Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ воспитании и обучении первокурсников больше вопросов, чем ответов.
Студент не может быть ни субъектом, ни объектом воспитания. Он должен быть Человеком для каждого из нас на всех этапах его учебы.
Задача педагога - познать подростка, помочь ему влиться в студенческую жизнь.
На первый курс к нам приходят студенты подросткового возраста. Это период «бури и натиска», переход от детства к взрослой жизни. Каждый из подростков стремится занять место в коллективе, но не всегда может это сделать в силу разных обстоятельств. С одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, с другой - возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я.
В связи с этим на плечи преподавателей ложится двойная задача: обучающая и воспитывающая. Каждый день словом, действием, поступками мы оказываем влияние на студента. Без этого нет воспитания.
Одним из основных качеств преподавателя является способность влиять на студента. «Если мы хотим, чтобы подросток пришел к нам за помощью, открыл вам свою душу - мы должны беречь именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимаются болезненно» (В.А. Сухомлинский).
В мире существует много культур, но не существует культуры воспитания подростков.
Вот почему можно сказать, что приходящие в техникум подростки - это всегда вопрос, обращенный к нам, к педагогам!
Подросток приносит в техникум воздух своей семьи! Работу с подростком преподаватель начинает с чистого листа, опираясь на то, что подросток уже приобрел, усвоил в своей семье.
Часто могу наблюдать: студент ставит подножку, товарищ нападает, ему больно и неловко. А у меня в душе волна возмущения: кто же успел уже наследить в его душе, научил делать пакости людям, а не быть открытым, доверчивым, доброжелательным?
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания» (К.Д Ушинский).
Цель моей работы и состоит в том, чтобы поделиться своим опытом работы с подростками, выработанным в течение длительной педагогической деятельности.
Процесс адаптации первокурсников сложен и многогранен
Опыт на работы со студентами на базе среднего профессионального образования показал, что большинство из них не имеют четкого представления о будущей профессии, профиле своей деятельности по избранной специальности.
Под профессиональной адаптацией студентов следует понимать приспособление к содержанию, характеру, формам и методам учебно-воспитательного процесса в техникуме.
Основной причиной необходимости профессиональной адаптации является отсутствие тесной связи в обучении между школой и средними специальными учебными заведениями. При зачислении абитуриента в техникум учитываются результаты успеваемости в школе. Вне поля зрения остается информация о результатах воспитания, особенностях личности студентов первокурсников.
В студенческие группы приходят юноши и девушки, имеющий различный опыт общественных отношений, неодинаковый уровень знаний, различную степень развития морально-волевых качеств личности.
Перед администрацией, общественными организациями, классными руководителями студенческих групп стоят ответственные задачи по воспитанию специалиста.
Для выработки стратегии и тактики, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к учебному заведению, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, мотивы и уровень притязаний, самооценку, способность к самостоятельной регуляции поведения и т.д.
Студенты на первых порах чувствуют себя дискомфортно, новые условия их деятельности - это качественно иная система отношений.
Процесс адаптации студентов включает в себя 3 компонента: дидактический, социально-психологический, профессиональный компонент.
Первый этап адаптации относится к тому периоду, когда у студента доминирует представление об учебном заведении, которые он получил в школе. В этот период адаптация особенно затрудняется «невниманием» к нему преподавателя, количественной неопределенностью подлежащего усвоению материала, необходимостью синтезировать материалы лекции, учебника, необходимостью работать самостоятельно.
Второй период адаптации связан с укреплением статуса студента и переходом к специализации.
В третьем периоде процесса начинается формирование у студента профессиональной психологии.
Для того чтобы приспособить студентов к учебно-воспитательному процессу в учебном заведении, необходимо предусмотреть целый ряд адаптирующих условий:
Велика роль классного руководителя в период адаптации.
Говоря о своих настоящих воспитателях, студенты, прежде всего, называют родителей, книги, учителей, классного руководителя и т.д. Если студенты группы отводят главную роль в этом процессе классному руководителю, то значит, он смог правильно подобрать воспитательные моменты, а если нет, то необходимо задуматься и поменять свой подход к воспитанию, т.к. авторитет классного руководителя отсутствует.
Учебно-воспитательные встречи с первокурсниками
Под учебно-воспитательными встречами следует понимать встречи, предполагающие оказать методическую помощь студентам в учебной работе. К ним относятся встречи с директором, зав. отделением, председателями ПЦК, студентами-отличниками. В ходе этих встреч необходимо обращать внимание на такие важные моменты: права и обязанности студентов, режим для них, порядок назначения стипендий, требования к сдаче зачетов и экзаменов, традиции техникума и их воспитательное значение, положение о предварительной и промежуточной аттестациях.
Встречи первокурсников с отличниками можно организовать несколько раз в семестр. Такие встречи носят характер обмена опытом. На этих встречах рассматриваются более узкие вопросы: краткие сведения студента-отличника о себе; сфера его общественной деятельности; распределение рабочего и свободного времени; сочетание успешной учебы и общественной работы; опыт подготовки к сдаче зачетов и экзаменов; сфера общения, выбор друзей, организация и взаимопомощь.
Поступление в техникум для молодого человека является положительным моментом в жизни, поэтому важно с первых дней включить студента в активную жизнь. Мною разработана программа адаптации студентов нового набора. Она может быть реализована только в случае совместной работы психолога техникума, социального педагога, преподавателей и родителей студентов.
Такая работа начинается с:
В воспитательной работе важно взаимодействие педагогов и родителей. Родительские собрания (общетехникумовские, групповые, тематические), можно организовывать вместе со студентами в форме «кафе», спектаклей, в котором выступят студенты, собраний на природе у костра, в форме игр. Проводить их в форме пресс-коференции, с приглашением специалистов, или в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов. Можно организовать собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания. Лучше всего, когда в поведении собрания активную роль играют сами родители.
У родителей только тогда появляется любовь к техникуму и группе, когда они активно принимают участие в ее жизни. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, преподаватели-предметники.
Родительское собрание-монолог классного руководителя – наименее удачная форма его проведения. Важно всегда помнить особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были бурны и шумны дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается.
Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации. Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллектива.
Мудрость педагога, классного руководителя, заведующего отделением, заключается в том, чтобы увидеть хорошие стороны у студентов, уметь похвалить, настроить и подзадорить.
«Оставаться такими, какие есть, мы не можем. Воспитывать не умеем, не в праве, но так как воспитывать все-таки нужно…, то вопрос о великой реформе в нас самих принудительно встает перед нами» - писал русский религиозный философ, литературный критик и публицист В. Розанов.
Обобщая опыт своей работы, я бы хотела, чтобы и педагоги и родители не только учили подростков, но и учились бы у них сами, ведь не смотря на юный возраст, они обладают особой мудростью и видят мир иначе.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.