Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация национально-регионального компонента в общеобразовательном учреждении

16.12.2011 2848 10395
Жукова Любовь Анатольевна, Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Пусть дома, мимо которых мы ходим,

пусть города и села, в которых мы живем,(…)

будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое!

Жизнь – это не одномоментность существования.

Д. С. Лихачев. 

 


 

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).


В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:

федеральный компонент  - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

национально-региональный компонент – не менее 10%;


Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.


Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.


Изучение опыта Оренбургской и Челябинской областей, Красноярского края и других регионов России по реализации национально-регионального компонента показало, что данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования:

  1. полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;
  2. монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов ("История Ямала", "Литература народов Севера", "Экономика и промышленность Ямала"), которые входят в инвариантную часть регионального базисного учебного плана.    
  3. монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи ("Экология  Ямала", "Уроки жизни", “Человековедение” и т.д.);
  4. школьный вариант национально-регионального содержания образования. Это элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям: "Искусство родного края", "Природа родного края", "Основы граждановедения", "Права человека", "История религий", "Культура дома", "Русский фольклор", "Народное творчество” и т.д.

Содержание национально-регионального компонента базисного учебного плана ЯНАО обеспечивается окружным и школьным компонентом за счет введения дополнительных курсов, обеспечивающих освоение региональных достижений в разных сферах региональной социально-экономической, культурной и духовной жизни (т. е. изучение вклада региона Ямала в российскую культуру). Указанный перечень дополнительных курсов представлен в Пояснительной записке к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.


Однако отсутствие единого понимания сущности национально-регионального компонента содержания образования, общих подходов к его формированию на уровне округа, приводит к содержательным проблемам его реализации за счет сопряжения федерального компонента с региональным в части выделения и описания исторического, культурно-национального, географического, природно-экологического своеобразия ЯНАО и органичного его встраивания в содержание учебных предметов.


В МОУ СОШ м-на Вынгапуровской процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:

  • через школьный компонент, т. е. организацию курсов во 2-4-ых классах «Литературное краеведение», в 5-8-ых классах – «Культура народов Ямала», в 9-ых классах – «География ЯНАО»;
  • посредством полипредметного варианта реализации НРК через органичное включение (интеграцию) регионального содержания в предметы федерального компонента и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков в 11-х классах;
  • через дополнительное образование – музейная деятельность;
  • через проведение предметных тематических недель;
  • через внеклассную работу.

В результате педагогическим  коллективом выявлены следующие основные затруднения:

  • недостаточная разработанность методологических основ национально-регионального компонента содержания образования;
  • формальное осознание необходимости, значимости национально-регионального компонента, некий стихийно-эмпирический подход в его реализации со стороны педагогов;
  • отсутствие учебной хрестоматийной литературы как для учителя, так и для учащихся, особенно в школе II, III ступени обучения.

Закономерно возникает вопрос, на какой основе строить национально-региональный компонент, чтобы оптимально реализовать общегосударственный и региональный заказ на образованность человека?


В качестве определяющей нами выбрана культурологическая основа формирования и интеграции знаний в национально-региональном аспекте содержания образования. На наш взгляд, именно культурологическая модель позволяет включить в национально-региональный компонент следующие  актуальные содержательные направления общего среднего и начального профессионального образования - формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологической,  политической, правовой, эстетической, технологической, физической  и т.д. культуры личности  современного школьника.


Как указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».


Исходя из вышесказанного, планируемые педагогами школы примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных  областях были направлены на достижение следующих целей:

  1. ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природно-экономическими и духовно-нравственными особенностями региона;
  2. овладение знаниями о культурной жизни региона, о его духовных «маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки, театра и т.д.
  3. изучение отдельных произведений сибирских авторов с привлечением сведений по теории литературы и краеведению;
  4. формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде.

Таким образом, реализация национально-регионального компонента в школьной практике обуславливает  особые требования к деятельности преподавателя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик этно-национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь,  самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с усвоением соответствующих социальных и нравственных норм поведения: «Я - россиянин», «Я живу в содружестве народов России», «Я – гражданин мира».


Безусловно,  для успешной реализации педагогической деятельности по данному направлению большим подспорьем является программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5-9 классов (Салехард, 1998 г.) под общей ред. Деревянченко А. А., пособие ЯНО  ИУУ «Наш край»  с контрольно-тренировочными текстами по русскому языку для 5-9 классов (2002 г., составитель Прожирова Т. И.), хрестоматия «Сказки народов Севера», составитель Е. Н.Самойлова, издательство «Просвещение», Санкт- Петербург, 2002 г., «Северные родники» - литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО, издательство Института проблем Севера СО РАН, 2001 г., автор-составитель Л. В. Федорова.


Однако для школы III ступени даже примерные программы отсутствуют. Ямало-Ненецким окружным институтом усовершенствования учителей предлагается учебное пособие под ред. Цымбалистенко Н. В. для учителей старших классов, которое намечает некоторые основные тенденции культурно-литературного развития Ямала в XX веке, Санкт-Петербургским издательством «Просвещение» предложен  сборник «Литература народов России» для 10-11 классов  (2001 г. составитель Р. Хайруллин).


Проблема и в том, что  библиотеки не имеют возможности обеспечить учащихся текстами художественных произведений краеведческой направленности.

Поэтому нами разработана примерные программы и примерная тематика уроков по нескольким образовательным областям с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование   для учащихся школы III ступени, главными составляющими которых являются актуальность подобранных тем, ценностно-мировоззренческий и  компетентностный подходы,   учет возрастных читательских интересов и направленность на формирование базовых компетенций. Примерная программа  и тематика уроков,  не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области.   Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая  программа филологического образования и примерная тематика уроков других образовательных областей  также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:

  • информационная компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать, обогащать информационный материал о жизни округа, владение новыми информационными технологиями;
  • ценностно-мировоззренческая компетентность – включение учащихся в поликультурную среду региона: воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион; умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной действительности и выстраивать свою траекторию поведения.

Несомненно, что для реализации составленной программы и  примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве  разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.


Подробнее остановлюсь на примерной программе филологического образования в школе III ступени. В ее основу положен принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов. Возможность такого соотнесения прослеживается в близости жанра, тем и проблем, стиля. Учитываются соположенность произведений во времени, связь с биографией писателей, с жизнью Ямала, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом. В предлагаемой примерной программе учитываются также содержательные принципы действующих ныне Программ (А. Кутузова, Г. Беленького, Т. Курдюмовой, В. Маранцмана), что позволит проследить динамику литературного процесса страны и региона на протяжении полувека, вместе с учащимися составить карту культурной жизни округа в пространственном и временном аспекте.


Так, например, после изучения темы «Литературная и общественная жизнь II половины XIX века» в 10 классе считаем целесообразным обратиться к вопросу о традициях русской литературы XIX века в литературе Тюменского края  с целью показать динамику литературного процесса региона на протяжении 70 лет, составить карту культурной  жизни края в пространственном и временном аспекте.


Тема причастности человека к миру природы может быть рассмотрена  не только в лирике Ф. И. Тютчева  и  А. А. Фета (10 класс), но и в поэзии ямальских поэтов В. Волкова и Л. Лапцуя.


Судьбу человека в тоталитарном обществе изображает Ю. Афанасьев и Л. Ефремов (11 класс), поэтому его творчество можно изучать   после творчества   А.  Солженицына   и В. Шаламова. Основным принципом соотнесения произведения И. Истомина «Живун» с повестью А. Платонова «Котлован» является сходство жанра, темы (развенчание утопической идеи; вечной народной мечты о счастливом и справедливом устройстве общества).


Проблема губительных последствий технического прогресса может изучаться параллельно в творчестве  при анализе повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и произведения Р. Ругина «Гул далекой буровой».


Таким образом, включение в историко-литературный курс произведений региональной литературы углубляет понимание общенациональных художественных ценностей, открывает новые аспекты их содержания.


Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода и к внеклассной работе в Вынгапуровской школе, и  к работе  в системе дополнительного образования. Все внеклассные мероприятия организованы так, чтобы у учащихся появилась возможность прояснить многое в движении современной литературы, в самой духовной ситуации нашего времени, нашего края, углубить понимание общенациональных художественных ценностей. С этой  целью в план работы системы дополнительного образования включены следующие формы:

  • показ спектакля по мотивам ненецких , посвященного 75-летию ЯНАО  (объединение «Теремок», рук. Гайкович С. В.);
  • выставка-конкурс детских рисунков «Лесные богатства Севера» (объединение «Палитра», рук. Загорская Н. С.). В прошлом году работы ее воспитанников были включены в Московский художественный альманах «Лесные богатства России»;
  • экскурсии в краеведческий музей г. Ноябрьска;
  • общешкольные конкурсы на лучшего чтеца;
  • читательские конференции «Выбор героя – поступок нравственный» (по книге К. Я. Лагунова  « Иринах»).
  • участие в межрегиональном фестивале искусств «Алмазные грани» с песнями о своей малой родине собственного сочинения (объединение «Диалог», рук. Зырянова Н. А.);
  • классные часы краеведческой тематики «Их приворожил Север», «Современные писатели-северяне о природе своей «малой родины»;
  • разучивание и исполнение песен бардовских поэтов ЯНАО (музыкальная студия «Улыбка»);
  • выставки-ярмарки детских работ из природного материала и папье-маше (объединение «Забавная игрушка», рук. Петренко З. В.)

Связь биографии русских писателей с историей Сибири, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом можно проследить в работе членов научного общества учащихся «Юный филолог» над проектом «Участь русских поэтов. Жизнь  и творчество В. К. Кюхельбекера в период сибирской ссылки» и общества «Юный лингвист» (проект «Местная топонимика»).


Составить карту культурной жизни края в пространственном и временном аспекте помогают и мероприятия, проводимые в рамках предметных недель «ЯНАО – центр культуры северных народов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»:

  • «Русский Север  - сокровищница народной культуры» (устный журнал);
  • «Памятники истории и культуры родного края» (заочная экскурсия);
  • «Лирика ноябрьских поэтов  (литературный альманах);
  • устный журнал  «Поваренная соль – благо или вред?»;
  • ролевая игра  «Экологические проблемы ЯНАО»;
  • КВН между командами родителей и учащихся «Моя малая родина»;
  • Игра-путешествие «Вода знакомая и близкая»;
  • «В краю оленьих троп. Быт, традиции» (библиотечный урок).

Таким образом, тематика внеклассных мероприятий способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России.


Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент  в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ямало-Ненецкого автономного округа каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять,  повысить статус образования как фактора развития региона.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*