Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» на тему «Порядок разрешения предпринимательских (хозяйственных) споров»

25.05.2015 2493 4369
Искужина Галима Абдрашитовна
Искужина Галима Абдрашитовна, преподаватель

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Учебно-методическая карта урока

Цели урока:

Дидактические:

   изучить:

  • судебный порядок разрешения споров;
  • понятие и содержание искового заявления;
  • порядок урегулирования хозяйственных споров;
  • порядок обжалования судебного решения;

расширить и закрепить знания.

Развивающие:

способствовать развитию:

  • логического мышления, памяти;
  • коммуникативной культуры;
  • умения анализировать, сравнивать, делать выводы и принимать решения.

способствовать:

  • формированию умения составления исковых требований;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию:
  • интереса к выбранной профессии;
  • чувства ответственности за подготовку и выполнение работ.

Формируемые компетенции (их части):

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность.

Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность.

Тип урока: комбинированный, с элементами эвристической беседы.

Форма организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, индивидуальной работы (индивидуальный опрос с вызовом к доске, письменный опрос, лекция-беседа, фронтальный опрос, работа со схемой).

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Обеспечение занятия: ноутбук, проектор, интерактивная доска, электронные плакаты, видеоряд «Федеральный судья», «Суд присяжных», тесты «судебный порядок разрешения споров» и оценочный лист.

Литература:

Нормативно – правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФЗ «О мировых судьях в РФ» и др.

Литература для студентов:

  1. Варывдин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. УМК. М.,2003.
  2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. М., 2013.
  3. Румынина В.В.Основы права: Учеб. пособие. М., 2005
  4. Тузов Д.О., Аракчеев В.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. М., 2013.

Ресурсы сети интернет:

http://www.youtube.com;

https://ru.wikipedia.org;

http://megabook.ru/;

www.consultant.ru.

 

Структура урока

1. Организационный момент. Обучаемые настраиваются на занятие и готовятся к предстоящей учебной деятельности. Сообщение темы, эпиграфа. Постановка цели урока перед студентами. 5 мин

2. ПУЗ. Фронтальный опрос по теме «Исковая давность» 5 мин.

3. Изучение нового материала: 70 мин.                    

3.1. Порядок рассмотрения судебных споров: 50 мин.

3.1.1. Эвристическая беседа, т.е. вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

3.1.2. Видеоряд: «Федеральный судья», «Суд присяжных»

3.1.4. Эвристическая беседа

3.1.5. Рассказ студента «Обращение в суд»

3.1.6. Рассказ студента «На приёме у адвоката»

3.1.7. Работа с учебником Тузова Д.О., В.С. Аракчеева. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. С. 155-156. Понятия: «Арбитражный суд», «Третейский суд»

3.1.8. Рассказ студента «Полномочия мирового судьи»

3.1.9. Стадии судебного процесса. Пояснение учителя

3.2. Понятие и реквизиты искового заявления: 15 мин.

3.2.1. Определение иска. Пояснение учителя.

3.2.2. Проблемный вопрос: «Как подать исковое заявление в суд?»

3.2.3. Реквизиты искового заявления. Изучение документов

3.2.4. Цена иска и госпошлина. Работа с учебником Варывдина В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. С. 177.

3.3. Порядок обжалования судебного решения в апелляционной и кассационной инстанциях: 5 мин.

3.3.1. Понятия «апелляция», «кассация». Рассказ учителя

3.3.2. Обжалование судебных решений. Работа с учебником Румыниной В.В. Основы права. С. 77.

4. Закрепление изученной темы: контрольный тест. 5 мин.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Рефлексия. 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Старосту прошу назвать отсутствующих на уроке.

Тема: «Порядок разрешения хозяйственных споров» (слайд 1)

Эпиграф к теме (слайд 2)

Argumenta poderantur non-numerantur «Сила доказательств в их весомости, а не в количестве»

Вступительное слово учителя:

- Сегодня, в XXI веке, граждане начали привыкать к цивилизованному способу разрешения конфликтов. Но среди простых людей бытует масса легенд о правосудии, не имеющих ничего общего с реальностью. Одни думают, что суд – это просто: написал жалобу, а там разберутся и накажут, кого следует. Другие, наоборот, считают, что судиться бесполезно: все судьи – взяточники. Третьим идти в суд страшно и стыдно. Не правы ни первые, ни вторые, ни третьи.

Цель сегодняшнего урока – разобраться и понять, как работает «судебный механизм», как уберечься от типичных ошибок истцов и ответчиков, т.е. тех, кто в поисках правды решил обратиться в суд и тех, кого суд призвал к ответу.

План урока:

  • Сегодня повторим ранее изученный материал, проверим домашнее задание;
  • Изучим новую тему;
  • Заслушаем ребят, которые, надеюсь, подготовили небольшие рассказы по новому материалу;
  • Разберемся как подать такой документ как исковое заявление в суд и каковы требования к его оформлению;
  • Закончим урок закреплением нового материала, ответив на вопросы небольшого теста.
  • Подведем итоги урока.

2. Фронтальный опрос по теме «Исковая давность»:

- Говоря о защите прав и экономических (хозяйственных) спорах, нельзя не сказать о таком понятии, которое тесно связано с гражданским и арбитражным процессом – исковая давность (ИД).

  1. Понятие исковая давность (ИД)?
  2. Общий срок ИД? Начало течения срока?
  3. Понятие срока исковой давности в ГП?
  4. Каковы последствия истечения срока ИД?
  5. Требования, на которые ИД не распространяется?

3. Изучение нового материала

3.1. Порядок рассмотрения судебных споров:

3.1.1. Эвристическая беседа

В русском языке «судить» значит «укорять», «обвинять». Наши представления о суде в основном почерпнуты из средств массовой информации (СМИ).

Какие телевизионные передачи реализуют представления людей о судебном процессе?

Коррекция:

«Час суда» (П. Астахов)

«Федеральный судья» (1 канал)

«Суд идёт» (2 канал)

Каких участников судебного процесса вы знаете? (слайд 3)

Судья (мировой, федеральный)

Прокурор (обвинитель)

Адвокат (защитник)

Подсудимый (ответчик)

Потерпевший (истец)

Секретарь

Свидетели (Записать в тетрадь)

Просмотр фрагментов из передач «Федеральный судья», «Суд присяжных» (видеоряд с использованием сайта http://www.youtube.com)

Эвристическая беседа

Что же такое гражданский суд? (слайд 4)

Коррекция:

Гражданский суд – это спор двух равноправных сторон истца и ответчика, в котором суд выступает независимым посредником.

У каждого из субъектов права, ведущего предпринимательскую деятельность (ИП или юридического лица), есть свои собственные интересы, преследуя которые они могут вступать в конфликты друг с другом. Для разрешения конфликта нужна третья сторона, объективная и независимая. Такой стороной выступает арбитражный суд, который разрешает споры между организациями.

Он призван рассудить возникший спор по Закону, руководствуясь представленными сторонами доказательствами.

Что за Закон регулирует данные правоотношения? (слайд 5)

Коррекция:

Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФЗ «О мировых судьях в РФ» и др.

- Отстаивать свои интересы в суде – законное право цивилизованного человека. Конституция РФ гласит: «все граждане имеют право на судебную защиту своих интересов». И всё же прибегать к нему стоит только тогда, когда иные способы решения проблемы уже исчерпаны.

3.1.5. Рассказ студента «Обращение в суд»

В суд обращаться нужно:

  1. если Законом предусмотрен обязательный судебный порядок решения вопроса (например, признание лица недееспособным для последующего установления опекунства; признание гражданина безвестно отсутствующим для расторжения брака);
  2. если сумма, значимость иска для вас велики, а все несудебные пути решения проблемы уже исчерпаны;
  3. если вы хотите принципиально «постоять за правду», а какой ценой - для вас роли не играет. В остальных случаях на вопрос: «А стоит ли судиться?» ответ должны дать вы сами, взвесив все «за» и «против».

3.1.6. Рассказ студента «На приёме у адвоката»

- Прежде чем самостоятельно бросаться в омут правосудия, лучше проконсультироваться со специалистом – юрисконсультом или адвокатом.

На приёме у адвоката выясните:

  • какие права вы имеете в данной ситуации, и какими нормами законодательства они предусмотрены?
  • насколько реально воспользоваться этими правами?
  • какова практика решения споров, аналогичных вашему?
  • каковы возможные расходы в процессе защиты ваших прав?
  • какие документы нужно собрать, чтобы обосновать свои требования?
  • какие заявления и в скольких экземплярах необходимо составить?
  • куда и каким образом документы следует подать?
  • каков порядок действий в случае отказа в приёме документов?
  • каковы оптимальные действия с точки зрения адвоката?

3.1.7. Работа с учебником Правовое обеспечение профессиональной деятельности под редакцией Д.О. Тузова, В.С. Аракчеева. С. 155-156.

Какие судебные органы рассматривают дела гражданско-правового характера? (слайд 6)

  • Федеральные суды общей юрисдикции, в т.ч. мировые судьи
  • Арбитражный суд
  • Третейский суд

Понятия: «Арбитражный суд», «Третейский суд». (слайд 7)

Арбитражный суд – это государственный орган судебной власти, рассматривающий экономические споры между любыми субъектами, за исключением граждан, не являющихся предпринимателями.

Третейский суд – это негосударственный орган (не осуществляющий правосудие), избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора, с обязательством подчиниться его решению добровольно. (создаются, например, торговыми патами, биржами…)

3.1.8. Рассказ студента «Полномочия мирового судьи»

Мировой судья единолично рассматривает дела в пределах своей компетенции (на основании ФЗ «О мировых судьях в РФ»):

  • уголовные дела о преступлениях, с максимальным наказанием до 3х лет лишения свободы;
  • дела о расторжении брака, если между супругами нет спора о детях;
  • дела о разделе совместно нажитого супругами имущества;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей (500 МРОТ);
  • дела об административных правонарушениях и др.

3.1.9. Стадии судебного процесса.

Пояснение учителя (слайд 8)

Процедура осуществления правосудия строго регламентирована законом. Мировые судьи и Федеральные суды общей юрисдикции рассматривают экономические споры в соответствии с ГПК РФ, а федеральные арбитражные суды – в соответствии с АПК РФ. Правовые нормы, регулирующие судопроизводство, называются процессуальными.

Подавляющее большинство экономических споров рассматривается и разрешается арбитражными судами.

Арбитражный процесс – это урегулированная нормами АПК РФ деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных постановлений.

Стадии арбитражного процесса:  

  • производство в суде первой инстанции (предъявление иска, подготовка дела к судебному разбирательству и непосредственно судебное разбирательство);
  • производство в апелляционной инстанции;
  • производство в кассационной инстанции;
  • производство в порядке надзора;
  • пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • исполнительное производство.

Субъектами процессуальных отношений являются, с одной стороны, суд, с другой — участники процесса.            

Участниками процесса признаются лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию. К лицам, участвующим в деле, относятся стороны:

Истец - это лицо, требующее у суда защиты;

Ответчик – это лицо, которое истец считает нарушителем своего права и привлекает в процесс в данном качестве;

Третьи лица – это лица, заявившие/не заявившие самостоятельные требования относительно предмета спора, но заинтересованные в исходе дела.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу возложенных на них законом функций.

В состав лиц, содействующих правосудию, входят представители в суде, свидетели, эксперты, переводчики.           

Процессуальным действием, инициирующим возбуждение дела в арбитражном суде первой инстанции, является предъявление иска.

3.2. Понятие и реквизиты искового заявления

3.2.1. Определение иска (слайд 9)

Коррекция:

Исковое заявление (иск) – это документ, предъявляемый истцом в суд для защиты своих прав.

3.2.2. Проблемный вопрос: «Как подать исковое заявление в суд?

Первый способ. На приёме у судьи

Второй способ. Заказным письмом с уведомлением о вручении

Какой из этих способов вы бы предпочли? (ответ обосновать)

- У вас на столах имеются образцы исковых заявлений, давайте их посмотрим. (Приложение)

3.2.3. Реквизиты искового заявления (ИЗ) (слайд 10)

Изучение документов

наименование суда, в который подаётся заявление;

Ф.И.О. и место жительства истца;

Ф.И.О. и место жительства ответчика, если ЮЛ - наименование и место нахождения;

цена иска

Данные сведения располагают в правом верхнем углу первого листа искового заявления. После заголовка «ИЗ» следует текст, который содержит:

обстоятельства, на основании которых истец излагает свои требования;

выдвигаемые требования к суду: «Прошу…»;

перечень прилагаемых к заявлению документов:

  • копии искового заявления;
  • документы, подтверждающие обстоятельства (квитанции, чеки, справки, фото, свидетельские показания);
  • квитанция об оплате госпошлины.

дату подачи заявления и подпись. (Записать в тетрадь)

3.2.4. Цена иска и госпошлина (слайд 11)

Коррекция:

Цена иска - это денежная сумма, которую истец требует с ответчика в качестве возмещения ущерба.  Например, величина задолженности, и проценты за пользование чужими денежными средствами. Если же речь идет об имуществе или земельном участке, то цена иска в данном случае – совокупная стоимость истребуемого имущества. 

При подаче искового заявления уплачивается государственная пошлина.  

Госпошлина при иске имущественного характера не может превышать 60 000 руб. для мировых судов и общей юрисдикции, и 200 000 руб. для арбитражных судов.

При обращении в суд с иском НЕимущественного характера также требуется уплата госпошлины. Но ее размер в этом случае будет фиксированным (определяется НК РФ).

Согласно статьи 333 НК РФ плательщиками госпошлины являются физические и юридические лица, подавшие иск. Или ответчик, в случае проигрыша, если истец освобожден от уплаты пошлины.

От уплаты госпошлины в некоторых случаях освобождаются: бюджетные организации, СМИ, Герои Советского Союза и России, участники ВОВ, малоимущие граждане, а также истцы при подаче исков: о взыскании задолженности по заработной плате, алиментов, возмещении морального и имущественного вреда, причиненного преступлением.

Кроме того, истец перед подачей заявления в суд обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также уплатить государственную пошлину за рассмотрение дела. Уведомления о вручении указанных копий, и квитанция об уплате госпошлины также прилагаются к исковому заявлению.

После принятия искового заявления судья арбитражного суда производит действия по подготовке дела к судебному разбирательству, руководствуясь гл. 15 АПК РФ, и назначает дело к слушанию.

Общий срок рассмотрения арбитражных дел – два месяца со дня поступления искового заявления в суд.

Непосредственное разбирательство дела проходит в форме судебного заседания.

Прежде всего суд заслушивает объяснения истца и ответчика, а затем других лиц, участвующих в деле.

Все лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы, а судьи вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле.

Все собранные по делу доказательства суд должен исследовать непосредственно. После завершения исследования всех доказательств начинаются судебные прения, которые состоят из устных речей лиц, участвующих в деле, и их представителей.

В этих выступлениях участники спора обосновывают свою позицию по делу. После произнесения речей всеми участниками прений каждый из них может выступить вторично в связи со сказанным в речах (право реплики). Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и (или) его представителю. Затем суд удаляется в совещательную комнату для постановления решения.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих решений:

  • удовлетворить исковые требования истца;
  • удовлетворить исковые требования частично, а в остальной части в иске отказать;
  • полностью отказать в иске.

Оглашение судьей (председательствующим) судебного решения означает завершение рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Порядок обжалования судебного решения в апелляционной и кассационной инстанциях

Однако далеко не всегда завершение рассмотрения дела в суде первой инстанции означает завершение арбитражного процесса. Если стороны или другие лица, участвующие в деле, не удовлетворены решением суда, считают его незаконным или необоснованным, они могут инициировать пересмотр судебного решения.

Ныне действующее процессуальное законодательство предусматривает четыре формы пересмотра судебных решений:

  • производство в апелляционной инстанции;
  • производство в кассационной инстанции;
  • производство в порядке надзора;
  • пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

     3.3.1. Понятия «апелляция», «кассация» (слайд 12)

Апелляционная жалоба (от лат. appellatio — обращение) – форма обжалования в вышестоящую судебную инстанцию решений суда, не вступивших в законную силу. Решение апелляционной инстанции может быть обжаловано в   кассационном порядке. Срок обжалования судебного решения – 10 дней.

В апелляционной жалобе не принимаются и не рассматриваются требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.

В кассационном порядке (кассация от лат. cassatio — «отмена, уничтожение») это пересмотр решений арбитражных судов, вступившие в законную силу.

Кассационные жалобы подаются в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Основная задача кассационного пересмотра решений – проверка правильности применения норм материального и процессуального права арбитражными судами первой инстанции.

3.4. Исполнительное производство (слайд 13)

Это совокупность процессуальных и фактических действий специализированного государственного органа (Службы судебных приставов), направленных на принудительное исполнение вступивших в законную силу исполнительных документов.  

Исполнительное производство рассматривается как отдельная стадия гражданского процесса, которая наступает только при неисполнении в добровольном порядке вступивших в законную силу решений судов и решений уполномоченных органов.

Исполнительный лист – выдается арбитражным судом на основании вступившего в законную силу судебного решения и обязателен к исполнению всеми. Арбитражный суд выдает так же исполнительный лист на принудительное исполнение решений третейских судов.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее 6 мес. со дня вступления судебного акта в законную силу.

Закрепление изученной темы.

Тестовый контроль по теме «Порядок разрешения хозяйственных споров» (слайд 14).

Для успешного усвоения нового материала необходимо выполнить тест по пройденной теме.

Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке вы познакомились и изучили «Порядок разрешения хозяйственных споров» Получают полное теоретическое представление о процедуре рассмотрения экономических, хозяйственных споров в судебных органах рассматривающих дела гражданско-правового характера.

Сейчас попрошу Вас подсчитать итоговый балл за сегодняшнее занятие и занести его в оценочный лист.

Домашнее задание (слайд 16)

  1. Выучить текст конспекта в тетради.
  2. Тузов Д.О. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

   глава 4, с.147-175 (прочитать).

Рефлексия: закончите фразу (слайд 17)

Выберите из данных выражений то, которое соответствует вашему впечатлению от сегодняшнего урока.

Смелость города берет.

Старая песня на новый лад.

Ах, как я устал от этой суеты.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Я называю по порядку выражение, а вы за него голосуете рукой.

Я благодарю вас за урок, мне было интересно с вами работать, если вам так же, то поднимите руки вверх.

 

Приложение:

  1. Видео «Как вести себя в суде (гражданский процесс)»
  2. Презентация «Порядок разрешения хозяйственных споров»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*