Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Историко-философский анализ феномена российского патриотизма

25.05.2015 2043 3926
Ананьева Анастасия Николаевна
Ананьева Анастасия Николаевна, преподаватель

Пастухова Елена Владимировна, преподаватель

Ананьев Сергей Алексеевич, преподаватель

Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина

Ананьев Сергей Алексеевич, преподаватель, к.ф.н.

ГБОУ СПО «Волжский политехнический техникум»,

Ананьева Анастасия Николаевна, преподаватель

ГАОУ СПО «Волгоградский профессионально-технический колледж»,

Пастухова Елена Владимировна, преподаватель

ГАОУ СПО «Волгоградский профессионально-технический колледж»

 

Патриотические идеи начинают свое развитие в эпоху античной философии. В структуре обязанностей гражданина долг перед Отечеством всегда занимал первое место. Важно обратить внимание на субъектно - объектый подход к изучению патриотизма, где место субъекта занимает гражданин, а объектом выступает государство.

Для эпохи феодализма характерно вмешательство религиозной идеологии в отношения личности и государства. Церковь придавала религиозное значение земному Отечеству. Следует учитывать, что помимо «града земного» есть и другое Отечество — «град божий», перед которым у человека есть свои обязательства (Августин Аврелий) [6].

Со временем отношение к патриотизму изменяется с чувственно-эмоционального на рациональный - идеологический уровень. Патриотизм Нового времени избавляется от тоталитарного воздействия религии. В период французской революции понятие «патриот» находит свое место в политических словарях.

На много позже в советский период рождается понятие «советский патриотизм» утверждавший что, формирования нового типа патриотизма может быть связано только с ликвидацией эксплуататорских классов и установления диктатуры пролетариата [5].

И вот сейчас мы стоим на заре ХХI века когда патриотизм как явление общественного сознания, вторичен по отношению к общественному бытию. Это говорит о том, что в бесконечном многообразии явлений, процессов, объектов, свойств общественного бытия содержится и такой объект, отражением которого является патриотизм. Этим объектом является Отечество. Следует заметить, что патриотизм неразрывно связан с Отечеством не только как объект и его отражение в сознании, но и этимологически: слово «патриотизм» происходит от греческих слов отечество и соотечественник.

Из истории нашей страны мы можем наблюдать, какой огромный потенциал заложен духовной и творческой энергии населения, личного состава армии, в патриотизме который используется явно недостаточно или неумело.

Все чаще патриотические идеалы мы начинаем встречать в произведениях датируемых XII-XIII веками «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли русской» и др. В этих произведениях прослеживается стремление к сплочению Земли Русской о ее суверенитете, а также личной ответственности человека за свои действия.

Патриотическая психология того времени начинает формироваться в отождествлении отечества с царем, а в последствии с монархией без привязки к конкретной личности. Так, участие человека в жизни страны расценивается, прежде всего, с точки зрения его пользы монархическому государству. Также символом патриотизма наравне с монархией остается православная вера. Одним из самых распространенных патриотических призывов того времени был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия Церкви, и за свои души, и за свое отечество, и за достояние, еже нам Господь дал» [1].

Принято считать, что в XVII веке в России происходит оформление патриотических идей и убеждений. Происходит проработка целого комплекса идей. Утверждается, что любовь к Родине – это черта, присущая всякому настоящему гражданину. Идея патриотизма получает свое теоретическое обоснование «общего блага» и условия соединения людей в общество. В соответствии с этим идеалом новая патриотическая идеология включает в себя требование службы правителя и его поданных во имя общего блага Отечества. Идеалом политического деятеля является человек, заботящийся об общем благе России.

Период с конца XVIII и до начала XX века считается наиболее плодотворным периодом творчества философской мысли, вопрос патриотизма широко и остро обсуждается славянофилами и западниками. В книге «Самопознание» Н.А.Бердяев пишет: «Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России, о ее призвании в мире». Идеи заимствования и развития по западноевропейскому пути отстаивают и пропагандируют П.Я.Чаадаев, В.П.Боткин, И.И.Панаев и другие. Славянофилы А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, П.В.Киреевский, И.С.Аксаков, В.И.Даль, С.Т.Аксаков Ф.И.Тютчев, А.А.Григорьев и др. отстаивают идею самобытности России, ее особого пути в историческом процессе. Фундаментальными ценностями для славянофилов являются народ, вера, свобода, государство и Отечество [2].

Острые споры по вопросам патриотизма разворачивается между славянофилами и революционерами-демократами. И славянофилы, и революционеры-демократы последней инстанцией в определении судеб России считают народ. Революционные демократы ведут борьбу против тех, кто под флагом патриотизма пытается пропагандировать национализм, шовинизм и космополитизм. Они борются против принижения русского народа как западниками, преклоняющимися перед культурой западноевропейских стран, так и славянофилами, превозносящими самодержавие.

В.И.Ленин, давая определение патриотизма, пишет, что это «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [5]. Ленинское определение показывает, что патриотизм - явление не расовое, не биологическое, а социально-историческое, порожденное многовековым периодом существования «обособленных отечеств». Как историческая категория патриотизм возникает вместе с появлением «обособленных отечеств» и существует до тех пор, пока существуют отдельные отечества. После Октябрьской революции понятие патриотизма выходит на качественной иной уровень по мнению С.Ю.Ивановой, марксистско-ленинское «отвержение патриотической идеи оправдывается не только тем, что патриотизм не свойственен международной буржуазии, но и новой мессианской идеей о всемирном освобождении пролетариата» [4].

Объясняя природу советского патриотизма, ряд исследователей придерживаются точки зрения, что отношение к Отечеству в массовом сознании и в официальной трактовке сочетало в себе два начала: «новое- советское, и старое, традиционно-русское». Главной отличительной чертой советского патриотизма является любовь к родной земле, к своему народу и его культуре, «безграничная преданность советских людей советскому общественному строю, своему социалистическому Отечеству, делу коммунизма». Невольно, приходят в голову слова популярной песни советских времён: «Мой адрес - Не дом и не улица, Мой адрес - Советский Союз».

Не стоит упускать труды русских философов в эмиграции. Их оппозиционные религиозные взгляды также не теряют актуальности, и по сей день. С.Н.Булгаков считает патриотизм - сложным религиозным переплетением понятий большой и малой Родины. В своей работе «Моя Родина» он пишет: «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследуемыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через Родину и с матерью-землею и со всем Божиим творением» [3].

Сейчас, в современной действительности происходит в обществе, формирование нового определения патриотизма. В связи с тем, что основной части современной молодежи дух патриотизма не знаком и основная ценность для них личные материальные блага. Основным долгом каждого гражданина и патриота, является оказание всемерной помощи, тем немногим организациям, объединениям патриотической направленности, отдельным энтузиастам, которые, несмотря ни на что, продолжают заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Исходя из этого актуальное значение приобретает, борьба за молодое поколение, в котором и есть будущее России. С учетом развития современных тенденций в общественной жизни России, необходимо переосмысление ценностных основ патриотического воспитания. Духовным стержнем патриотического воспитания является общенациональная идея, которая обеспечивает преемственность традиционных духовно - нравственных ценностей. Назрела необходимость внесения изменений в деятельность соответствующих государственных институтов, имеющих отношение к формированию важнейших ценностей в процессе патриотического и других видов воспитания граждан страны. Национальная идея, основанная на российских традициях, формирует национальную идеологический образ нашей страны, задаёт историческую миссию российской цивилизации и придаёт смысл, существованию России, являясь духовной основой национального единения, пробуждает национальную энергию граждан.

Патриотизм неразрывно связан с такими понятиями, как гордость за нацию и самосознание гражданского общества, он представляет собой более широкое понятие, так как патриотизм имеет не столь этнический смысл - сколько означает преданность государству. Причастность к государству, чувство не разрывной связи с обществом в котором живёт гражданин и есть патриотизм [7]. Данное понятие идет неразрывно со становлением личности, подтверждая утверждения идеей немецкого педагога Георга Кершенштайнера автора гражданского воспитания. Но в условиях современного, постоянно изменяющегося российского общества. Происходит постоянная подмена понятий, изменение ценностей. Происходит замена понятий с истинных на ложные. Почему пропали из лексикона современного гражданина такие простые слова, как милосердие, любовь к ближнему, послушание и смирение? Почему слово страсть в сознании современного человека не ассоциируется с болезнью и завистью и с чем связано, что слово свобода мы сопоставляем лишь как возможность выбора?

Основываясь на изложенном, можно с уверенностью говорить о выделении в российском понятии патриотизма различных социокультурных компонентов:

  • аффективного - патриотизма как возвышенное чувство любви к современной России. Патриотизм определяется, как социальное чувство, как нравственный политический принцип, содержащий социальное чувство любви к Отечеству, гордость за его про­шлое и настоящее и стремление защищать интересы страны, в основе которой лежит ценностное отношение «личность- родина»;
  • когнитивного - неопровержимая связь истории Отечества с патриотичностью субъектов, выполняющего оценочную функции. Человек отождествляет, осмысливает свое отношение к Родине на основе того знания о стра­не, патриотизме которое сформировалось в его сознании;
  • конативного (деятельностного) - патриотизм связан не только с чувст­вом, но и с осознанной деятельностью гражданина по его действиям в отношении к государству. Человек старается проявить свои убеждения, формируя свои умения непосредственно в практической деятельности.

 

Список литературы

  1. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М.: Онега,1994. -252 с.
  2. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 205 с.
  3. Булгаков С.Н. Моя Родина: К 125-летию со дня рождения: Избранное / С.Н. Булгаков ; сост. А.П. Олейникова, Л.А. Беляева, А.Ю. Максимов. – Орел : Изд-во Орловской гос.телерадиовещат.компании, 1996 . – 240 с
  4. Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России./С.Ю.Иванова; М-во образования Рос.Федерации, Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.- 299 с.
  5. Ленин В.И. Речь на собрании 20 ноября 1918 г., посвященном чествованию В.И.Ленина. Краткий газетный отчет (198-199) //Полн. собр. соч. 5-е изд. – М.: Политиздат. – Т. 37. – 190 с.
  6. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени: пер. с нем. / К.Г. Юнг. М.: Прогресс. Универс, 1994. - 329 с.
  7. Янов А.Л. Патриотизм и национализм в России, 1825-1921 / А.Л. Янов. 2-е изд. - М.: Академкнига, 2002. - 398 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*