Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Программа героико-патриотического воспитания в ГБОУ СПО «Урюпинский агропромышленный техникум» на 2015-2017 годы

25.05.2015 1021 1604
Бодров Алексей Владимирович
Бодров Алексей Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ

Урюпинский агропромышленный техникум

Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 года № 795, подпрограммы «Гражданско-патриотическое воспитание граждан Волгоградской области на 2014-2016 годы».

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в техникуме, направлен на воспитание патриотизма, формирование гражданственности и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Актуальность проблемы

Прежде чем рассматривать, какая работа в этом направлении проводится в нашей образовательной организации, хотелось бы конкретно и подробно остановиться на таком всеобъемлющем понятии, как патриотизм.

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина – это не только сегодняшняя страна, но и вся её история; история её культурного наследия, её духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас- с Россией. Это любовь к её прошлому и настоящему, это надежда и вера в её будущее.

Патриотизм - это явление духовное, он связан и с духовными традициями. Чем определяются наши духовные традиции? Конечно же - Православием. Верит человек или не верит, это одно; но если он культурный человек, он должен понимать, что Православие – это основа, в которой выросла вся наша культура. Значит, даже неверующий не может быть патриотом, не признавая исторически определяющей роли Православия в истории России. И нам нечего бояться того, что мы будем жить и работать в лоне Православия, религии, которую исповедовали наши предки - строители нашей России. Православие - это корень нашей истории. А неразумное отрубание корней, совершаемое разными способами в образовании человека, и есть одна из причин, по которой мы вновь и вновь вынуждены ставить сегодня вопрос о патриотизме…

Также необходимо вспомнить и не забывать, что всякий патриотизм национален. Есть нации, которые объединяют патриотические усилия многих народов. Положим, русский народ во время Великой Отечественной Войны объединил усилия народов России. Объединяющей же силой был народ русский. И И.В. Сталин совершенно справедливо, ничуть не преувеличив его роль, сказал правду о ведущей роли русского народа. Эту правду пытаются не только замолчать, но и тем самым унизить русский народ. Это очень серьёзно, ибо унижается целый народ, создавший нашу Родину. С большей долей вероятности можно сказать, что без возвращения народу, создавшему Россию, его имени и достоинства, мы не сможем добиться патриотического сознания в стране.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся на историческом и культурном наследии своего народа. Человек вне патриотизма - это человек вне истории, вне духовного развития, т.е. человек, лишённый человеческих свойств. Тогда возникает вопрос «Кого же можно воспитать таким образом»… Итак мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека, и весь наш разговор по существу об этом.

Чтобы спасти нашу жизнеспособность, наших детей, нашу страну, мы должны защищать то, что объединяет эту жизнеспособность, а именно - патриотизм. И тут нам нечего стесняться чувства национального достоинства. И стоит ещё раз повторить, что патриотизм невозможен без сознания национальности. А мы, русские, можем только гордиться, что национальная культура и наша религия никогда не грешили тем, что называется шовинизмом, сепаратизмом и т.д. Мы - нация созидателей и содружества народов, готовая в любую минуту оказать помощь гуманитарную, военную, финансовую другим странам мира.

Уместно в данном случае привести старое изречение:

«Своей беды крепко держись, а немчина, латынина… язычника от беды и смерти избавь, и мзды от Бога не лишишься». После многолетнего татаро-монгольского ига у нас были сохранены традиции высокого уважения ко всем народам. Это должно увидеть в отражении русских былин: «Не помыслим злом на татарина, не убей в чистом поле крестьянина»; «Я на добрые дела благословенье дам, а на злые дела благословенья нет».

Нам есть чем гордиться, окидывая взглядом прошлое нашего народа - созидателя. Патриотизм, о котором мы говорим,- настоящий, подлинный патриотизм - неразрывно связан всегда с утверждением национального достоинства. Где есть подрыв национального достоинства теми или иными способами, там и подрыв патриотизма в целом, т.е. того, вокруг чего формируется человеческая личность. Наш патриотизм можно назвать любвеобильным. Русские объединяли людей разных вер, защищали людей вне зависимости от их национальности. И таких примеров в истории нашей страны неисчислимое множество.

Задача воспитания патриотизма стоит перед каждым, кто любит свою Родину. Мы должны преодолеть антипатриотические проявления, которые все ещё существуют в нашем обществе, иногда под самыми благовидными предлогами. Эти «благовидные предлоги» тоже нуждаются в рассмотрении. Итак, мы должны вести национальную просветительскую работу, которая поможет нам выйти из тяжёлого антипатриотического состояния, в которое нас втянули после распада СССР и проникновения в нашу жизнь «западной идеологии».

Можно сколько угодно верно говорить о любви к Отечеству, но в сущности – оставаться чуждым ей. Ибо любовь - это прежде всего умение жертвовать во имя того, что любишь. Жертвовать многим, а иногда и жизнью. Тот, кто любит по-настоящему,- жертвует с радостью, с ощущением исполненного долга. Любовь - долг. И этот долг - великое счастье.

Родина дала нам счастье быть, знать достоинство нашего народа, она одарила нас несравненным языком, который вместил всё многообразие и все оттенки жизни. Разве можно забыть, что история наша исполнена примеров, достойных уважения и восхищения.

И всё это обязывает нас защищать не только границы Отечества, но и его историческую память, и его великий язык. Да, мы должны защищать, хранить наследие Отечества, и стремиться постоянно быть достойным его. А это - великий труд. Без постоянного труда, вдохновлённого мыслью о Родине,- нет патриотизма, а может быть лишь мерцание, отблеск его. Любовь к Родине - это самоотверженный труд для каждого человека нашей необъятной страны. И наш долг учить этому молодое поколение.

Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма. Как было раньше? Было главное - переживание и сочувствие родной истории на её героическом прошлом. Это очень важно. Для примера, положение сегодняшней российской семьи. Допустим, мамы и папы не стесняются ходить в рубашках, расцвеченных под американский флаг или какие-нибудь другие. Им следуют дети… Можно ли их в этом случае винить? Виноваты прежде всего в этом мы сами. Ибо - не помогаем молодёжи понять, что унижает наше достоинство, что неприлично в нашей стране носить чужой флаг и т.д. Это можно, наверное, отнести к духовному предательству. Как об этом сказать и объяснить человеку, у которого повреждено сознание различными идеологическими противниками патриотизма? Итак, нужна немалая работа по восстановлению здорового национального сознания в семье.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьёзно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Точно также нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: «Вот тебе вера - верь!» Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому прежде всего надо воспитывать личность. Стоит ещё раз повторить: без патриотизма нет личности. А раз нет личности, то человек лишён человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы наши обучающиеся (студенты) все были личностями. Если меня спросят: «Кого вы хотите воспитать?» - «Человека!», - ответил бы я. Обучающийся должен сам решить, кем он будет. Мы же должны преследовать единственную цель - воспитать в нём человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей.

Эту задачу мы решим успешно, если не будем забывать активной «работы» тех сил, которые пытаются уничтожить патриотизм, оскорбляют патриотическое чувство. Они действуют открыто, постоянно; это можно видеть каждый день, включая телевизор. И об этом нельзя забывать всем, обладающим национальным достоинством и любящим своё Отечество.

В 2015 году мы отмечаем знаменательную дату в истории нашей страны- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Обращаясь к событиям тех лет, мы не только отдаём дань уважения мужеству и стойкости наших дедов и прадедов. Мы находим в арсеналах фронтовых лет формулу оружия Победы нашего народа над сильнейшей армией мира того времени - гитлеровским вермахтом. Главным в этой формуле были патриотизм, солидарность и дружба народов нашей страны. Именно патриотический настрой населения нашей Великой страны позволил Красной Армии не только остановить рвущиеся к Москве, Ленинграду, Сталинграду и Кавказу танковые армады фашистов, но и, как признал в начале 1944 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, «выпустить кишки из гитлеровской военной машины».

Героизм воинов и тружеников тыла носил поистине всенародный характер. Звания Героя Советского Союза и Социалистического Труда удостоились более 10 тысяч человек, но и миллионы бойцов и командиров, рабочих и колхозников, инженеров и конструкторов заслужили самые высокие боевые и трудовые ордена Отечества.

Страна в тяжелейших условиях смогла не просто восстановить в регионах Урала, Сибири, Средней Азии выпуск военной продукции, но и превзойти по её выпуску нацистскую Германию и её сателлитов. Жёны и матери, младшие братья и сёстры заменили в заводских и фабричных цехах, в кабинах паровозов, на колхозных полях своих мужей, сыновей и старших братьев, ушедших на фронт. И потому людские ресурсы нашей страны были поистине неисчерпаемы и недостижимы для противника.

«Помните войну!» - этот завет потомкам адмирала Макарова отчеканен на пьедестале памятника мудрому и отважному флотоводцу в Кронштадте. Но чтобы помнить, надо сначала узнать – о героической блокаде Ленинграда, о беспримерном мужестве защитников Севастополя и Сталинграда, о легендарном параде 1941 года и о героях сражений под Полтавой 1709 года и Курска 1943-го, о всех других боях и битвах, в которых наши деды и прадеды явили миру чудеса воинской доблести и славы, бессмертные примеры патриотизма.

Продолжая рассматривать данную тему, необходимо подвести итог её актуальности. Наша современная молодёжь должна воспитываться на чувствах глубокого уважения и любви к своему родному краю, его истории, героическом прошлом нашей Родины; на традициях и обычаях той земли, на которой родились и выросли; на почитании старшего поколения, которое в годы испытаний и лишений смогло отстоять честь, свободу и независимость нашего государства, не щадя своей крови и самой жизни. Всё это можно объединить одним словом – патриотизм. Нынешняя молодёжь родилась в начале 90-х годов XX века, когда произошёл распад могучей нашей державы-СССР, в 1991 году, и после этих событий чувство патриотизма немного утратило свою значимость, силу, можно сказать – притупилось. Политика в отношении молодёжи практически отсутствовала.

В обществе и государстве произошли существенные изменения: у людей появились другие взгляды на жизнь, поменялись идеология и ценности жизни, внедрена пропаганда «западной культуры», утрачена духовно-нравственная основа личности - общества-государства. Вот в это время и появилась на свет наша сегодняшняя молодёжь.

Вот поэтому и необходимо поднимать этот вопрос и в реалиях сегодняшнего времени и в необозримом будущем, что мы и пытаемся сделать в стенах нашего образовательного учреждения, работая в данном направлении.

Актуальность данного направления работы заключается ещё и в следующем: - в необходимости всестороннего изучения и обобщения передового опыта в области патриотического воспитания для его широкого внедрения в практику патриотической работы; - в необходимости противодействия всего российского общества попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства, в учебных пособиях; - в увеличении количества мероприятий военно-патриотической направленности (соревнования, слёты, конференции, экскурсии по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Сталинградской битвы, воинами-интернационалистами, шефство воинских частей над образовательными учреждениями) как на местном, так и на областном уровне.

Цель программы:

воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся (студентов);
  • создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
  • формировать у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
  • физическое развитие обучающихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

Механизм реализации программы:

  • Укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся.
  • Использование современных образовательных, педагогических и воспитательных технологий.
  • Взаимодействие с Советом ветеранов города, отделом военного комиссариата по г.Урюпинск, Урюпинскому, Новониколаевскому и Нехаевскому районам, отделом молодёжной политики города, городским казачьим обществом «Станица Урюпинская», станичным казачьим обществом «Урюпинский юрт», учебными заведениями и военно-патриотическими объединениями города, средствами массовой информации.
  • Взаимное сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Принципы, на которые опирается программа:

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности, активности обучающихся (студентов);
  • принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
  • принцип опоры на положительное в человеке;
  • принцип социальной активности;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип мотивированности:
  • принцип взаимодействия личности и коллектива;
  • принцип развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Методы реализации:

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения.
  • Методы стимулирования деятельности и поведения.

Направления работы:

  • Учебная деятельность.
  • Участие в общественной жизни техникума, городских, областных мероприятиях, направленных на формирование гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
  • Связь с учреждениями дополнительного образования.

Ожидаемый результат:

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Учебная деятельность

Значительное место в процессе формирования в юношах качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Важно осознание обучающимся целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

Преподавание осуществляю с позиции системно-деятельностного подхода, который реализую через педагогические технологии:

  1. проектную;
  2. информационно - коммуникационную;
  3. игровую (деловые и ролевые игры).

Важным составляющим всесторонней подготовки по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении учебных дисциплин.

Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают обучающимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень обучающихся.

Участие в общественной жизни техникума, городских, областных мероприятиях, направленных на формирование гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Помимо уроков и факультативных занятий по казачьей подготовке с обучающимися проводятся и внеклассные мероприятия:

  • подготовка и посвящение в кадеты;
  • подготовка и участие обучающихся во внутренних, городских и областных мероприятиях и соревнованиях военно-патриотической направленности;
  • подготовка и участие в смотрах художественной самодеятельности, основанные на казачьих традициях, военно-патриотическом воспитании;
  • взаимодействие с городскими властями и общественными организациями (Совет ветеранов, отдел военного комиссариата, отдел молодёжной политики города, городское казачье общество «Станица Урюпинская», станичное казачье общество «Урюпинский юрт», городской молодёжный центр «Максимум», молодёжный центр «Спектр» Урюпинского района и т.д.);
  • проведение строевых смотров кадетов;
  • подготовка и участие кадетов в Параде Победы на центральной площади города;
  • участие обучающихся в городских общественных мероприятиях.

Для освещения мероприятий, проводимых в нашем техникуме, в том числе по военно-патриотическому воспитанию, привлекаются местные средства информации (редакция газеты «Урюпинская правда», Урюпинское телевидение, радиостанция «Русское радио-Урюпинск»).

С момента переименования ГОУ «Профессиональное училище №41» в ГОУ НПО «Казачье кадетское ПУ №41» в 2006 году и 2012 году в ГБОУ СПО «Урюпинский агропромышленный техникум» по настоящее время команда нашего образовательного учреждения из числа обучающихся неоднократно занимала и занимает призовые места в городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.

В 2008 году впервые команда обучающихся приняла участие в военно-патриотических сборах допризывной казачьей молодёжи в рамках военно-патриотической игры «Штурм», которые проходили с 25 по 28 января на базе областного сборного призывного пункта. В результате напряжённой борьбы наши ребята завоевали III общекомандное место. Здесь они пополняли и получали навыки огневой, физической, строевой и медицинской подготовки; знания о стрелковом оружии, изучали вопросы тактики и топографии, а также чёткого выполнения команд своих командиров. В заключительный день сборов была организована экскурсия по памятным местам города-героя Волгограда. Основным из них, без сомнения, был Мамаев Курган, или как его ещё называют - главная высота России.

И присутствие на этой земле молодых казаков было волнительным, чувствовалось, что ребята глубоко прониклись подвигом солдат, которые в своё время, не жалея жизни, отстаивали свободу, честь и достоинство Родины. И я вместе с ребятами впервые побывал в этом священном для нашей страны месте, атмосферу которого не забыть никогда.

В том же 2008 году, с 19 по 21 сентября, команда училища уже в совершенно новом составе приняла второй раз участие в военно-патриотической игре «Штурм», которая проходила также на территории областного сборного призывного пункта, и стала победителем, заняв I общекомандное место.

С 30 сентября по 03 октября 2008 года команда училища в комбинированном составе (юноши и девушки) приняла участие в военно-патриотической игре «Допризывник-2008» среди профессиональных училищ Волгоградской области, которая проходила на территории ДОЛ «Зелёная волна» Дубовского района. Среди 17 команд профессиональных училищ наша команда заняла 9 место.

06 мая 2010 года мы приняли участие в межмуниципальной военно-патриотической игре «Казачья Слава», которая проводилась в станице Преображенской Киквидзенского муниципального района, посвящённой празднованию 65-летия Победы Советского народа и 20-летию образования Хопёрского округа. Наши кадеты хотя и не заняли призового места, но показали достойный результат по итогам всей игры, оказавшись на 4 месте.

23 мая 2010 года кадеты училища в количестве 21 человека принимали участие в юбилейном сходе казаков Хопёрского округа, посвящённом XX- летию начала возрождения казачества и создания казачьей организации Хопёрского округа Всевеликого войска Донского.

24-26 сентября 2010 года на территории оздоровительного центра «Орлёнок» Красноармейского района города Волгограда проходили учебно-методические сборы муниципальных казачьих дружин Волгоградской области. Данные сборы проводятся ежегодно весной и осенью с целью тесного сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными структурами региона по охране общественного порядка в муниципальных образованиях области. Одним из ключевых моментов сборов явилась подготовка и участие казаков-дружинников области в губернаторском смотре, который прошёл 25 сентября на площади Павших борцов города Волгограда. Завершились сборы 26 сентября состязаниями по казачьему многоборью.

Хочется особо отметить об участии впервые в данных мероприятиях кадетов нашего казачьего кадетского профессионального училища №41 в количестве 12 человек, которые откликнулись на просьбу Атамана станичного казачьего общества «Урюпинский юрт» А.В.Зенина и приняли активное участие в этих сборах, показав не только свою строевую выучку в составе «коробки» Хопёрского округа на губернаторском смотре, на котором присутствовали первый заместитель губернатора Чуриков и представители правоохранительных структур области, председатель Комитета по делам казачества Администрации Волгоградской области В.Н.Селезнёв, но и показали отличные результаты в соревнованиях по казачьему многоборью.

Мне как одному из командиров подразделений доверили подготовку к губернаторскому смотру «коробки» Хопёрского округа в количестве 45 человек, в том числе и 12 человек наших молодых казаков-допризывников. И мы с честью выдержали этот экзамен. Всего в учебно-методических сборах приняло участие более 300 казаков-дружинников из 30 муниципальных дружин Волгоградской области.

По итогам V областных учебно-методических сборов и смотра муниципальных казачьих дружин почётное III место заняла команда Урюпинского юрта, которая полностью состояла из кадетов нашего училища. Если подводить итоги по казачьим округам области, то по всем показателям верх одержал Хопёрский округ, завоевав I место.

08-10 октября 2010 года я с одним из кадетов принял участие в областном семинаре «Традиции воинских Родов - казачество 21 век» на базе оздоровительного центра «Юность» в посёлке Паншино Городищенского района Волгоградской области. Цели данного семинара: - повышение роли казачьих клубов в военно-патриотическом, экологическом и спортивном воспитании молодёжи; - привлечение казачьей молодёжи к занятиям военно-прикладными видами спорта.

По приглашению Атамана ОКО «Хопёрский округ» Ю.М.Горбунова 21 ноября 2010 года была организована поездка наших кадетов в количестве 10 человек в город-герой Волгоград, где проводился «День казачьей славы» для допризывной казачьей молодёжи Волгоградской области. В рамках данного мероприятия была запланирована экскурсия в 20 Гвардейскую отдельную мотострелковую бригаду, расположенную в посёлке Максима Горького.

24-27 мая 2011 года команда нашего образовательного учреждения в количестве 7 человек (5 юношей и 2 девушки) приняла участие в областной военно-патриотической игре «Допризывник-2011», проводимой в ГДОУ «Зелёная волна» Дубовского района Волгоградской области. Среди 17 команд профессиональных училищ заняли 7 общекомандное место. В конкурсе санитарных постов заняли III общекомандное место.

В составе муниципальной казачьей дружины ГКО «Станица Урюпинская» кадеты (4 человека) приняли участие в семинарских занятиях (сборах) в г.Волгоград на базе ОЦ «Орлёнок» Красноармейского района с 16 по 18 сентября 2011 года.

23-24 сентября 2011 года была организована поездка в р.п. Даниловка Волгоградской области наших ребят в количестве 5 человек для участия в областном турнире по военно-прикладным видам спорта имени полного Георгиевского кавалера, Героя Советского Союза К.И.Недорубова среди казачьих военно-патриотических клубов.

Ежегодно наши обучающиеся привлекаются к участию в отчётно-выборных кругах станичного казачьего общества «Урюпинский юрт», а также в Крестных ходах, проводимых православными нашими храмами и казачьими обществами. У нас стало старой доброй традицией ежегодно посвящать наших ребят в кадеты и участвовать в Парадах Победы на центральной площади города.

20 апреля 2013 года в станице Михайловской Урюпинского муниципального района состоялся окружной военно-патриотический семинар с допризывной казачьей молодёжью, на котором мы также приняли самое активное участие. На данном семинаре были отработаны навыки строевой подготовки, продемонстрированы мастер-классы по верховой езде, владению шашкой и нагайкой, разборке-сборке АК-74, стрельбе из лука.

17 мая 2013 года приняли участие в городском военно-патриотическом слёте клубов и объединений, в рамках которого состоялся круглый стол «Патриотизм: история и современность» и соревнования по военно-прикладным дисциплинам.

На протяжении последних пяти лет (2011-2015 гг.) вместе с нашими обучающимися оказываем помощь в организации и проведении городской военно-патриотической игры «Зарница».

На базе нашего техникума ежегодно проводятся «День призывника» и военно-спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества и Дню Победы.

18 февраля 2014 года впервые в городе прошли городские соревнования по военно-прикладным дисциплинам «Вымпел-2014» среди студенческой и работающей молодёжи. В соревнования входили такие виды как: разборка-сборка АК-74, одевание ОЗК, стрельба из пневматической винтовки и комплексно-силовые упражнения. По итогам соревнований наша команда в составе 6 человек заняла 5 общекомандное место.

09 апреля 2014 года в рамках обмена опытом работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения была проведена военно-спортивная игра «А ну-ка, кадеты!» между кадетами нашего техникума и кадетами ГКОУ «Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И.Горшкова».

26 апреля 2014 года усилиями городского казачьего общества «Станица Урюпинская» впервые организованы военно-полевые сборы по военно-прикладным видам спорта среди казаков общества, где мы тоже выставили свою команду из числа кадетов (5 человек). В программу соревнований были включены следующие виды: 1. полоса ориентирования, которая представляла собой отрезок маршрута длиною 1500 метров, с несколькими поворотами и указателями движения команды, на маршруте имелось 5 этапов, на которых 1-м участником команды выполняется упражнение из военно-прикладного комплекса; 2. метание гранаты (Ф-1) на дальность; 3. разборка-сборка автомата АК-74; 4. сбивание кнутом предмета; 5. стрельба из пневматической винтовки; 6. метание дротика (дартс). Из пяти дисциплин в двух (разборка-сборка автомата и стрельба из пневматической винтовки) наши ребята одержали победу и были награждены сувенирными казачьими шашками.

23 сентября 2014 года команда техникума приняла участие в XIV Спартакиаде молодёжи допризывного и призывного возраста городского округа г.Урюпинск, показав неплохой результат, заняв III общекомандное место.

05 декабря 2014 года по приглашению директора молодёжного центра «Спектр» Урюпинского муниципального района побывали на военно-патриотическом мероприятии «Как родная меня мать провожала». Программа мероприятия была самая разнообразная: - выставка вооружения времён Великой Отечественной войны; - проведение викторины, посвящённой 70-летию Победы в ВОВ; - проведение беседы с молодёжью допризывного возраста; - соревнования по военно-прикладным видам спорта; - выступление воинов запаса и представителей военного комиссариата; - праздничный концерт. В личном первенстве в рамках соревнований наши ребята заняли два первых места (сгибание рук в упоре лёжа и поднятие гири) и третье место по одеванию противогаза.

18 февраля 2015 года в городском молодёжном центре «Максимум» прошли очередные, вторые по счёту, с 2014 года, городские соревнования по военно-прикладным дисциплинам «Вымпел-2015» среди студенческой молодёжи. В упорной напряжённой борьбе наши студенты немного уступили сверстникам из медицинского колледжа, заняв II общекомандное место. В отдельном виде программы – комплексное силовое упражнение, одержали победу.

20 февраля 2015 года команда студентов заняла I общекомандное место среди учебных заведений города в военно-спортивных соревнованиях, посвящённых Дню защитника Отечества и 70-летия Великой Победы, проводимых в городском стрелковом тире НОУ «Урюпинская автошкола ДОСААФ России». В личном первенстве ситуация следующая: два первых места (стрельба из пневматической винтовки и разборка-сборка автомата Калашникова), второе место - подтягивание на перекладине, два третьих места (снаряжение магазина и разборка-сборка автомата Калашникова).

Приводя достаточно подробное изложение мероприятий, мне хотелось показать, что мы не стоим на месте, а развиваемся, движемся вперёд и самое главное, я думаю, в нужном направлении - воспитании человека, гражданина и патриота своего Отечества.

Совместная работа семьи и педагогического коллектива по формированию гражданско-патриотического воспитания

Вспомним слова известного педагога В.Сухомлинского: “Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное”. Поэтому необходимо вовлечение родителей в работу по формированию гражданских и патриотических качеств. Взаимоотношения семьи и техникума важны на всех этапах студенческой жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания обучающегося в учреждении. Между техникумом и семьей налажены дружеские, партнерские отношения. Наше образовательное учреждение и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной, творческой и здоровой их жизни.

В работе с родителями можно использовать разнообразные формы работы:

  1. Родительские собрания:

беседы («Пленники виртуального мира», «Структура и воспитательные возможности современной семьи», «Подросток и алкоголь»).

педагогические тренинги («Как регулировать эмоциональное состояние», «Манипуляторы. Как противостоять им?»).

собрания – диспуты  («Подросток и деньги»).

  1. Тематические и индивидуальные консультации.
  2. Привлечение родителей к классным и общим мероприятиям в техникуме.
  3. Посещение уроков родителями (на протяжении всего периода классного руководства).
  4. Классные собрания с привлечением родителей, детей и педагогического коллектива.

Заключение

Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны, что мы и стремимся делать в стенах нашего образовательного учреждения и делаем, я надеюсь, неплохо. Это можно видеть по тем мероприятиям, в которых мы участвовали, и будем и дальше двигаться в заданном направлении.

К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:

гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;

воинский долг – система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в законах, Конституции РФ, воинских уставах;

воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности к выполнению обязанностей военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;

профессионализм – степень овладения военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.

И, наконец, признаем объективную взаимосвязь военно-патриотического и умственного воспитания; последнее формирует культуру умственного труда, значение которой огромно в свете современных высоких требований военной службы, предполагающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши- это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка. [6]

Помни войну и свою историю, будущий воин России! Люби Родину и будь достойным её защитником и гражданином! Люби и защищай потому, что это – твоя земля, твой дом, потому что Родина – это ты сам и твоя семья, это будущее твоих детей и внуков. Трудись ради себя и своего народа, будь гордым и смелым, умелым и стойким воином.

Будь хозяином и добрым соседом в своём большом доме – России. Стремись к тому, чтобы твоя страна - а это твоя большая семья – была сильной, процветающей и великой. [2]

 

Список литературы

  1. Быков Д.В, Сазонов Д.Д. России сможем послужить! Сборник методических материалов по организации военно-спортивных и патриотических мероприятий. Волгоград, 2008.
  2. Воспитание патриотизма. Методическое пособие. Вып.четвертый. Под ред. Н.И.Резника начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва, 2005.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы».
  4. Кудинов М.В., Матвеев Ю.А., Плужников Е.Ю., Цунаева Е.М. России сможем послужить: сборник методических материалов. Вып.3. Волгоград, 2010.
  5. Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание граждан Волгоградской области на 2014-2016 годы».
  6. Тетушкина Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания. Рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий. Волгоград, 2009.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*