Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль школьного методического объединения в повышении качества обучения в условиях ЕГЭ

16.12.2011 1983 1 10490
Жукова Любовь Анатольевна, Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
 

Любые развёртывающиеся во времени изменения приведут к намеченной цели лишь в  том случае, если непосредственные участники считают их разумными. 


 




Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями. Но часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Этот  разрыв в современной школе можно преодолеть, системно структурировав модель управления педагогическими кадрами, что представлено в рамках деятельности методической службы МОУ СОШ м-на Вынгапуровский.


Организационная модель структуры методической работы нашей школы  ориентирована на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, институциональных особенностей образовательного пространства, потребностей профессиональных  объединений, одними из которых являются предметные и цикловые методические объединения. Одно из главных назначений  работы школьного методического объединения - быть проводником новых знаний о современных образовательных технологиях, ориентированных на деятельность по модернизации образования. Поэтому цель методической службы школы  по отношению к данным профессиональным формированиям – это  развитие инновационных процессов, направленных на достижение нового качества образования. Создание условий для повышения статуса учителя и престижа педагогической профессии.


Задачи  же определены по степени ранжирования:

  1. Организация условий для наращивания качественного кадрового педагогического потенциала методического объединения повышения квалификации.
  2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности методобъединений.
  3. Подготовка руководителя методического объединения как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
  4. Моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер.
  5. Мотивирование успешности педагогов профессионального объединения, повышающих свой уровень самообразования, свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, что оказывает стратегическое влияние на результаты  деятельности.
  6. Развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления, повышение методической культуры учителей.
  7. Проведение мониторинга качества образования, направленного на объективную оценку труда педагогов методического объединения.
  8. Мониторинг  рейтинговой оценки деятельности методических объединений.
  9. Совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов в рамках методического объединения.


Исходя из цели, раскрою содержание деятельности школьных методических объединений с позиции реально поставленных  задач. Другими  словами, что обеспечивает достижение нового качества образования в условиях ЕГЭ в рамках деятельности школьных МО. Коснусь деятельности только тех МО, которые непосредственно задействованы в подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.


1. Организация условий для наращивания качественного кадрового педагогического потенциала и повышения квалификации методического объединения.


В  школе проводится работа по наращиванию качественного кадрового потенциала  и внедрению программы повышения квалификации внутри каждого методического объединения. 


Анализ качества кадрового состава педагогов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников школы показывает, что 26 учителей-предметников имеют высшее образование и  квалификационные категории: из них высшую категорию – 8 человек (31%) от количества категорийных работников  9, 11 классов, первую – 14 человек (54%), вторую – 4 человека  (15%). Курсами повышения квалификации обеспечены 100% учителей.


Однако, специализированными  предметными курсами повышения квалификации по организации и подготовке учащихся к ЕГЭ обеспечены только 14 учителей (54%). Их нагрузка  в среднем составляет 22 часа в неделю,  что является оптимальным для реализации творческого потенциала учителей в вопросе качественной подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации. 


2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности методобъединений.

Конечно, здесь можно говорить о предоставлении различных ресурсных возможностей. Но остановлюсь на материально- техническом оснащении. Существующая материально-техническая база школы  позволяет вести образовательный процесс с использованием современного оборудования и современной учебной литературы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.


Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видео техника и системы коммуникации. Все предметные кабинеты школы оснащены  мультимедийным  оборудованием (компьютер, проектор, экран, принтер, интерактивные доски). На уроках используется  54 компьютера. 


Созданный в библиотечно-информационном центре электронный каталог мультимедиаресурсов позволяет сделать легкодоступными для преподавателей и учащихся громадные объемы учебно-методических материалов, обеспечить их высокую наглядность, предоставить максимальную свободу выбора процесса обучения по различным образовательным программам, организовать совместную работу учителей.


Не секрет, что иметь «портфель» руководителя методического объединения мало кто проявляет инициативу, потому что эта  работа достаточно хлопотная, беспокойная. Руководитель методического объединения осуществляет оперативное управление общественным объединением специалистов, имеет достаточно широкий круг обязанностей. Именно поэтому перед администрацией стоит непростая задача:

3. Подготовка руководителя методического объединения как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.


Руководители методических объединений нашей школы – достаточно инициативные и грамотные профессионалы. Администрация, методический совет школы уделяет пристальное внимание решению поставленной задачи: проводится учёба для руководителей МО на уровне организации  работы

педагогических мастерских по созданию творческого опыта и  наиболее актуальным вопросам;  круглых столов по анализу конкретных педагогических ситуаций и семинаров обмену передовым опытом работы, обеспечивающим качественный результат деятельности; консультационных мероприятий (индивидуальные и групповые); методические диалоги по защите позиций, идей,  планов.


Как результат - это размещённые на сайте школы и городском сайте учителей русского языка и литературы,  (а в перспективе и на других сайтах предметных городских МО) материалы о деятельности не только всего методического объединения, но и самого руководителя.


Анализ педагогической деятельности как процесс осмысления педагогического опыта, положительного или отрицательного,  является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Выявление несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит учителя на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.


В соответствии с проводимым в школе  анкетированием профессиональных затруднений, которое обеспечивает определение учителем круга затруднений, в том числе и по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ,  планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи, решается следующая задача:

4. Моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого- педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер.


Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителей и их умения, с другой стороны – их проблемы. Кроме того, он даёт возможность определить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы школы: педсовет, заседания школьных МО, проблемных групп, самообразование учителя, педагогическая мастерская, открытые уроки, аттестация учителя. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к саморефлексии.


Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа», наряду с предоставлением образовательным учреждениям, педагогам и учащимся возможностей улучшения своих материальных, научно-методических, организационных и других условий, затрагивает глубинный, внутренний ресурс развития образования, а именно, профессиональную мотивацию педагогов, что отражено и в обозначенной проблеме:

5. Мотивирование успешности педагогов профессионального объединения, повышающих свой уровень самообразования, свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, что оказывает стратегическое влияние на результаты  деятельности.


Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности. Для повышения мотивации педагога предлагаются различные меры его стимулирования.

 

Направления усиления мотивации профессиональной деятельности учителя.

Направление усиления мотивации профессиональной деятельности учителя

Характеристики

направления

Результаты педагога

в реализации данного

направления

1

Удовлетворение материальных потребностей педагогов

Достигается через:

- заработную плату (должна соответствовать выполненной работе);

- возможность приобретения нужных вещей (предметов обихода, научно-ме­тодической и учебной литературы, и т.д.).

1. Участие в конкурсе ПНПО. 2.  Значительное материальное вознаграждение за победу в конкурсе (200 т. руб. – педагогу).

2

Удовлетворение социальных потребностей педагогов

Достигается через:

- информированность (зна­комство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха);

- общение с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания и функционирования профессиональных сообществ и т.д.).

1. Участие в ПНПО как на федеральном, так и на региональном уровнях, получили широкое освещение в СМИ микрорайона.

2. До сведения всех участников конкурса доводятся критерии отбора и участия в конкурсе («критерии успеха»).

3. Консультации   по подготовке учителей к участию в конкурсе «Лучший учитель», участвующих в конкурсе в рамках ПНПО.

4. Педагоги – победители конкурса в рамках ПНПО активно транслируют свой опыт.

5. Работа  профсоюзной организации по улучшению жилищных и материальных условий жизни педагогов.

3

Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации

Достигается через:

- разработку и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры.

1. Новый уровень социальной  значимости профессии педагога положительно сказывается на имидже учителя школы, способствует признанию заслуг.

2. Программа развития школы предполагает меры стимулирования по профессионально-личностному развитию педагогов.

 

Их можно классифицировать в соответствии с тремя вышеуказанными основными направлениями. Следует отметить, что учителя – это особая каста, которая, как правило, проявляет серьёзный интерес к усовершенствованию своего профессионального мастерства.


В период освоения педагогическим коллективом нововведений появляется острая нужда в квалифицированных кадрах, способных и имеющих желание самостоятельно и правильно войти в инновационные процессы. Труд каждого учителя неразрывно связан с деятельностью педагогического коллек­тива. Критерий работы отдельного педа­гога и всего коллектива один: приобретенные практические знания и умения, ценностные ориентиры выпуск­ника школы. Следовательно, чем теснее и органичнее эта связь, взаимодействие, тем выше конечный результат.


Невозможно достичь заметных успехов усилиями только админи­страции или отдельной группы учителей, поскольку рост профессионализма — ре­зультат деятельности коллектива едино­мышленников. Система творческого взаимодействия педагогов в рамках деятельности методического объединения спо­собствует накоплению знаний, росту со­циальной и профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед школой.


А имидж школы имеет достаточно высокую рейтинговую оценку среди образовательных учреждений города, что обеспечивается активной диссеминацией передового опыта наших педагогов в форме публикаций и участия в профессиональных конкурсах.  Опыт педагогов на протяжении ряда лет транслируется в научно-методических изданиях регионального и федерального уровней, размещается на сайтах электронных ресурсов: 153 публикации методических материалов и разработок уроков за три года размещены на федеральных сайтах rusedu.ru, 4 stupeni.ru,ProШколу.ry, festival.1september.ru, Издательского дома «Методист» -  www. Metodraz.ru и в сборнике тезисов участников Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», проводимом Издательским Домом «Первое сентября», из них 73 – в 2010-2011 учебном году. Результаты участия в профессиональных конкурсах, в научно-практических конференциях, семинарах, форумах, мастер-классах, представлены в показателях результативности методической службы за этот учебный год. Наиболее значимые:

Всероссийский уровень

  • Конкурс учебно-методических разработок «Педагогический олимп»
  • I Всероссийский дистанционный конкурс «Творческая лаборатория педагога»
  • Интернет-конкурс «Моя педагогическая инициатива»
  • Всероссийский дистанционный конкурс  «Конкурс инновационных программ, проектов и методических разработок в области образования»
  • Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»
  • Международный уровень
  • Международный конкурс «Мультимедиа урок в школе» направление «Интегрированный урок»

Таким образом, мотивация педагога является тем ключевым условием, которое определяет успешность, эффективность его деятельности.


Современная профессиональная деятельность педагога требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет индивидуальности, способность гибко перестраивать содержание и направление своей деятельности в связи со сменой социальных ориентаций.

Но для того, чтобы решить поставленную задачу развития инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления, повышения методической культуры учителей педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании.


Учитель  реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности. В качестве предпосылок обеспечения развития личностного и профессионального потенциала учителя в методических объединениях выступают индивидуальные планы развития педагогов, планирование методической работы каждого МО, где включены все вопросы, связанные с проведением итоговой аттестации в формате ЕГЭ, различные формы методической учёбы.


Процесс обучения предполагает также взаимосвязь совместной деятельности методических объединений и самого педагога. Это  совместные заседания МО школы по вопросам «Характерные черты современного образования и средства визуализации в работе учителя-предметника», «Использование интерактивной доски на уроках математики, русского языка, географии, иностранных языков», «Технология развития критического мышления обучающихся: компетентностный подход».


На основе вышесказанного можно сделать вывод, что развитие личностного и профессионального потенциала преподавателя заключается в совершенствовании себя и своей деятельности, осознании себя творческой индивидуальностью, а также в освоении новых рефлексивных педтехнологий. Из 77 педагогов в инновационном процессе задействованы 66 учителей, в том числе и все учителя тех методических объединений, по предметам которых обучающиеся сдают ЕГЭ в обязательном формате и по выбору.


Задача  проведения мониторинга качества образования, направленного на объективную оценку труда педагогов методического объединения– прерогатива педагогической и управленческой деятельности, так как одним из главных критериев результативности деятельности школы и каждого учителя является все более широкое участие в развитии общероссийской системы независимой объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников,  формой которой стал Единый государственный экзамен. Основным результатом деятельности школы является выполнение государственных образовательных стандартов.


В государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам (русский язык и математика) в 2010 году приняло участие 89 обучающихся (из них 9 экстернов) 11-х классов.


В 2010 году ЕГЭ проводился по 12 общеобразовательным предметам. Выпускники нашей школы  приняли участие по 11 предметам.


Исходя из этого,  мы можем говорить о рейтинге преподаваемого предмета. Ведь выпускник выбирает предмет в формате ЕГЭ, если он уверен в своих знаниях.


Первую позицию по количеству участников занимает - обществознание (58,43% от числа выпускников); вторую -  история (32,58%); третью - физика (22,47%).


При сравнении показателей общей успеваемости выпускников нашей школы со средними показателями по России, ЯНАО  можно констатировать следующие выводы:

- показатель общей успеваемости составил 100%  по предметам – русский язык, химия, физика, биология, английский язык, литература, информатика и ИКТ, география;

- по 10 предметам (русский язык, математика, биология, физика, химия, обществознание, английский язык, литература, информатика и ИКТ, география)  наши выпускники показали более  высокие результаты, чем средние по России и ЯНАО.


Анализ общей успеваемости нашей школы выявил следующее:

-  по обязательным предметам успешно сдали ЕГЭ по русскому языку. Не прошла минимальный порог по математике 1 выпускница (экстерн);

-  по предметам по выбору: по химии, физике, биологии, английскому языку, географии, информатике, литературе  показатель общей успеваемости составил 100%.

- по предметам по выбору не преодолели минимальный порог: по обществознанию 1 ученик (1,92%), истории - 3 ученика (10,4%).


Общие выводы:

Успешно сдали экзамены: 80 (+8 экстернов) выпускников средней школы, а именно:

  • окончили на «4» и «5»  35 учащихся  11-х классов  (32%);
  • награждены Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных  предметов» 18 учащихся 11-х классов;
  • награждены золотой медалью 1 обучающийся и серебряными медалями 2 обучающихся.

С целью создания наиболее целостного, системного представления о продвижении педагога в росте его профессионального мастерства решением педсовета организована работа по заполнению карт индивидуального развития преподавателя, дающих возможность проанализировать самооценку перспективы развития и результаты практической деятельности, объективно оценить уровень развития творческого потенциала каждого учителя, учитывая этот результат при определении рейтинга педагога внутри методического объединения и методического объединения по школе в целом. Это результат мониторинга рейтинговой оценки деятельности методических объединений.


По  итогам смотра работы методических объединений и рейтинговой оценки учителей методических объединений  школы на высоком методическом и профессиональном уровне стабильно работают школьные методические объединения учителей естественных наук (рук. Колдыркаева Г. И.) – I место в рейтинге,  иностранных языков (рук. Зинатуллина Ф. Ф.) – II место в рейтинге,  общественных наук (рук. Гимаева Г. М.) -  III место в рейтинге,  где рассматриваемые теоретические вопросы находят отражение в практической деятельности   не только на уроках, но и во внеклассной работе непосредственно по предмету.


В связи с существенными изменениями, происходящими в образовательном учреждении возрастает потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей  деятельности. Мониторинг внутришкольного контроля является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого в содержание образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, для принятия эффективных управленческих решений, что обуславливает завершающую задачу:

9. Совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов в рамках методического объединения.


Поэтому на контроле стоят актуальные вопросы инновационной деятельности методических объединений и проблемных групп: Планирование работы методических объединений по ликвидации недочетов, выявленных в ходе  проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников.

  • Работа методических объединений с учителями-предметниками по содержанию и правилам подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
  • Эффективность использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе (ежегодно разные МО).
  • Работа МО учителей-предметников по вопросу обмена инновационным педагогическим опытом в рамках реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
  • Система работы учителя по реализации деятельностного подхода к обучению учащихся на уроках русского языка.
  • Деятельность МО  учителей естественного цикла.
  • Деятельность МО учителей цикла общественных наук.
  • Работа педагогов  по темам самообразования в контексте инновационных технологий.
  • Работа предметных и цикловых методических объединений школы, творческих проблемных групп.
  • Работа творческой группы педагогов по реализации проектной деятельности
  • Деятельность творческой группы педагогов по реализации национально-регионального компонента в рамках деятельности базовой (опорной) школы по данному направлению.

По результатам  контроля деятельность большинства предметных и цикловых методических объединений отличается высоким уровнем содержания, разнообразием форм и методов методической работы, а главное, результативностью.


Но вместе с тем результаты деятельности школьных методических объединений  позволяет выделить проблемы, на которых необходимо сосредоточить усилия:

необходимо продолжить работу по 

  • созданию психологических, организационно-педагогических и информационных условий  для перехода на новую форму аттестации педагогов;
  • совершенствованию системы контроля за исполнением принимаемых решений;
  • повышению эффективности использования электронных образовательных ресурсов и программного обеспечения;
  • созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;
  • совершенствованию работы с  учащимися с повышенной мотивацией в основной и старшей школе; 
  • активизации работы методических объединений учителей русского языка и литературы, математики и информатики.



Назад к списку

Комментарии
Да Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность.
Дзулпата

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*