Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей

25.05.2015 10412 21535
Зуенок Валентина Александровна
Зуенок Валентина Александровна, преподаватель

Грабко Лилия Александровна.
Грабко Лилия Александровна., студент

Амурский медицинский колледж

Проведенный анализ эпидемиологических показателей по туберкулезу по Российской Федерации показал рост заболеваемости туберкулезом у детей. Высокие показатели заболеваемости требуют пересмотра существующих принципов проведения профилактических мероприятий и серьезной коррекции всей системы противотуберкулезной помощи детям и подросткам. Следует отметить, что в нашей стране не полностью используются возможности сестринского  персонала, функции которого зачастую сводится к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки. При максимальном использовании знаний и умений медсестер можно сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области. Пропаганда здорового образа, раннее выявление заболеваний, информирование и обучение населения методам профилактики должны стать приоритетными задачами лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.10 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», профилактическая работа - обязательный раздел деятельности медсестры.

Мы решили рассмотреть данную тему на примере роли медсестры в профилактике туберкулеза у детей.

Актуальность данного исследования определяется противоречием между традиционным подходом к организации медицинской помощи населению и необходимостью изменений в отношении к  здоровью, как со стороны государства, так и человека.

Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования - изучение роли медсестры в связи с изменившимися подходами к здоровью  на примере  организации помощи детям с туберкулезом.

Разрешение данной проблемы обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей»

Гипотеза: Мы предположили, что внедрение в практическое здравоохранение сестринского процесса, максимальное использование знаний и умений медсестер может сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области.

Цель исследования разработка мероприятий, раскрывающих и описывающих роль медицинской сестры в  профилактике туберкулеза у детей

Объект исследования - профилактика туберкулеза у детей
Предмет исследования
 - роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей. Поиск путей совершенствования профилактических мероприятий на основе внедрения новых подходов к здоровью.

Задачи исследования:

1.Изучение учебно-методической литературы, касающейся как самого заболевания, так и его профилактики.

2.Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры в профилактике  туберкулеза.

3.Анализ ситуации по заболеваемости туберкулезом  детей  в г. Зее (статистическая обработка данных).

4.Выводы и предложения по повышению роли медсестры в профилактике туберкулеза у детей.

Практическая значимость работы

Результаты исследования послужили методической основой для разработки плана профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза у детей, и могут быть использованы медсестрами тубдиспансера и  детской поликлиники для проведения санпросветработы среди населения.

Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.

 

В первой главе   рассмотрены вопросы

1. История фтизиатрии

В истории человечества туберкулез является одним из основных заболеваний - убийц». По оценке ВОЗ, в 90-х гг. XX столетия было зарегистрировано 90 млн. новых случаев туберкулеза и 35 млн. летальных исходов, связанных с этим заболеванием. Туберкулез известен с древнейших времен. На всех языках эту болезнь называли чахоткой от слова «чахнуть».В 1882 году в Германии Роберт Кох после 17 лет работы в лаборатории открыл возбудителя туберкулёза, которого назвали бациллой Коха.

2. Эпидемиология заболеваемости туберкулезом у детей

 К причинам увеличения заболеваемости туберкулезом детей в России относят:

  • ухудшение условий жизни значительной части населения;
  • ухудшение экологической ситуации в ряде регионов РФ;
  • значительное уменьшение объема и снижение качества мероприятий по профилактике и раннему выявлению туберкулеза;
  • социальный фон, оказывающий эмоционально-психологическое влияние на детское население, которое ведет к стрессовым реакциям, снижению сопротивляемости к специфической инфекции.

3. Клинические формы и симптомы туберкулеза у детей

Симптомы туберкулеза зависят от типа развития болезни, ее формы, места локализации инфекционного процесса и, конечно же, от индивидуальных особенностей организма больного. Большое разнообразие симптомов туберкулеза затрудняет распознавание этой болезни, что в свою очередь является причиной позднего обращения к врачу со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

  • Общее состояние больногобольные жалуются на повышенную утомляемость, слабость, плохо спят, теряют аппетит.
    Общий вид больногобольные худые, лицо бледное, на щеках заметен румянец.
  • Повышение температурыпри ограниченных формах туберкулеза незначительное (37,5-38 С), но длительное.
  • Кашель
  • Кровохарканье один из важных признаков туберкулеза легких.
  • Но чаще у детей встречаются нелокализованные формы туберкулеза - вираж туберкулиновых проб или тубинтоксикация.

Во второй главе проанализирована рольмедсестры в  профилактике туберкулеза и рассмотрены следующие вопросы

Первичная профилактика туберкулеза состоит из 3 «С»

  1. Специфическая профилактика

Основным методом специфической профилактики туберкулеза является иммунизация вакцинами БЦЖ и БЦЖ-М и  химиопрофилактика.

  1.  Санитарная профилактика складывается из следующих моментов:
  • изоляция больных туберкулезом с бактериовыделением;
  • правильная и систематическая дезинфекция;
  • санитарная пропаганда.
  1. Социальная профилактика

Прежде всего эта работа лежит на властях.

  • Каждый больной туберкулезом имеет право на отдельную жилую площадь;
  • право на больничный лист в течение 10-12 месяцев;
  • все больные туберкулезом имели право на отпуск только в летний период;
  • каждый больной имеет право на бесплатное санаторное лечение в течение 2-3 месяцев.

Вторичная профилактика – это раннее выявление заболевания

  • Туберкулинодиагностика ( реакция Манту)
  • Диаскинтест
  • Флюорография

Третичная профилактика туберкулеза направлена на предупреждение осложнений.

Диспансеризация

Роль медсестры при проведении патронажа  или на первом этапе диспансеризации     позволит  выявить нарушенные потребности  и предложить план независимых мероприятий, которые могут  улучшить качество жизни больных туберкулезом.

Нарушенные потребности: спать, дышать, есть, быть чистым, поддерживать температуру, двигаться, общаться, учиться, работать, быть здоровым.

Противоэпидемические мероприятия

  1. Мероприятия, проводимые в отношении источника инфекции (больноготуберкулезом): своевременное выявление и лечение больных туберкулезом; изоляция больных туберкулезом.
  2. Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи возбудителя туберкулеза.
  3. Мероприятия, проводимые в отношении восприимчивого организма, включают оценку риска заражения туберкулезом; составление плана мероприятий по профилактике  туберкулеза; создание условий для соблюдения  противоэпидемическогорежима и правил личной гигиены.

Вывод

Изучив данный раздел работы, мы пришли к выводу, что большая часть деятельности по профилактике туберкулеза является компетенцией  медсестры. Технологией этой деятельности является сестринский процесс.

1 этап. Сестринское обследование.

При опросе медсестра должна обратить внимание  на жалобы пациента и анамнез (наличие контакта с больным туберкулезом), оценить объективные признаки заболевания (состояние, внешний вид, число дыханий, пульс и т.д.)

2 этап. Сестринский диагноз.

 Анализ жалоб, данных объективного обследования  позволит выявить основные проблемы пациента.

3 этап. Планирование или цель сестринских вмешательств.

При планировании ухода медсестра информирует пациента и членов его семьи о сути заболевания, принципах его профилактики и лечения, организации психологической, физической, социальной и экономической помощи,  мероприятиях по изменению образа жизни.

4 этап. Реализация плана сестринских вмешательств.

Независимые сестринские вмешательства –

а)  первичная профилактика – вакцинация  и ревакцинация БЦЖ;

б) вторичная профилактика – туберкулинодиагностика. В зависимости от того, насколько медсестра владеет техникой проведения реакции Манту и навыками оценки результатов, зависит своевременность диагностики туберкулеза;

в) третичная – это диспансеризация (1 этап);

г)  советы по здоровому образу жизни - режим, питание, личная гигиена, закаливание, борьба с вредными привычками.

Медсестра должна также своевременно диагностировать и оказать доврачебную медицинскую помощь и информировать об этом врача

Зависимые вмешательства – это выполнение назначений врача.

5этап. Оценка результатов деятельности проводится постоянно.


В 3 главе мы провели анализ ситуации по заболеваемости туберкулезом в г. Зея и по Зейскому району и сделали следующие выводы:

  • за последние 2 года у детей наблюдались только нелокализованные формы туберкулеза;
  • в 2014г. отмечается рост заболеваемости, количество детей с виражом туберкулиновых проб увеличилось на 43%;
  • заболеваемость по возрастным группам распределена неравномерно.

У детей до 7 лет вираж туберкулиновых проб  был диагностирован  в 2013 году на 16%,  а в 2014 году на 12%  чаще, чем в возрасте с 8 до 15 лет.

  • большая часть выявленных виражей подтверждена с помощью диаскинтеста;

В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы.

Наша гипотеза «мы предположили, что внедрение в практическое здравоохранение сестринского процесса, максимальное использование знаний и умений медсестер может сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области»  пока не нашла своего подтверждения. Несмотря на все усилия теоретического обучения, в практическом здравоохранении не полностью используются возможности сестринского  персонала, функции которого зачастую сводится к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки.

Данная работа помогла нам лучше понять роль медсестры в организации помощи детям, систематизировать знания и осознать возможности медсестры в профилактике туберкулеза на всех этапах и понять круг своих компетенций.

С целью реализации данных компетенций, мы разработали  цикл бесед «Меры профилактики туберкулеза» по вопросам:

  • рациональное питание;
  • регулярная физическая активность;
  • соблюдение правил личной гигиены; 
  • вакцинация БЦЖ и диагностика туберкулеза
  • буклеты, памятки, презентации  

Литература:

  1. Аксенова В. А. Инфицированность и заболеваемость туберкулезом детей как показатель общей эпидемиологической ситуации по туберкулезу в России // Проблемы туб. 2002. № 1. С. 6–9.
  2. Мишин В.Ю., Стрелис А.К., Чуканов В.И., Стаханов В.А., Григорьев Ю.Г. Лекции по фтизиопульмонологии. Учебник для ВУЗов. М.: «МИА», 2006г.- 510с.
  3. Перельман М.И., Корякин В.А., Богадельникова И.В. Фтизиатрия. Учебник  для ВУЗов. М.: «Москва», 2004. - 750 с.
  4. Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. № 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации»
  5. Приказ Минздрава РФ от 13 февраля 2004 г. № 50 "О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза
  6. Туберкулез в Российской Федерации. Аналитический обзор статистических показателей по туберкулезу, используемых в Российской Федерации. 2011.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*