных ценностей, гармоничной личности человека.

Для этого необходимы условия:

  • гражданская позиция преподавателя;
  • непрерывное повышение уровня знаний и профессиональных качеств  преподавателя;
  • социальный заказ.

Воспитание основывается на принципах:

  • научности;
  • непрерывности;
  • преемственности;
  • интеграции.

Значимость воспитательного процесса на уроках химии выражается через:

  • культурное наследие;
  • патриотизм;
  • нравственность;
  • практическая ориентация.

Воспитательное воздействие должно идти параллельно с учебным материалом через содержание предмета, включая в контекст урока факты открытий, изобретений, биографий российских ученых, значимые даты Российского государства. В 2015 году такой датой является 70-летие победы в Великой Отечественной войне. И естественно учебный материал по предмету химия связан с историческими фактами данного периода и вкладом учёных – химиков в Победу над фашизмом[2].

Приведу несколько примеров слайдов, которые включены в этом учебном году в ранее разработанные презентации уроков, чтобы вы могли представить, реализовывается данная воспитательная цель

Тема Металлы. Раздел применение сплавов. Открытие месторождения бокситов, позволило увеличить производство алюминия в три раза. Был разработан сплав дюралюминия, который использовался в производстве управляемых ракетных снарядах в первых ракетных установках «Катюшах»

Во время Великой Отечественной войны потребовались стали со специальными свойствами: прочностью, вязкостью, ударной вязкостью (вязкость в процессе ударов снарядами, пулями). Зимой 1941 г. под руководством академика Евгения Оскаровича Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34.

Тема Окислительно-восстановительные реакции. Для борьбы с танками и бронемашинами использовались различные зажигательные смеси. Наиболее эффективными оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» (Качурин – Солодовников). Именно эти жидкости и получили широко известное прозвище «коктейль Молотова».

Принцип действия основан на окислительно – восстановительных свойствах органических и неорганических веществ. Представлен химизм процесса, демонстрируется опыт (виртуальная лаборатория), затем студенты составляют ОВР бертолетовой соли с серной кислотой методом электронного баланса.

Тема Соли. В осажденном Ленинграде не прекращалась научная работа в 18 лабораториях и мастерских Ленинградского технологического института имени Ленсовета. В январе 1943г. студентами института был разработан запал для дымовых шашек, и началось производство дымовых средств маскировки военных кораблей, стоявших на Неве. Демонстрируется опыт (виртуальная лаборатория), студенты записывают химизм реакции.

Тема Алкины. Алексей Евграфович Фаворский предложил оригинальные способы получения синтетического каучука на основе угля и воды.

Новые соединения на основе ацетилена нашли широкое применение в оборонной отрасли промышленности. Студенты разбирают химизм получение ацетилена из карбида кальция. А затем из ацетилена синтез изопрена.

Тема Нефть. В период 1941-1945гг. Н.Д.Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации. Н. Д. Зелинскому удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем полученный при перегонке нефти. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. На этом бензине самолеты могли взлетать с меньшего разбега и подниматься на большую высоту с большим грузом. Это была неоценимая помощь авиации. Студенты рассматривают схему крекинг процесса.

Тема Полимеры. Полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского».

Тема Биологически активные вещества. В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами, синтезированных Исааком Яковлевичем Постовским. И сегодня в медицине, до сих пор используется «паста Постовского». В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермоловой в 1942 г. Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции.

Используя учебный материал урока, отражающий исторические факты периода Великой Отечественной войны, студентом Кулиш Максимом был выполнен исследовательский проект на тему: «КС» - противотанковое оружия, который был представлен 20.03.2015 года на региональной научно – практической конференции «70 лет со дня Великой победы до современности – тенденции отечественной науки и практики». За данную исследовательскую работу Максим был награжден грамотой в номинации «За активную гражданско – патриотическую позицию».

23.04.2015. состоится научно – практическая конференция студентов ГБОУ СПО ВПТКР «Химики – фронту», посвященная 70 – летию Победы в Великой отечественной войне. На которой студентами техникума представлены исследовательские работы на данную тематику. Лучшее работы определяла экспертная комиссия в соответствии с требованиями положения о проведении конференции.

Прошу обратить внимание что, основные направления работы конференции отражают учебный материал по дисциплине «Химия», который изучали студенты в учебном году:

«5.4.1. Научные открытия и изобретения учёных – химиков в годы Великой Отечественной войны, которые приблизили Победу над фашизмом нашей Родины:

  • химия – физика;
  • химия – военно-инженерная геология;
  • химия – металлургия;
  • химия – средства индивидуальной защиты;
  • химия – медицина;
  • химия – военное обмундирование.

Результаты исследований представляются в форме проектов.»

Таким образом, практическую работу со студентами в учебном процессе обучения можно представить в форме обобщения, которая отражает все стороны педагогической деятельности преподавателя. Даем – знания, умения, опыт. Формируем – общие, профессиональные компетенции и социально – значимые ценности человека.

Результат – из стен учебного заведения выпускается рабочий или специалист, который является гармонично развитой личностью.

Я выразила обобщение своего опыта работы, процесса воспитания и обучения на уроках химии, в виде дома (рис.1) потому, что дом для любого человека – это родные и близкие люди, это семья, это Родина.

Рис. 1 Воспитание педагогического процесса» и обучение на уроках химии

 

В заключении хочу сказать словами великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, которые актуальны и сегодня: «Воспитание человека-гражданина, человека-патриота должно быть главной целью всего».

 

Список литературы

  1. Воспитать человека: Сб. нормативно – правовых, научно-методических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной и др.- М.: Вентана – Граф, 2003.-384с.
  2. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. – М.: ЦГЛ, 2006.-160с.
  3. Сайт: http://nsportal.ru/ Бабаджанова Л.А. статья "Патриотическое воспитание школьников на уроках химии"



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*