Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание студентов как аспект государственной политики в системе духовно-нравственного возрождения России

25.05.2015 309 387
Полонский Сергей Федорович, директор

Говорова Ирина Евгеньевна
Говорова Ирина Евгеньевна, методист-преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Системный кризис, который затронул российское общество в наибольшей степени оказал воздействие на духовную сферу и прежде всего различные аспекты политического сознания. Существующий в стране на сегодняшний день духовно-нравственный уровень молодежи и студенчества в целом далеко не благополучный. Еще происходит процесс вымывания национальных духовных традиций и устоев. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых гражданами принципов и норм жизни, не всегда присутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Одной из важнейших задач, заявленных на государственном уровне является создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в стране. В Положении об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам подчеркивается необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи [5].

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений», подчеркивалось в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ.

Постановлениями Правительства РФ выражена суть политики патриотического воспитания как вектора становления нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан [3] и возрождения духовно-нравственных ценностей российского общества.

Образования является, пожалуй, самой всеобъемлющей после семьи сферой, которая в большей степени влияет на воспитание молодежи, а следовательно, ответственна за ее духовно-нравственное становление. Духовно-нравственное воспитание и развитие молодежи явилось основополагающим аспектом в Национальной доктрине образования РФ на период до 2025 года, в которой стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества.

Посредством государственной политики в области образования Доктриной определены цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, включая:

  • преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
  • создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.

В связи с этим на первый план образования в РФ выносятся:

  • историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
  • разностороннее и своевременное развитие молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
  • формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Закон Российской Федерации «Об образовании» трактует один из принципов государственной политики в области образования как «…воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье» [4].

Основные задачи патриотического воспитания личности в России решаются в ходе реализации последовательно принятых Правительственных Государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации…» на 2001-2005, 2006-2010, 2011–2015 годы [6], целью которых является создание системы патриотического воспитания молодежи России. Каждая Программа является продолжением предшествующих государственных программ, сохраняя непрерывность процесса формирования и развития патриотического сознания российских граждан как важнейшего фактора единения российского народа.

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определен современный национальный воспитательный идеал гражданина России как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  • свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и
  • гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • служение Отечеству;
  • уважение к родителям;
  • уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • стремление к истине;
  • толерантность, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • эстетическое и этическое развитие;
  • экологическое сознание.

Хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению нравственные и моральные устои позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений, что обеспечивает успешное развитие страны в современных условиях.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом учебно-воспитательного процесса.

Ситуация, сложившаяся в России в ходе реформаторских процессов, привела к ломке прежней системы ценностей. Следовательно, на качественно новом уровне должны рассматриваться проблемы духовных и нравственных ценностей студенчества.

Каковы же основные пути гражданско-патриотического воспитания?

Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая прежде всего создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Создание и функционирование социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся в образовательных организациях осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Формирование и развитие базовых национальных ценностей невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности образовательной организации, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Компетентностный подход в гражданско-патриотическом воспитании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов, и может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

  • исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;
  • компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;
  • компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;
  • коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем; 
  • учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Поскольку духовно-нравственное развитие синтезирует комплекс гражданско-патриотических, моральных ценностей и базируется на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для его становления не может быть решена средствами только традиционного образования (дисциплины и курсов социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому новые стандарты построены на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Введение образовательных стандартов нового поколения обусловлено не только научно-экономическим развитием страны, но и существующими проблемами в духовно-нравственном уровне нации. Заложенные во ФГОС общие и профессиональные компетенции для дисциплин всех циклов и профессиональных модулей стали базовой основой целостности системы гражданско-патриотического воспитания на протяжении всего срока обучения. Реализация требований федеральных государственных стандартов позволяет более полно осуществлять процесс гражданско-патриотического и духовного воспитания, а следовательно, и выполнять государственную задачу по духовно-нравственному развитию российского общества.

Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).

Дисциплины социально-гуманитарного цикла дают обучающимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Эти дисциплины должны и являются основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны с другими дисциплинами и с внеаудиторной деятельностью обучающихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни образовательной организации. В этом плане учебное занятие может и должно стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательной организации, либо анализ опыта гражданского действия и поведения. 

Патриотическое воспитание – это своего рода социальный проект для всей образовательной организации. Демократический уклад образовательной организации, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно обретение обучающимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Значительную роль в гражданско-патриотическом воспитании и духовном развитии обучающихся играет привнесение в жизненный уклад опыта участия студентов в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесного взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, социальными и общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью такого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Основным субъектом воспитания является личность преподавателя, которая выступает и в роли объекта воспитания. Преподаватель, осуществляя функцию коррекции и сопровождения процесса социализации и самовоспитания студентов, должен обеспечивать качество взаимодействия участников педагогического процесса, в первую очередь – в аспекте реализации духовно-нравственного потенциала патриотического воспитания студенчества. При этом не только самому быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у обучающихся.

Эффективность образовательной деятельности по формированию активной гражданской позиции, патриотизма, духовности студентов может быть выражена в решении следующих педагогических задач:

  • проектирование образовательной среды как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста;
  • разработка и обоснование модели гражданского воспитания (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики;
  • акцентирование и обогащение патриотической проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин;
  • разработка критериев и показателей эффективности патриотического воспитания и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетентностей студентов.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на патриотическое воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Проблемы духовных и нравственных основ патриотического воспитания молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. В целом российская молодежь высказывается за создание гражданского демократического общества, строительство нового государства. В последние годы вместе с положительными тенденциями в экономике наблюдаются патриотические настроения молодежи, в том числе студенческой.

Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Духовное и экономическое возрождение России предъявляет новые требования к профессиональному образованию, к подготовке гармонично развитой и духовно богатой личности. Это возможно при каждодневном сочетании и взаимообогащении общечеловеческих и национальных традиций в воспитании студентов, что, несомненно, сказывается на интеллектуальном потенциале общества, утверждает и развивает гуманистическое предназначение профессионального образования.

 

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. «О национальной доктрине образования Российской Федерации».
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. – 2009. – Сентябрь. – № 17.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации 5 октября 2010 г. № 795 «О Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 гг.».
  4. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.07.2012 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»
  5. Указ Президента от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам».
  6. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*