Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование здоровья у обучающихся средствами физической культуры

25.05.2015 248 311
Патырина Наталья Юрьевна
Патырина Наталья Юрьевна, преподаватель физической культуры

Амурский медицинский колледж

“Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья подрастающего поколения, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М. Громбах.

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно подрастающего организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” указано, что российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. В реформе также нашли отражение итоги научных исследований в области гигиены детей и подростков. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Строительство новых  зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинского обслуживания, регулярные медицинские осмотры обучающихся, проведение обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое привело к значительному улучшению состояния здоровья обучающихся, их физического развития.

Таким образом,  выявляется противоречие с одной стороны - общество нуждается в здоровых, выносливых, способных принести пользу обществу граждан, с другой стороны опыт работы в учебном заведении показывает ежегодное повышение мотивации обучающихся к физической подготовке.

Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости обучающихся удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших обучающихся к врачам позволяют определить наиболее распространенные болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхиты, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.

Состояние здоровья обучающихся во многом зависит от них самих, а следовательно от преподавателя физической культуры  и родителей. Педагог, а также родители должны внушать обучающимся не только, что это нужно, надо заниматься своим здоровьем, (то есть мотивировать), но и раскрывать цель, называть причину “зачем это нужно делать?”, “для чего?” Необходимо, чтобы каждый обучающийся овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке. Только тогда подросток будет ответственно подходить к своему здоровью.

Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех обучающихся в лыжные прогулки, занятия бегом, обучение плаванию), закаливание, рациональное общественное питание. В целом создаются благоприятные условия для воспитания здорового подрастающего поколения. Но, к сожалению, не всегда эти благоприятные условия в достаточной степени используются.

Физическую культуру в учебном заведении  преподаю почти 17 лет. Люблю свою работу и главным в ней считаю, образовывать и просвещать обучающихся в области физической культуры и направлять их деятельность на укрепление здоровья, увеличение своего двигательного опыта, увеличения спортивных результатов на соревнованиях.  Одной из возможностей сохранения здоровья обучающегося является приобщение его к систематическим занятиям физической культурой. Последние исследования показали, что лишь 10% населения нашей страны систематически занимаются физической культурой.  Поэтому я считают, что формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры является  актуальной проблемой  в процессе профессиональной деятельности. На мой взгляд, для решения проблемы необходимо  создание содержательных и организационных условий для обеспечения физического и психологического здоровья обучающихся, направленных на  формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Формирование потребности в здоровом образе жизни  я осуществляю в своей работе через уроки  физической культуры и внеклассную работу, и через  спортивные соревнования, где студенты могут увидеть свои спортивные результаты.

Занятия строятся с учетом возрастных,  индивидуальных психологических особенностей обучающихся.

При подготовке урока я выделяю  четыре основные задачи:

  • Образовательные: формирование у обучающихся теоретических и методических знаний, овладение способами (умениями и навыками) собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
  • Развивающие: задачи состоят в обеспечении высокого уровня разностороннего развития, прежде всего, координационных и кондиционных способностей (выносливость, сила, гибкость, быстрота)
  • Воспитательные: на занятиях физической культурой надо усилить акцент на воспитание духовно-нравственных  и волевых качеств личности; на формирование у обучающихся адекватной оценки и самооценки собственных физических возможностей
  • Оздоровительные: задачи состоят в том, чтобы: содействовать гармоничному физическому развитию обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

В построении урока выделяю три  части: подготовительную, основную, заключительную:

1. Подготовительная часть – подготовить организм к напряженной физической работе (строевые упражнения, различные виды ходьбы, беговые упражнения, общеразвивающие упражнения).

2. Основная часть – обучение и развитие двигательных умений и навыков, воспитание морально-волевых качеств  обучающихся (упражнения в лазанье, равновесии, метание, прыжки, акробатические упражнения, подвижные игры).

3. Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок основной части (дыхательные упражнения, малоинтенсивные упражнения, игры малой подвижности.)  

Методы организации урока:

1.Фронтальный  – упражнения выполняются одновременно всеми обучающимися (игры, упражнения на осанку, построения перестроения).

2. Поточный - обучающиеся выполняют одно и то же упражнение по очереди, один за другим, беспрерывным потоком (лазанья по гимнастической стенке, скамейке, прыжки в длину, бег).

3. Посменный – обучающиеся распределятся на смены, на очереди для выполнения упражнений (метания, акробатические упражнения, лазанье).

4. Индивидуальный – используются в учетных уроках.

5. Групповой - каждая группа  обучающихся  по заданию преподавателя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очереди разные виды упражнений.

Методы организации урока зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента обучающихся и их подготовленности.

Также, особое внимание уделяю проведению теоретических  уроков. Уроки проходят в форме просмотра презентаций, бесед, дискуссий, тестировании по вопросам.

Моя задача, как преподавателя физкультуры, привлечь обучающихся заниматься физическими упражнениями  и спортом не только на уроках, но и самостоятельно.

Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому студенту, поэтому, подготавливая себя физически, они больше  проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действия по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу.

Чтобы у обучающихся проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые  мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.Ежегодно, в сентябре проводится День здоровья для всех групп медицинского колледжа; а также принимаем активное участие в городских соревнованиям по всем видам спорта (это легкая атлетика, Кросс нации, гиревой спорт, плавание, лыжные гонки, Лыжня России, футбол, настольный теннис, волейбол, баскетбол, шашки, шахматы) в течение всего учебного года. Наши студенты занимают призовые места в таких видах, как волейбол (девушки в течение трех лет занимают 1 место), легкоатлетическая эстафета на 9 мая и т.д.

Также, на уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних студентов надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у студентов положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

В связи с этим я планирую решить следующие задачи:

  1. Проводить уроки физической культуры на высоком профессиональном уровне, не забывая, что этот предмет занимает основное место в ряду общеобразовательных дисциплин.
  2. Заботиться о вовлечении обучающихся  в различные формы занятий физическими упражнениями, привлекать к этой работе педагогический коллектив для проведения упражнений гимнастики и физкультминуток.
  3. Привлекать преподавателей колледжа к спортивным мероприятиям для того, чтобы они личным примером влияли на обучающихся, на формирование здорового образа жизни.
  4. Разнообразить формы проведения внутри колледжа соревнований и физкультурных праздников.
  5. Строить уроки физической культуры на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности материал программы. Опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения, создать условия для выбора занятий, которые ближе каждому студенту.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Крепкое здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека. Оно выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека.

Таким образом, здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, миграционной подвижности людей, приобщении их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха. Значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере влияния техногенной окружающей среды на организм человека.

Однако следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. По экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья каждого человека зависит от четырех факторов: заложенной в организм генной программы – на 20%, экологии – на 20%, медицинского сервиса – на 10% и образа жизни – на 50%. Иными словами, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому, или иному социально-экономическому укладу.

Именно поэтому для того чтобы поддерживать высокий уровень здоровья необходимо не только иметь общее представление о здоровье и болезнях, но и умело использовать совокупность факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладевать оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, иными словами сформировать установку на здоровый образ жизни.

На состояние здоровья оказывают непосредственное влияние различные факторы: экологическая обстановка  (особенно в крупных городах),  сбалансированность питания, бешеный ритм жизни, стрессы,   условия труда, гиподинамия (пониженная физическая активность),  материально-бытовые условия и т.п.

Активная пропаганда здорового образа жизни среди подростков должна дать положительные результаты, и первостепенную роль в ней играют молодёжные общественные организации.

В нашей стране много внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, например 2008-ой год был объявлен «Годом здоровья», регулярно проводятся спортивные мероприятия.

Формирование здорового образа жизни среди подростков – одна из первичных задач нашего общества. Здоровые подростки  – это гарантия светлого будущего нашего государства.

Список литературы:

  1. Апаненко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. -Киев, 1989
  2. Бабенко Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод. Пособие. – М., 2004.
  3. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: МГУП, 2000, 160 с.
  4. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 2001. 228 с.
  5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1995. 193 с.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*