Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение технологии «гражданского форума» как средство нравственно - патриотического аспекта на занятиях обществознания

25.05.2015 217 275
Машурова Наталья Владимировна
Машурова Наталья Владимировна, преподаватель

Волгоградский техникум энергетики и связи

В новом образовательном стандарте введена новая рубрика: «опыт познавательной и практической деятельности», что должно усилить практическую направленность преподавания обществознания. Для решения этой задачи пятьдесят процентов времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной, практической деятельности. Применение новых форм содержания требует введения новых форм занятий. Занятие теперь, прежде всего, это не только передача знаний, а прежде всего обучение жизни в демократическом обществе и правовом государстве, то, что называется социализацией личности. И без воспитания патриотизма, взращивания морально – нравственных устоев человека социализация личности невозможна.

1. Цитаты:

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете».  В. В. Путин.

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины». Дж. Кеннеди.

«Замшелые советские способы и методы не будут эффективными в условиях открытого общества. Уровень патриотизма зависит от уровня экономики, социальной сферы, спорта, науки и образования. Наши проблемы в 90-х годах в Чечне сотней патриотичных гимнов невозможно было заменить. Поверьте, один выигранный матч на чемпионате мира будет лучше сотни прочитанных лекций на тему патриотизма»  С. Собянин.

«Мне не нравится многое в этой стране, потому что я истинный патриот. Те, которым нравится все в этой стране, наверное, …шпионы немецкие»  С. Шнуров.

2. Патриотизм, как писал И. А. Ильин, есть не что иное, как осознание себя частицей целого народа, нации, из которого произрастает национальное самосознание особости, отличности от других, своего противопоставления другим и, следовательно, естественное право на свободное собственное существование, на защиту интересов своей нации от посягательств на свободу, на территорию.

Научить анализировать современные события и делать правильные выводы — одна из основных задач патриотического образования и воспитания.

Перед занятиями по обществознанию обязательно для студентов просмотр новостных лент. Большинство учащихся не интересуется происходящем в мире, незнакомо с новейшими открытиями, изобретениями, событиями в политической и культурной жизни планеты и месте России в этих процессах.

3. Образование и патриотическое воспитание

Для патриотического сознания молодежи на данном этапе характерно то, что набор включенных в историческую память событий носит не социально-культурный, а военно-политический характер. Акценты из государственно-силовых содержаний перенесены на возрождение и преображение русского многонационального историко-культурного цивилизованного организма.

В своей практике я активно использую показ документальных фильмов. Например, при изучении всеобщей истории ХХ века, тема: «Страны Западной Европы в 30-е гг.» обязательно фильм М. Ромма 1965 г. «Обыкновенный фашизм».

Большая часть изучаемого материала позволяет акцентировать внимание на формирование патриотических качеств; уже одно значение естественного хода событий и естественной реакции на них может дать нужный эффект.

А сколько после просмотра тем для обсуждения, а параллели с настоящим, современным нам временем!

4. Воспитание патриота

Осуществлять патриотическое образование и воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Отрицание должно быть конструктивным, стимулировать к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечению прогрессивного развития страны.

Важное условие успеха — активное участие в формировании идейно-нравственной гражданственной позиции самих обучаемых, организация самостоятельной работы. Работая с первоисточниками, с научной литературой, ученики сами формируют свою позицию по отношению к событиям и явлениям современной жизни.

5. Что это за прием и для чего он нужен?

Гражданский Форум - метод интерактивного обучения, который стимулирует мыслительную деятельность. А как же все-таки учить мыслить?.. Надо организовать процесс усвоения знаний так, как организует его жизнь - лучший учитель, а именно: так чтобы в ходе этого процесса человек постоянно был вынужден тренировать не только и не столько память, сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном смысле слова, требующие самостоятельного суждения. Решение задач — вовсе не привилегия математики.

Гражданский форум - нетрадиционная форма занятия, это дискуссия, ведущаяся по особым правилам, на основе дискуссионной брошюры или дискуссионного материала, составленными студентами под руководством преподавателя в подготовительный период. Гражданский форум не только метод, это - новая линия поведения преподавателя, новая форма его взаимоотношения со студентами. Одним из приобретенных умений должна стать толерантность.

Начинать учить мыслить нужно с развития способности правильно ставить вопросы. Учить мышлению значит учить умению видеть противоречие, а затем находить ему действительное разрешение путем конкретного рассмотрения действительности, а не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречие. Противоречие — это «мотор», «движущая пружина» развивающегося мышления. Всякий опытный педагог учитывает это. А именно: он всегда тактично приводит человека к «проблемной ситуации». Если он находит — после ряда проб и ошибок — выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания — он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже «усвоения» тысячи готовых истин».

Достаточно подробно изучена методика обучения в форме, диалога, дискуссии, так что суть коллективного учетного взаимодействия учащихся с преподавателем и учеников с учениками, в общем и целом ясна. В основе лежит совершенно новый подход к демократии — не просто как к системе государственных институтов, а как к общественному диалогу, искусством ведения которого надлежит овладеть каждому гражданину. Форум предоставляет молодежи возможность цивилизованного диалога, призывает к толерантности, сопереживанию, взаимопониманию, что находит выражение в правилах (см. ниже). Методика «Гражданского Форума» имеет эффект:

  • в области предметной компетенции учащиеся овладевают историческими понятиями, способами исторического исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ исторических источников, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исторического материала, выявление причинно-следственных связей, установление целей различных исторических деятелей и анализ средств их достижения, определение личностного отношения к исторической проблеме). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но и помогает в выборе профессиональной траектории;
  • в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (умение восстанавливать и понимать в исторической коммуникации позиции участников исторического процесса, а в реальном взаимодействии — воспринимать точку зрения, отличную от собственной; ргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку исторических событий, процессов и личностей с позиций прошлого и современности);
  • в области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствует индивидуальная и коллективная проектная деятельность (постановка целей проекта, выбор стратегий достижения цели, реализация цели в конкретном продукте, оценка результатов деятельности).

6. Плюсами методики является:

Во-первых, в решение учебных проблем вовлекаются все, так что пассивных молчунов становится все меньше и со временем вовсе не остается. Это воспитывает убежденность.

Во-вторых, участие педагога в дискуссии придает ей теоретическую и практическую весомость: он своими вопросами направляет мышление учащихся в нужное русло и постепенно подводит к теоретическим обобщениям (новым теоретическим знаниям) и практическим выводам (учению находить практическое приложение новым знаниям), т. е. учит, не сообщая в готовом виде книжные знания, и воспитывает, не морализируя.

В-третьих, учащиеся быстро приучаются к самостоятельности, отучаются от подсказок по каждому пустяковому поводу, так как учитель никогда не сообщит готового ответа, и привыкают к мыслительному и практическому поиску новых знаний для решения учебной задачи.

В-четвертых, выводы преподавателя по завершении дискуссии падают на благодатную психологическую почву: добытые в дискуссии новые знания сплавляются с этими выводами и усваиваются как свои собственные, а не выученные из книг.

В-пятых, студенты в процессе интеллектуального общения, совместного продуктивного взаимодействия получают не только знания, но и набираются опыта друг от друга и главным образом от учителя, так что происходит общее духовное обогащение, интенсивное формирование мотивационно - потребностной сферы личности, развиваются новые интеллектуальные потребности и новые мотивы познавательной деятельности.

В-шестых, студенты учатся полемизировать, отстаивать свое мнение, доказывать истинность своих знаний, в результате чего у них оттачиваются мировоззренческие взгляды, расширяется кругозор, развиваются возможности свободной ориентировки в окружающем мире.

В-седьмых, обогащается опыт речемыслительного общения, когда учащийся незаметно для самого себя становится смелее, находчивее, остроумнее, приобретает начальные ораторские качества, научается предугадывать мысли партнера по дискуссии, быстро находить аргументы и контраргументы в споре (дискуссии, полемике).

В-восьмых, в отличие от фронтального обучения, когда преподаватель учит всех одновременно и одинаково, такое обучение придает индивидуальное своеобразие учебному взаимовлиянию, не только дает знания по учебному предмету, но и воспитывает каждого как личность, поскольку вовлекает учащихся в сложное социальное действие, где происходит самое интенсивное и самое многообразное взаимодействие «многих с многими», столкновение интересов равноправных партнеров по совместной социально значимой деятельности по овладению научными знаниями и умением по их практическому использованию.

Получается, что под воздействием этой методики формируется школа сотрудничества. Этот метод способствует воспитанию личности учащегося, формированию его гражданской позиции, рождает чувство сопричастности к важным проблемам современного общества.

НО: проведение подобного занятия требует серьезной предварительной подготовки, привлечение дополнительных источников информации, методика затратная по времени, необходимо желание самого преподавателя (что, к сожалению, бывает не всегда по разным причинам). Желательно иметь в резерве для проведения два спаренных занятия, но жесткие рамки планирования не всегда позволяют это сделать.

7. Цели гражданского форума:

  • расширить взгляды каждого участника до уровня суждения (не только на уровне эмоций), серьезного изучения проблемы и поиска путей ее решения;
  • выработка суждения, общей платформы в ходе поэтапной работы по заданному алгоритму.

8. Задачи Гражданского Форума:

  1. Двигаться к выбору позиции по проблеме, через:

а) понимание того, как эта проблема влияет на людей

б) понимание ключевых фактов

  1. Анализ всех “за” и “против”, а также цены и последствий каждого из возможных вариантов решения проблемы
  2. Стремление выслушать других и отнестись с уважением к их точке зрения
  3. Поиск того, что делает выбор столь трудным
  4. Преодоление в себе конфликта ценностей

Суть методики «Гражданский форум» заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов решения общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога, в процессе взвешивания всех «за» и «против», когда выявляются осмысленные симпатии и антипатии участников обсуждения и происходит движение аудитории от общественного мнения к общественному суждению по проблеме.

9. Правила:

Ведущий будет направлять обсуждение, оставаясь при этом нейтральным. Он убедится в том, что:

  • Все расположены к участию в дискуссии
  • Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться
  • Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении нашей позиции
  • Учтены все предложенные мнения и подходы к проблеме
  • Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив
  • Мы слушаем и слышим друг друга

10. Этап предварительной подготовки:

Каждый из этапов проведения гражданского форума предусматривает освоение его участниками навыков толерантного поведения в дискуссии.

Минимум за две недели до предполагаемого занятия: выбрать тему. Не всякая тема может быть проблемой для рассмотрения в рамках методики «гражданский форум». Выбранная тема должна иметь определенные характеристики, например:

  • это должна быть проблема, по которой в России существует более, чем одно действенное решение;
  • это должна быть проблема, по которой часть населения или отдельные группы людей должны действовать сообща, чтобы она была воспринята.

Для начала неплохо предложить учащимся заполнить анкету, подобную анкету они заполнят и после обсуждения. Это позволит вам понять исходную позицию участников и проследить затем се изменения. Затем рекомендуем предложить учащимся ряд вопросов, которые лучше введут их в тему дискуссии. Вопросы для рассмотрения в начале обсуждения (пример):

  1. Эта проблема вас волнует? Почему?
  2. Приведите примеры, когда эти проблемы коснулись вас лично или ваших близких, знакомых.
  3. В чем вы видите разницу между … и …?
  4. Борются ли в нашей стране (области) с …? Кто? Как?
  5. Предложите ваши методы.
  6. Почему, на ваш взгляд, эта проблема существует сегодня?
  7. Возможно ли решить проблему быстро? Почему?

На этом этапе студенты делятся на группы по 5 – 6 человек для обсуждения определенной позиции, итогом работы группы должна стать работа (буклет, брошюра, сочинение, кластер), где будет обозначена позиция группы, 3 – 4 аргумента в ее пользу. Желательно работу размножить для раздачи участникам. Скоординированная работа группы является ключевым условием успеха. Ученики должны приобретать и делиться информацией в команде. В написании конечного варианта буклета принимают участие все ученики. Стадии подготовки издания работы:

  1. Выбрать гражданскую проблему.
  2. Уяснить суть проблемы.
  3. Создать структуру вопроса (написать план).
  4. Изучить политические альтернативы.
  5. Написать (нарисовать) работу.
  6. Размножить работу.
  7. Озвучить свою точку зрения

11. Вывод:

На этапе завершения форума, после анализа трех-четырех подходов, а также четвертого-пятого, выделенного самими участниками дискуссии, им предлагается проанализировать, чего достигла группа, продвигаясь по пути к взаимоприемлемому образу действий по обсуждаемой проблеме, ответив на специальные вопросы, например, такие:

- Как изменился ваш взгляд на точки зрения других людей?

- Есть ли позиции, которые большинство из участников поддерживает?

После заключения экспертов обязательно уточните, осталась ли точка зрения учащихся по проблеме дискуссии прежней или изменилась. Если она изменилась, то почему? Какие аргументы или кто из участников дискуссии способствовал изменению позиции?

В процессе участия в данном типе дискуссии ее участники получают понимание того, как люди смотрят на проблему, что они думают о ней, и в какой степени существует взаимопонимание по проблеме. Что движет людьми, что их беспокоит, что для них наиболее ценно.

Если студент может дать ответ на следующие вопросы, то проведение занятия можно считать успешным:

- Вижу ли я положительные стороны того варианта решения проблемы, который мне не нравится?

- Признаю ли я, что мой вариант решения проблемы содержит негативные аспекты?

 

Список литературы

  1. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя в 2 –х книгах: практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
  2. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания. Часть 2 М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно – методическое пособие для учителей. М., Русское слово, 1997
  4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1999
  5. Женило М. Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. Ростор н/Д: Феникс, 2006
  6. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практ. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
  7. Методическое пособие по курсу «Введение в современные социальные проблемы»: Для учителя 8 – 9 классов. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002
  8. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007
  9. Степанько С. Н. Правоведение. 9 класс. Права человека: элективный курс. Волгоград: Учитель, 2007
  10. Сурмина И. О., Шильнова Н. И. Открытые уроки: 9 -11 классы. Ростов н/Д: Феникс, 2008
  11. Под ред.Е. Е. Вяземского Изучение истории на профидьном уровне в современной школе: сборник учебно – методических материалов. М,: Русское слово, 2006

Интернет – ресурсы:

www/pedogogik.mgou

www/stavlib.org.ru

www/raduga.info

http://moshkin.narod.ru




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*