Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Подросток – вопрос, обращенный к нам» (из опыта педагогической работы)

22.05.2015 248 334
Жаурова Лидия Александровна
Жаурова Лидия Александровна, зав. отделением, преподаватель высшей квалификационной категории

Волжский политехнический техникум

В воспитании и обучении первокурсников больше вопросов, чем ответов.

Студент не может быть ни субъектом, ни объектом воспитания. Он должен быть Человеком для каждого из нас на всех этапах его учебы.

Задача педагога - познать подростка, помочь ему влиться в студенческую жизнь.

На первый курс к нам приходят студенты подросткового возраста. Это период «бури и натиска», переход от детства к взрослой жизни. Каждый из подростков стремится занять место в коллективе, но не всегда может это сделать в силу разных обстоятельств. С одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, с другой - возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я.

В связи с этим на плечи преподавателей ложится двойная задача: обучающая и воспитывающая. Каждый день словом, действием, поступками мы оказываем влияние на студента. Без этого нет воспитания.

Одним из основных качеств преподавателя является способность влиять на студента. «Если мы хотим, чтобы подросток пришел к нам за помощью, открыл вам свою душу - мы должны беречь именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимаются болезненно» (В.А. Сухомлинский).

В мире существует много культур, но не существует культуры воспитания подростков.

Вот почему можно сказать, что приходящие в техникум подростки - это всегда вопрос, обращенный к нам, к педагогам!

Подросток приносит в техникум воздух своей семьи! Работу с подростком преподаватель начинает с чистого листа, опираясь на то, что подросток уже приобрел, усвоил в своей семье.

Часто могу наблюдать: студент ставит подножку, товарищ нападает, ему больно и неловко. А у меня в душе волна возмущения: кто же успел уже наследить в его душе, научил делать пакости людям, а не быть открытым, доверчивым, доброжелательным?

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания» (К.Д Ушинский).

Цель моей работы и состоит в том, чтобы поделиться своим опытом работы с подростками, выработанным в течение длительной педагогической деятельности.

Процесс адаптации первокурсников сложен и многогранен

Опыт на работы со студентами на базе среднего профессионального образования показал, что большинство из них не имеют четкого представления о будущей профессии, профиле своей деятельности по избранной специальности.

Под профессиональной адаптацией студентов следует понимать приспособление к содержанию, характеру, формам и методам учебно-воспитательного процесса в техникуме.

Основной причиной необходимости профессиональной адаптации является отсутствие тесной связи в обучении между школой и средними специальными учебными заведениями. При зачислении абитуриента в техникум учитываются результаты успеваемости в школе. Вне поля зрения остается информация о результатах воспитания, особенностях личности студентов первокурсников.

В студенческие группы приходят юноши и девушки, имеющий различный опыт общественных отношений, неодинаковый уровень знаний, различную степень развития морально-волевых качеств личности.

Перед администрацией, общественными организациями, классными руководителями студенческих групп стоят ответственные задачи по воспитанию специалиста.

Для выработки стратегии и тактики, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к учебному заведению, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, мотивы и уровень притязаний, самооценку, способность к самостоятельной регуляции поведения и т.д.

Студенты на первых порах чувствуют себя дискомфортно, новые условия их деятельности - это качественно иная система отношений.

Процесс адаптации студентов включает в себя 3 компонента: дидактический, социально-психологический, профессиональный компонент.

Первый этап адаптации относится к тому периоду, когда у студента доминирует представление об учебном заведении, которые он получил в школе. В этот период адаптация особенно затрудняется «невниманием» к нему преподавателя, количественной неопределенностью подлежащего усвоению материала, необходимостью синтезировать материалы лекции, учебника, необходимостью работать самостоятельно.

Второй период адаптации связан с укреплением статуса студента и переходом к специализации.

В третьем периоде процесса начинается формирование у студента профессиональной психологии.

Для того чтобы приспособить студентов к учебно-воспитательному процессу в учебном заведении, необходимо предусмотреть целый ряд адаптирующих условий:

  1. Практика контролирующих форм обучения;
  2. Продуманная методика проведения занятий;
  3. Введение системы дополнительных занятий для студентов-первокурсников по наиболее сложным для усвоения дисциплинам;
  4. Встречи с выпускниками техникума;
  5. Работа общественных организаций с группами 1 курса;
  6. Подбор ведущих специалистов-преподавателей для учебной и воспитательной работы на первом курсе;
  7. Введение уже на первый курс новых учебных дисциплин, повышающих общий культурный уровень и интерес к процессу обучения в целом;
  8. Организация работы «школы классных руководителей» для преподавателей: обязательное проведение тематических часов с обсуждением проблем успеваемости и посещаемости, итогов аттестации и экзаменационных сессий;
  9. Тесный контакт классных руководителей, с зав. отделением, и с родителями.

Велика роль классного руководителя в период адаптации.

  1. Для того чтобы всесторонне изучать личность студентов-первокурсников, знать мотивы их поступков, можно использовать следующие приемы: дать характеристику-рекомендацию своему другу. Истинная цель данного задания - самооценка студентов при характеристике друга. Большая часть студентов, рассказывая о своем друге, называли те черты характера, которые в какой-то степени присущи им, или которые они хотели бы воспитать в себе.

Говоря о своих настоящих воспитателях, студенты, прежде всего, называют родителей, книги, учителей, классного руководителя и т.д. Если студенты группы отводят главную роль в этом процессе классному руководителю, то значит, он смог правильно подобрать воспитательные моменты, а если нет, то необходимо задуматься и поменять свой подход к воспитанию, т.к. авторитет классного руководителя отсутствует.

  1. Косвенным вопросом для студентов может быть: «Ваше представление об идеальном преподавателе и идеальном студенте техникума?». Идеальным преподавателем студенты считают такого человека, у которого наряду с высокой эрудицией, отличными знаниями предмета, умением передавать свои знания студентам, возбуждая у них стремление постоянно их пополнять, воспитаны и высокие моральные качества, и, прежде всего - убежденность, принципиальность, уважение личности студентов. Многие студенты считают, что преподаватель в поисках взаимоотношений не должен «сюсюкать», заискивать, а быть строгим, требовательным, иметь развитое чувство юмора, и должен уважать студентов как личностей.
  2. На вопрос «Были ли за время обучения в школе нелюбимые учителя?», можно выяснить, что студентам не нравится в учителях самодовольство, нетактичность, отсутствие уважительного отношения к обучаемым, отсутствие чувства юмора, плохую манеру изложения материала, небрежность в одежде, манерах обращения с коллегами и студентами.

Учебно-воспитательные встречи с первокурсниками

Под учебно-воспитательными встречами следует понимать встречи, предполагающие оказать методическую помощь студентам в учебной работе. К ним относятся встречи с директором, зав. отделением, председателями ПЦК, студентами-отличниками. В ходе этих встреч необходимо обращать внимание на такие важные моменты: права и обязанности студентов, режим для них, порядок назначения стипендий, требования к сдаче зачетов и экзаменов, традиции техникума и их воспитательное значение, положение о предварительной и промежуточной аттестациях.

Встречи первокурсников с отличниками можно организовать несколько раз в семестр. Такие встречи носят характер обмена опытом. На этих встречах рассматриваются более узкие вопросы: краткие сведения студента-отличника о себе; сфера его общественной деятельности; распределение рабочего и свободного времени; сочетание успешной учебы и общественной работы; опыт подготовки к сдаче зачетов и экзаменов; сфера общения, выбор друзей, организация и взаимопомощь.

Поступление в техникум для молодого человека является положительным моментом в жизни, поэтому важно с первых дней включить студента в активную жизнь. Мною разработана программа адаптации студентов нового набора. Она может быть реализована только в случае совместной работы психолога техникума, социального педагога, преподавателей и родителей студентов.

Такая работа начинается с:

  • Анкетирования студентов, которое поможет классному руководителю выявить индивидуальные особенности и увлечение студентов, сформирует общее представление о каждом.
  • Для сплочения коллектива, выявления лидера, формирования личности, проводим игру «Старт», в ходе которой можно увидеть талантливых студентов, которых можно привлечь к общественным делам.
  • Не менее важным мероприятием для сплочения коллектива группы является «Туристический слет». При подготовке к нему выявляются спортивные таланты. Классные руководители знакомятся со студентами в неофициальной обстановке за пределами техникума.
  • Воспитанию любви к избранной профессии способствуют посвящения студентов в ЭВТешки, КИПовцы, Химики, Механики и т.д.
  • Преподаватели физики и математики выпускают вместе со студентами физико-математические газеты, через музыкальное представление привлекают к «Путешествию по странам», а также проводят «Гимн профессии». Преподаватели физики проводят Брейн-ринги по темам. Преподаватели русского языка и литературы проводят литературные гостиные, а также приобщают студентов к посещению театров, выставок.
  • Патриотическое воспитание мы осуществляем через работу клубов «Атлант» и «Патриот».

В воспитательной работе важно взаимодействие педагогов и родителей. Родительские собрания (общетехникумовские, групповые, тематические), можно организовывать вместе со студентами в форме «кафе», спектаклей, в котором выступят студенты, собраний на природе у костра, в форме игр. Проводить их в форме пресс-коференции, с приглашением специалистов, или в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов. Можно организовать собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания. Лучше всего, когда в поведении собрания активную роль играют сами родители.

У родителей только тогда появляется любовь к техникуму и группе, когда они активно принимают участие в ее жизни. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, преподаватели-предметники.

Родительское собрание-монолог классного руководителя – наименее удачная форма его проведения. Важно всегда помнить особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были бурны и шумны дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается.

Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации. Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллектива.

Мудрость педагога, классного руководителя, заведующего отделением, заключается в том, чтобы увидеть хорошие стороны у студентов, уметь похвалить, настроить и подзадорить.

«Оставаться такими, какие есть, мы не можем. Воспитывать не умеем, не в праве, но так как воспитывать все-таки нужно…, то вопрос о великой реформе в нас самих принудительно встает перед нами» - писал русский религиозный философ, литературный критик и публицист В. Розанов.

Обобщая опыт своей работы, я бы хотела, чтобы и педагоги и родители не только учили подростков, но и учились бы у них сами, ведь не смотря на юный возраст, они обладают особой мудростью и видят мир иначе.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*