Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока по роману Евгения Замятина «Мы» использованием технологии критического мышления (чтение с остановками)

22.05.2015 225 304
Бердинских Вера Петровна
Бердинских Вера Петровна, преподаватель литературы

Томский экономико-промышленный колледж

Становление личности – сложный процесс. Одним из условий успешного обучения становится мотивация обучающегося и включение его в самостоятельную деятельность. Представленные методические материалы окажут помощь преподавателям литературы в поиске путей активизации познавательной деятельности обучающихся. Данная работа раскрывает использование приема «чтение с остановками» технологии критического мышления на уроках литературы.

В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В современном мире и профессиональной деятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации. От современного человека требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Особое значение приобретает умение работать в группе, планировать свою деятельность, работать самостоятельно и оценивать результат своей деятельности.

Урок по творчеству писателя XX века Евгения Замятина разработан с целью пробудить интерес обучающихся к чтению текстов художественных произведений, самостоятельно анализировать, постигать новый для современных читателей жанр антиутопии.

 

План урока

Цели урока:

  1. Осознание особенностей жанра антиутопии.
  2. Постижение художественного своеобразия романа “Мы”
  3. Получение навыков самостоятельной работы с текстом.
  4. Выработка умения работать в группе и оценивать свою работу.

Технология: Критическое мышление через чтение и письмо.

Прием: Чтение с остановками.

Средства обучения:

  1. Текст романа.
  2. Значение слов: утопия, антиутопия, гротеск на доске.
  3. Основа хронологической таблицы на доске.
  4. Критерии оценки работы в парах.
  5. Оценочные листы (чтение, комментарий, таблица) Приложение 1

Деление группы на пары для совместной работы над текстом.

Условия заполнения оценочного листа обсуждаются.

 

Ход урока

I. Вызов

  • Какие факты биографии Евгения Замятина (1894-1937) кажутся вам интересными? (Прочитать отрывки из документа: Письмо Сталину. Стр. 402:

«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой…так критика сделала из меня черта советской литературы. Основной причиной моей просьбы о разрешении мне вместе с женой выехать за границу – является безвыходное положение мое, как писателя, здесь, смертный приговор, вынесенный мне, как писателю,.здесь. »)

  • Как писатель оказался в эмиграции?

(Составить хронологическую таблицу: 1894. 1908. 1912. 1917. 1920. 1932.1937)

  • Почему роман Евгения Замятина «Мы», созданный в 1920 году, опубликован в России впервые в 1988 году? О чем может быть это произведение?

 

II. Осмысление

Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий эпизодов:

«Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛАВам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа. Обитающие на других планетах, - быть может. Еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически - безошибочное счастье. Наш долг заставить их быть счастливыми.»,

«Я, Д-503, строитель ИНТЕГРАЛА. – я только один из математиков Великого Государства. Пусть это «Мы» будет заглавием моих записей. Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства…» (Запись 1-ая, стр. 11-12)

Первая остановка во время чтения

  • Что мы узнали о жизни «идеального государства»?
  • Как оценить высказывание героя: «Наш долг заставить их быть счастливыми»
  • Как достигается всеобщее равенство в Едином государстве, рационально?
  • Почему роман назван «Мы»? МЫ – это сумма Я, или система взаимоотношений?
  • Как, на ваш взгляд, дальше может развиваться действие?

Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий эпизодов:

«Я подымаю глаза: О-90, конечно… Милая О! – мне всегда казалось, что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской нормы - и оттого вся кругло обточенная, и розовое О – рот – раскрыт навстречу каждому моему слову.» Запись 2-ая, стр. 14-15)

«Естественно, что подчинив себе голод… Единое Государство повело наступление против другого владыки мира – против Любви. Наконец и эта стихия была тоже побеждена. Т.е. организована, математизирована, и около 300 лет назад был провозглашен наш исторический «Lex sexualis»: «всякий из нумеров имеет право как на сексуальный продукт - на любой нумер» Запись 5-ая, стр. 28

Вторая остановка во время чтения

  • Можно назвать происходящее в романе гротескным преувеличением, пародией?
  • Что пародируется?
  • Все это в прошлом, в современной жизни этому нет места? ( Формулы красоты: 90-60-90, астрологические прогнозы)

Вывод:

Евгений Замятин в романе – антиутопии «Мы» гротескно изображает становление современного ему советского тоталитарного режима, его прогнозы долговременны, не изжиты и в современном обществе.

Краткий пересказ сюжета: Герой влюбился, чувствует себя «пещерным» человеком: мучится, ревнует, узнает о «врагах счастья»…

Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий эпизода:

«Я похолодел. Я знал, что это значит – показаться на улице позже 22 ½. Все мое сумасшествие – сразу как сдуло, Я – был я. Мне было ясно одно: я ненавижу ее, ненавижу ненавижу! (запись 10-ая, стр. 58),

«Будто пожар у древних – все стало багровымТолько бы вот так вот нести ее, нести, нести…» (запись 25-ая, стр. 128-129)

Третья остановка во время чтения

  • Почему герой чувствует себя «пещерным человеком»?
  • Человеческие ли качества проявляются в нем?
  • Как, на ваш взгляд, должен закончиться сюжет?

Чтение вслух, обсуждение в парах и комментарий отрывка: «Вечером в тот же день – за одним столом с Ним, с Благодетелем… Затем ее ввели под Колокол. У нее стало очень белое лицо, а так как глаза у нее темные и большие – то это было очень красиво» (запись 40-ая, стр. 199-200)

Четвертая остановка во время чтения

  • Удалось ли Д-503 остаться человеком? Зачетный вопрос.

 

III. Рефлексия

Ответить на зачетный вопрос: Удалось ли Д-503 остаться человеком?

Заполнение оценочного листа Приложение 1

Вывод:

Писатель убежден, что технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития не способствует улучшению человеческой породы, но может вытеснить человеческое в человеке. Обобщив опыт русской революции, он конструирует возможное отдаленное будущее человечества, создает роман-предупреждение, где идет борьба за то, чтобы человека (ему на пользу) загнать в раба, в обезличенный «нумер»

 

Приложение 1

Оценочный лист

Фамилия

Чтение

Комментарий

Зачетный вопрос

Итоговая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

Чтение – 1 балл

Комментарии – 1 балл

Письменный ответ оценивается по пятибалльной системе.

 

Список литературы

  1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Ч. 1. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Замятин Е.И. Мы. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002
  3. Чуракова Р.С. Формируем общие учебные навыки и способы работы с учебником. - Методист, 2005, № 4.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*