Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока по рассказам Михаила Зощенко с использованием технологии критического мышления (чтение с остановками)

22.05.2015 274 340
Бердинских Вера Петровна
Бердинских Вера Петровна, преподаватель литературы

Томский экономико-промышленный колледж

В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В современном мире и профессиональной деятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации. От современного человека требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Особое значение приобретает умение работать в группе, планировать свою деятельность, работать самостоятельно и оценивать результат своей деятельности.

Уроки по творчеству писателя XX века Михаила Зощенко разработаны с целью пробудить интерес обучающихся к чтению текстов художественных произведений, научить самостоятельно анализировать, постигать новый для современных читателей жанр cказа.

 

План урока

Цели урока:

  1. Постижение художественного своеобразия рассказов М. Зощенко: “Аристократка”, “Кризис”, “Нервные люди”, “Жертва революции”
  2. Получение навыков самостоятельной работы с текстом.
  3. Выработка умения работать в группе и оценивать свою работу.

Технология: Критическое мышление через чтение и письмо.

Прием: Чтение с остановками.

Средства обучения:

  1. Текст рассказов, информационный лист
  2. Таблицы для практической работы (заполняются учащимся в парах) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  3. Основа хронологической таблицы на доске.
  4. Критерии оценки работы в парах.
  5. Оценочные листы (чтение, комментарий, таблица) ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Деление группы на пары для совместной работы над текстом.

Условия заполнения оценочного листа обсуждаются со студенами.

 

Ход урока

I. Вызов

Какие факты биографии М. М. Зощенко (1895-1958) кажутся вам интересными?

Можно ли судьбу писателя назвать трагической?

Каковы судьбы его современников-писателей? (Есенин, Маяковский, Бабель)

Задание: Составить хронологическую таблицу биографии писателя.

  1. Осмысление

Чтение рассказа «Аристократка» (по рядам)

Первая остановка во время чтения

  • Каков герой времени, созданный Зощенко?
  • Почему с ним происходят какие-то нелепые случаи?
  • О чем и как он говорит?
  • Можно ли сказать, что ему не хватает слов?
  • Понимает ли он смысл иностранных слов, которые произносит?
  • Аристократка ли его спутница?
  • Ему можно посочувствовать?

Герой рассказа «Аристократка» малообразованный и малокультурный человек, занятый «мелочами жизни», постоянно находящийся в конфликте с окружающими, попадающий в нелепые и смешные ситуации.

Чтение и анализ рассказа «Кризис» (преподаватель)

Вторая остановка во время чтения

  • В чем сходство героев?
  • Как жизнь «в тесноте и обиде» сказывается на характере героя?
  • Какова речь героя? Это саморазоблачение?

Чтение и анализ рассказа «Нервные люди»

Третья остановка во время чтения

  • Что-то новое мы узнали о нашем герое?
  • Почему его можно назвать подлинным героем времени?       (не «железные челюсти» или «кожаные куртки»)
  • Есть ли сходство с «маленьким человеком» Чарли Чаплина?

Этот человек вырван революцией из привычного жизненного уклада и все свои силы тратит на борьбу с мелкими житейскими неурядицами, как маргинальная личность он отказался от прежних ценностей и не воспринял новых.

Чтение и анализ рассказа «Жертва революции»

Четвертая остановка во время чтения

  • В самом ли деле герой «жертва революции»?
  • Как он смешивает важное и незначительное?
  • Может ли герой измениться?
  • Есть ли сходство: «Великая американская пустыня расположена… под шляпой среднего человека» Д. Карнеги?

Подобная личность самодовольна и самодостаточна, способна к мимикрии, признает только культ силы, культ тоталитарного государства

  1. Рефлексия

Выполнение практической работы в парах.

Заполнение таблицы ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сформулировать проблемы героев рассказов М. Зощенко

Информационный лист. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Приложение 1

РАЗНООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ РАССКАЗОВ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО

(Практическая работа)

Михаил Зощенко вступает в литературу в первые послереволюционные годы. События революции потрясли не только государственное устройство, не только политические устои, но весь порядок жизни людей, которые пытаются найти себя в этом новом мире. Легко ли это? Почему герои рассказов М. Зощенко оказываются в нелепых и смешных ситуациях?

Задание: перечитайте указанные рассказы, проследите путь его героев, представьте себе заботы и проблемы, волновавшие писателя и его персонажей.

Рассказ

Проблемы

1. «Аристократка»

 

2. «Кризис»

 

3. «Нервные люди»

 

4. «Жертва революции»

 

Зачетный вопрос: Каков новый герой нового времени в изображении М. Зощенко?

 

Приложение 2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

 

А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.

  • Откуда, - говорю,- ты, гражданка? Из какого номера?
  • Я, - говорит, - из седьмого.
  • Пожалуйста, - говорю, - живите

И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду. Как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле водопровода и уборной? Действует?

  • Да, - отвечает, - действует.

И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц – привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович. “Аристократка

 

Одно только неудобно – по вечерам коммунальные жильцы лезут в ванную мыться.

На это время всей семьей приходится в коридор подаваться.

Я уж и то просил:

  • Граждане, говорю, купайтесь по субботам. Нельзя же, говорю, ежедневно купаться. Когда же, говорю, жить-то? Войдите в положение

А их, подлецов, тридцать два человека. И все ругаются. И, в случае чего, морду грозят набить.

Ну, что ж делать, - ничего не поделаешь. Живем как есть. “Кризис

 

Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то, что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой.

Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.

Главная причина – народ уж очень нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане.

Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастет. “Нервные люди

 

Список литературы

  1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Ч. 1 М.: Дрофа, 2011
  2. Зощенко М.М. Голубая книга. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002
  3. Чуракова Р.С. Формируем общие учебные навыки и способы работы с учебником. - Методист, 2005, № 4.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*