Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка студенческого конкурса «Скорая слушает» для специальности 060101 «Лечебное дело»

25.05.2015 912 1305
Краевская Нина Николаевна
Краевская Нина Николаевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена для проведения студенческого конкурса «Скорая слушает».

Методическая разработка включает в себя цели и задачи конкурса, положение о конкурсе, организационную структуру конкурса, требования и критерии оценки основных этапов конкурса, конкурсные задания, эталоны ответов, алгоритмы выполнения  манипуляций.

Тема конкурса выбрана не случайно. Неотложные состояния, травмы, кровотечения, ожоги и отморожения - наиболее распространенные виды повреждений, часто встречаются в быту. Темя является актуальной и в связи с возросшим количеством техногенных катастроф. От скорости реакции фельдшера, знания и умения оказать первую медицинскую помощь пострадавшему с учетом глубины поражения при травмах, а иногда и жизнь пациента.

При подготовке конкурса и написании методической разработки, автор учитывала необходимость организации и активации самостоятельной работы студентов, проявление их творческой активности,  что несомненно способствует закреплению, углублению и систематизации полученных на аудиторных занятиях знаний и умений студентов. В творческую часть конкурса входит приветствие команд. Основная часть конкурса - практическая, предусматривает соревнование команд в показе манипуляций по наложению повязок, накладывание артериального жгута, решение ситуационных задач на моделирование клинической ситуации  по тематике конкурса.

 

Положение о студенческом конкурсе:

Настоящее  Положение  устанавливает принципы организации, проведения и подведения итогов конкурса профессионального мастерства «Скорая слушает»  среди студентов 411 группы отделения «Лечебное дело» Черемховского медицинского техникума.

Цель конкурса:определения уровня подготовки и освоения профессиональных компетенций будущих специалистов, повышения мотивации к сдаче экзаменов.

Задачи конкурса:

  1. Совершенствование профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием, в вопросах своевременного и правильного оказания скорой медицинской помощи.
  2. Воспитание чувства коллективизма, выработка умения работать в команде.
  3. Повышение престижа профессии фельдшера.

Условия проведения конкурса:

Конкурс проводится среди студентов, специальности «Лечебное дело» в составе 2-х команд.

В каждой команде по 9 участников.

Конкурс состоит из 7-ми этапов, каждый этап оценивается отдельно, а в итоге подсчитывается общее количество набранных баллов.

Конкурс судит жюри из представителей  администрации колледжа и преподавателей специальных дисциплин.

Жюри подводит итоги конкурса, объявляет победителя.

Жюри несет ответственность за объективность оценки выполнения конкурсных заданий, определение победителя.

Организация проведения конкурса:

Конкурс включает проведение 7-ми этапов:

Предварительный этап: тестирование по неотложной помощи в компъютерном классе.

  1. Приветствие команды - участники в свободной творческой форме представляют название, эмблему и девиз команды, а также внешний вид (форма одежды), соответствующий критериям профессии.

Время – до 5-7 мин.

  1. Блиц-турнир - опрос по инфекционной безопасности, скорой и неотложной помощи.
  2. Конкурс «Основы профессионального мастерства» - решение ситуационной задачи.
  3. Конкурс капитанов - Задание по десмургии - накладывание повязок «перчатка» и «варежка». Участвуют по два представителя от каждой команды (один выполняет повязку, а второй- «пациент» ). Очередность выступления – по результатам жеребьевки. Время – до 10 мин.
  4. Конкурс по фармакологии

Очередность выступления – по результатам жеребьевки.

Время- до 15 мин.

  1. Домашнее задание - команды представляют подготовленные по заданной теме презентации. В презентацию входит не более 10 слайдов. Презентация должна отражать заданную тематику («Я и моя будущая профессия»).

Время- 5-7 мин.

Все участники в компьютерном классе проходят тестирование по скорой и неотложной помощи.

Время- до 40 мин

Ход проведения конкурса

1 ведущий: Добрый день, уважаемые гости, участники конкурса, преподаватели, члены жюри и болельщики! Мы рады приветствовать вас на конкурсе  «Скорая слушает»

И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота.

Кусочек сердца отдавать кому-то –

Такая вот у медиков работа!

2 ведущий: Быть медицинским работникам ответственный и тяжкий труд. Новые технологии в практическом здравоохранении, возрастающие с каждым годом требования к качеству медицинской помощи, вызывают необходимость повышения качества медицинских услуг, ориентированного на профессионализм, компетентность и ответственность медицинских работников. И мы искренне верим в то, что успехи наших студентов в учебе помогут достигнуть в будущей профессии действенной помощи пациентам.

Работа фельдшера требует особых душевных качеств, человеколюбия, сострадания, и даже самоотречения. Фельдшеры отдают свои силы делу лечения пациентов. И эти ряды скоро пополните вы. Сегодня мы собрались на этом конкурсе, чтобы посмотреть чему вы научились за время обучения в нашем техникуме и выбрать достойного  победителя нашего конкурса «Скорая слушает».

Итак, позвольте представить наше жюри. (Голубева Н.А., Пашкова А. Н., Гладких Е.И., Кулинченко Н.Ю.)

Уважаемы гости, члены жюри, позвольте представить вам участников конкурса.

Надеемся, что болельщики будут активно поддерживать каждого участника нашего конкурса, жюри будет благосклонно оценивать этапы конкурса, а участникам мы пожелаем не робеть, везенья и, конечно, удачи!

Первый конкурсный этап: Приветствие команды - участники в свободной творческой форме представляют название, эмблему и девиз команды,  а также внешний вид (форма одежды), соответствующий критериям профессии.

В. И первыми выступают –...

В. Спасибо ребятам. На первом этапе жюри оценивает приветствие команды, эмблему, девиз и название команды, внешний вид.

В. Второй этап нашего конкурса – блиц-турнир по инфекционной безопасности, неотложной медицинской помощи.

Итак, вопросы 1 команде:

  • Слово «диагноз» в переводе с греческого языка означает (распознавание)
  • Оптимальный режим стерилизации воздушным методом изделий из стекла: ( Т=180 град. С, 60 мин.)
  • Первоочередные мероприятия, проводимые пострадавшему с открытым пневмотораксом (окклюзионная повязка)
  • При попадании крови пациента на кожные покровы медицинского персонала проводится обработка (70% спиртом)
  • Целью стерилизации является уничтожение на изделиях медицинского назначения (всех микробов и их спор)
  • Отходы, загрязненные биологическими материалами пациентов ( в т. ч. кровью), относятся к классу (Б)
  • Для контроля предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения (ставят азопирамовую пробу)
  • При проведении закрытого массажа сердца руки реаниматора располагаются (на границе средней и нижней трети грудины пострадавшего (2-3 поперечных пальца вверх от мечевидного отростка)
  • Клинические признаки, встречающиеся при любом виде травм (боль, гематома, отек)
  • При обмороке АД у больных (резко снижается)
  • Особенности оказания помощи ВИЧ-инфицированному больному (мы относимся к каждому больному как к потенциальному носителю ВИЧ)

Вопросы 2 команде:

  • Основной признак торпидной фазы шока (снижение АД)
  • Транспортировка больных с повреждением таза ( лежа на носилках, поза «лягушки»)
  • Целью дезинфекции является (уничтожение вегетативных микроорганизмов)
  • Срок сохранения стерильности изделий, простерилизованных в крафт-пакетах, закрытых на скрепки, составляет (3 суток)
  • Целью предстерилизационной очистки медицинского инструментария является (удаление различных загрязнений и остатков лекарственных средств)
  • Для проведения закрытого массажа сердца реаниматор встает (слева от пострадавшего)
  • Ритм работы 1 реаниматора (2 вдоха – 30 сжатий грудной клетки)
  • На доврачебном этапе (при отсутствии ЭКГ) можно думать о начавшемся инфаркте миокарда, если приступ стенокардии не купируется приемом нитроглицерина в течение (20 - 30 минут)
  • Основным симптомом анафилактического шока является (падение АД)
  • Режим воздушной стерилизации изделий медицинского назначения из металла (180о С, 60 минут)
  • Контакт с какими жидкостями организма наиболее опасен в смысле инфицирования ВИЧ? (расположите в порядке опасности)

(кровь, сперма, влагалищный секрет, грудное молоко, слюна, слезы, моча)

Итак, следующий этап нашего конкурса оценивает основы профессионального мастерства. Командам выдаются по клинической задаче, пока они готовятся – приглашаем капитанов команд для конкурса капитанов.

Задача №1         

К больному С., 25 лет, была вызвана скорая помощь на 2-й день болезни. Заболел остро, температура тела поднялась до 40С, сильная головная боль, слабость, тошнота, однократная рвота. На следующий день состояние ухудшилось, на коже заметил обильную сыпь.

При осмотре: в сознании, но адинамичен, вял, бледный. На коже, в основном нижних конечностей, обильная звездчатая геморрагическая сыпь, единичные элементы располагаются на лице, туловище, местами сливаются, имеются некрозы. Одышка – ЧДД 36 в мин. Тоны сердца глухие, пульс нитевидный, 104 уд./мин. АД 60/0 мм рт.ст. Язык сухой, обложен, живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка не пальпируются, не мочится. Менингиальных симптомов нет.

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику внутривенного введения лекарственных препаратов. 

Эталоны ответов

  1. Менингококковая инфекция. Менингококкемия. Инфекционно-токсический шок 2-й степени. Основания для диагноза – острое начало, сочетание выраженной интоксикации с характерной геморрагической сыпью с некрозами на бледном фоне кожи. Тахикардия, падение АД, одышка, анурия. Выраженные изменения функции сердечно - сосудистой системы, анурия свидетельствуют о развитии у больного ИТШ – 2-й степени.
  2. Основной тактической задачей фельдшера скорой помощи при диагностике ИТШ является организация быстрейшей транспортировки больного в реанимационное отделение инфекционной больницы (минуя приемный покой), сочетающаяся с поддержанием жизненно важных функций организма, в первую очередь – гемодинамики. С этой целью на догоспитальном этапе необходимо больному парентерально ввести преднизолон, лучше в/в – 30-60-90 мг.в 20 мл. глюкозы, подключить кислород, начать этиотропную терапию (введение левомицетина – сукцината, в случае отсутствия – пенициллина).
  3. Демонстрация манипуляции: внутривенное введение преднизолона.

Задача № 2

Вызов на дом фельдшера скорой помощи.

Больной, 42 года, предъявляет жалобы на внезапно развившийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка бочкообразной формы, лицо цианотичное, выражает испуг. ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Задания

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Выполнение манипуляций: внутривенное введение лекарственного вещества.

Эталон ответа к задаче № 2

  1. Приступ бронхиальной астмы.
  2. Алгоритм неотложной помощи:

а) оценить состояние пациента и, по возможности, выявить причины приступа и устранить их с целью определения дальнейшей тактики фельдшера;

б) для облегчения дыхания расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;

в) для устранения гипоксии провести ингаляцию кислорода;

г) для устранения бронхоспазма при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола, беротека и др.;

д) с бронхолитической целью при отсутствии эффекта (в тяжелых случаях – сразу после оценки состояния пациента) парентерально ввести один из бронходилятаторов:

- 2,4% раствор эуфиллина 10 мл в 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида в/в;

е) с десенсибилизирующей целью ввести антигистаминные препараты (димедрол 1%-1 мл, тавегил 1%-2 мл, супрастин 2%-2 мл) парентерально;

ж) ввести преднизолон 60 – 90 мг в/в.

В. Пока команды будут обдумывать задачи, капитаны получают свои задания по десмургии.

Следующим этапом нашего конкурса является конкурс по фармакологии.Выберите, пожалуйста, билет, в котором написан лекарственный препарат, используемый при оказании скорой медицинской помощи. Дайте краткую характеристику и дозировку данного препарата.

Билет №1

  1. Адреналин
  2. Дексаметазон
  3. Налоксон

 Билет №2

  1. Эуфиллин
  2. Фентанил
  3. Беродуал

 Билет №3

  1. Аминазин
  2. Гепарин
  3. Допамин

Билет № 4

  1. Дроперидол
  2. Кальция глюконат
  3. Кеторолак

 Билет №5

  1. Кордарон
  2. Морфин
  3. Преднизолон

Билет № 6

  1. Пульмикорт
  2. Новокаинамид
  3. Каптоприл

Ведущий: Последний этап нашего конкурса – домашнее задание. Команды представляют свою презентацию «Я и моя будущая профессия»

Жюри подводит  общие итоги, называет победителя.

Заключительное слово ведущего (благодарит участников и членов жюри).

Приложение 1

Критерии оценки конкурсных заданий:

- по 1-му этапу: проявлена сплоченность команды, творческий подход, отсутствие формализма; внешний вид участников соответствует критериям профессии, предъявляемым требованиям к форме медицинского работника.

Оценка задания – от 0 до 5 баллов.

- по 2-му этапу: за 1 тестовый вопрос- 1 балл ( всего11 вопросов).

Оценка задания (блиц-турнир для всей команды) – от 0 до 11 баллов.

- по 3-му этапу: Десмургия. Оценивается последовательность и  наглядность.

Оценка задания – от 0 до 5 баллов.

- по 4-му этапу: Конкурс профессионального мастерства. Задача решена верно: правильно поставлен диагноз, составлен алгоритм действий фельдшера.

Оценка задания – от 0 до 5 баллов.

- по 5-му этапу: билеты по фармакологии. Оценивается правильность и полнота ответа.

Оценка задания – от 0 до 5 баллов.

- по 6-му этапу: домашнее задание. Полностью раскрыта тема презентации; наглядность; представление. 

Оценка задания – от 0 до 3 баллов.

- по 7-му этапу: за  тестовый опрос-

100-91%-  оценка «5»

90-81% – оценка «4»

80-71% – оценка «3»

Менее 70% – оценка «2»

Оценка задания- от 0 до 5 баллов

В конце конкурса проводится суммирование набранных командой баллов, команда, получившая максимальное количество признается победителем.

Приложение№2

Оценочный лист

№п/п

Наименование этапа

Команда №1

Команда №2

 Макс. балл

11

Приветствие         

 

 

5

22

Блиц-турнир

 

 

5

33

Конкурс капитанов  - десмургия(«перчатка», «варежка»)

 

 

5

44

Конкурс профессионального мастерства (решение ситуационных задач)

 

 

5

55

Конкурс по фармакологии

 

 

5

66

Домашнее задание ( презентация, тема)

 

 

3

77

Тестовые задания в компъютерном классе

 

 

5

8

Итог:

 

 

33




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*