Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проект «Внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей»

16.12.2011 283 2298
Зырянова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования

Жукова Любовь Анатольевна, Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

1. Паспорт проекта


1.1. Социальный заказ (миссия) школы

Основная миссия школы состоит в подготовке всесторонне образованного и физически развитого ребёнка для его дальнейшего совершенствования,    непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией в сети Интернет и создает  условия, помогающие педагогам реализовать потенциальные возможности способных и одаренных детей, позволяет обучающимся проявить максимум самостоятельности в профессиональном самоопределении и планировании личностной карьеры.  При этом образовательные маршруты и траектории могу быть самыми разнообразными и всесторонне доступными.


Цель проекта - создание ресурсного методического дистанционного центра со своей программой, методическим обеспечением индивидуальной учебной деятельности одаренных детей, развитие творческих и умственных способностей через использование интерактивных технологий обучения посредством получения дистанционного образования в сотрудничестве с негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет» города Томска (далее НОУ «ОМУ»).


Основными задачами проекта являются:

  • создание индивидуальных образовательных программ для одаренных детей,  обеспечение техническими и компьютерными средствами обучения;
  • достижение нового качества образования с учётом независимой экспертизы учебных достижений обучающихся;
  • создание условий для успешной социализации и формирования конкурентоспособной личности;
  • формирование спектра ранних возможностей для построения карьеры


Проектирование является деятельностью, направленной на создание образа  желаемого будущего и выработку средств его достижения. Поэтому принципами проектирования образовательного проекта будут являться:

  1. Принцип оптимальной позиции при взаимодействии:  партнёрская позиция педагога,  ориентированная  на повышение  эффективности управления учебной деятельностью учащихся и  их инициативности.
  2. Принцип активности:  внедрение в реальную практическую деятельность педагогов и обучающихся научных знаний.  
  3. Принцип динамичности  образовательной среды: внедрение в образовательный процесс инновационных преобразований.
  4. Принцип гибкости и дифференциации открывает возможность для выбора учащимися уровней сложности и трудности содержания учебного материала в соответствии с их целями, реализация принципа гибкости создает  условия для дифференциации обучения, выявления и развития склонностей к профессиональному самоопределению.
  5. Принцип деятельности предполагает отводить большую часть учебного времени самостоятельной работе учащихся; реализация этого принципа придает учебной деятельности активный   осознанный характер.
  6. Принцип индивидуального целеполагания и рефлексивной деятельности:  осознание личных целей учения и саморазвития, согласованность целей ученика и учителя по конечному результату – продукту.


2. Обоснование необходимости проекта.


Необходимость создания и  реализации  проекта заключается в особенности территориальной расположенности микрорайона Вынгапуровский в 97 км от города Ноябрьска, удалённости его социокультурных, интеллектуальных и образовательных центров, что в значительной степени ограничивает возможность сетевого взаимодействия с указанными центрами в рамках города. Поэтому создание  ресурсного методического дистанционного центра на базе МОУ СОШ м-на Вынгапуровский для организации дистанционного обучения учащихся 7-9 и 10-11 классов по программам негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодёжный университет» является одним из интенсивных методов включения одаренных детей в самосозидающую и общественную жизнь микрорайона, города, страны. Данное направление запланировано в программе развития школы. На сегодняшний день возможности существующего ресурсного информационного центра на базе школьной библиотеки, материально-техническая база  школы  не в полной мере позволяют широко использовать интерактивные технологии для организации работы обучающихся по индивидуальным образовательным программам. Кадровые ресурсы способны обеспечить эффективную работу по применению дистанционных технологий  во взаимодействии с одаренными детьми.Анализ существующей ситуации по дополнительным показателям качества образовательного процесса показал, что с 2005 года на протяжении ряда лет отсутствуют качественные результаты олимпиадного движения, участия в конкурсах интеллектуальной направленности по информатике и математике, что отражено в программе развития школы.  С  2008 – 2009 учебного года школе присвоен статус Пилотной площадки Образовательного центра «Школьный  университет» Томского государственного университета связи управления и радиоэлектроники (ТУСУР) по апробации модели учебно-методического сопровождения в рамках организации  профильных классов по направлению «Информационные технологии». С 2008 года ученики нашей школы обучаются по Комплексной образовательной программе «Школьный университет» (г. Томск),  что способствовало результативности участия во всероссийской олимпиаде школьников по информатике – 1 призер муниципального этапа олимпиады, учащийся 8 класса,который осваивал программу курса «Занимательные ЛОГОзнания», в городском конкурсе анимированных открыток – 1 победитель, учащийся 8 класса, который осваивал программу курса «В мире Flash».  За 2 года  сотрудничества  с важнейшим негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет»  г. Томска обучающиеся нашей школы получили 24 сертификата. В 2009-2010 учебном году МОУ СОШ м-на Вынгапуровский присоединилась к «Международной  исследовательской программе «Будущее за ИКТ!» и получила диплом «Базовой школы по формированию ИКТ-компетенций школьников».  С 2011-2012 учебного года ведутся курсы по направлениям «Графика и дизайн», «Программирование» в 7-8 классах.


Возможные риски при реализации проекта: переход на компетентностную модель качества образования может создать психологическое напряжение у части педколлектива и родительской общественности, ориентированных только на академические результаты; снижение качества образовательных услуг за счёт оптимизации штата квалифицированных специалистов; низкий уровень материально-финансового положения малообеспеченных семей не позволит оплачивать дополнительные образовательные услуги (12%  малообеспеченных семей).


Выводы: итогом обучения по комплексной образовательной программе в  НОУ «ОМУ» на первом уровне будет являться сертификат, на втором уровне -комплексное портфолио с вручением удостоверений «Пользователь ПК» или «Программист», на третьем уровне - включение в профориентационную карьерную программу «Международный молодежный кадровый ресурс». Отличительной чертой реализации проекта является создание условий для самоопределения в будущей профессии и последующей успешной самореализации, формирования активной жизненной позиции, задания молодежи ценностных ориентиров.


3. Ожидаемые результаты проекта


Процесс реализации инновационного проекта затронет следующие стороны обновления содержания образования:

- изменение целевого компонента образовательной программы через введение определения талантливый ребенок на всех ступенях его обучения;

- поэтапный переход от базисного учебного плана к базисному образовательному плану;

- разработка вариативной части ФГОС и совокупности программ доп.образования, ориентированных на выявление талантливых детей;

- дальнейшее развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы в области применения современных образовательных технологий в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;

- дополнение системы сопровождения талантливого ребенка в образовательном процессе диагностическими и консультативными компонентами поддержки;

- расширение возможностей государственно-общественной системы управления образовательным учреждением в области совместной работы родителей и школы по выявлению и поддержке талантливых детей;

- внесение дополнений в мониторинговую часть системы управления качеством образовательного процесса школы в области диагностики талантливых детей и поддержки их индивидуальных достижений в форме портфолио;

- развитие сферы социального партнерства школы в области построения модели сетевого образования на основе сотрудничества с учреждениями города по выявлению и поддержке талантливых детей.


Реализация мероприятий созданного проекта будет содействовать позитивным изменениям в системе работы с одарёнными детьми  и позволит:

  • существенно оптимизировать содержание образовательной программы, сократив объем учебной нагрузки учебной деятельности учащихся и расширив объем учебной нагрузки в образовательной области на внеучебную деятельность учащихся;
  • существенно оптимизировать организацию учебного процесса посредством чередования учебных занятий, внеучебных занятий и социальной практики в рамках здоровьесберегающего режима работы в течение учебного дня;
  • существенно оптимизировать организацию воспитательного процесса, дополнив образовательную деятельность учащихся социальной практикой по учебному предмету в рамках внешкольной образовательной среды;
  • существенно оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечив диагностическое сопровождение индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;
  • существенно повысить квалификацию педагогического состава, обеспечив реализацию исследовательского компонента профессиональной деятельности педагогов по выявлению и поддержке талантливых детей;
  • существенно оптимизировать образовательную среду (условия), создав современную информационную среду, обеспечивающую самостоятельную работу учащихся в дистанционном режиме по индивидуальным программам обучения;
  • существенно оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения, дополнив систему внутришкольной оценки качества образования мониторингом по выявлению и поддержке талантливых детей;
  • существенно улучшить уровень обученности обучающихся, повысив роль индивидуальных достижений ребенка, зафиксированных в содержании его портфолио.

4. Оценка реализуемости проекта и отчётность.


4.1. Формы отчётности по целевым показателям проекта:

Целевые показатели проекта как система индикаторов успешности реализации каждой из задач, составляющих содержание и структуру проекта:

2011

2012

2013

2014

факт

%

план

%

план

%

план

%

доля обучающихся, получивших сертификат об усвоении программ НОУ «ОМУ», от общего числа обучающихся в НОУ «ОМУ»

100

100

100

100

 доля создавших комплексное портфолио с вручением удостоверений «Пользователь ПК» или «Программист», от общего числа обучающихся в НОУ «ОМУ»

3

80

95

100

доля обучающихся, включенных в профориентационную карьерную программу «Международный молодежный кадровый ресурс», от общего числа обучающихся в НОУ «ОМУ»

1

10

15

20

доля обучающихся, выбравших профессиональное обучение в соответствии с программами курсов НОУ «ОМУ», от общего числа обучающихся в НОУ «ОМУ»

1

10

15

20

доля обучающихся и родителей, получивших поощрение в различных формах за качественную результативность по итогам обучения в НОУ «ОМУ», от общего числа обучающихся в НОУ «ОМУ»

3

80

95

100

доля обучающихся, качественно владеющих прикладным программным обеспечением,  от общего числа обучающихся в НОУ «ОМУ»

95

100

100

100

доля обучающихся, обладающих  алгоритмической культурой создания компьютерных программ,  от общего числа обучающихся в НОУ «ОМУ»

45

50

55

60

удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен в числе выпускников учреждения, участвовавших в ЕГЭ

100

100

100

100

удельный вес лиц, сдавших государственную (итоговую) аттестацию по предметам, по которым проводится независимая оценка качества знаний выпускников 9-х классов территориальными экзаменационными комиссиями

100

100

100

100

доля обучающихся, ставших призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике, интеллектуальных конкурсов, компетентностных Олимпиад (в т.ч. дистанционных), от общего числа обучающихся

18

25

30

35

доля обучающихся, прошедших обучение в предметных, интенсивных школах

0,5

0,5

1

1,1

доля обучающихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность

30

40

50

60

доля педагогов, ставших победителями и призерами конкурсов педагогического мастерства,  методических разработок, авторских программ регионального и всероссийского уровней, к общему количеству участников

8

12

15

18

доля педагогов, представивших опыт работы через мастер-классы, форумы и др. мероприятия окружного, всероссийского и международного уровней

6

8

10

15

удельный вес освещения  достижений одаренных детей в СМИ, печатных изданиях, на школьном сайте

100

100

100

100

доля публикаций исследовательских и проектных работ одаренных школьников

10

20

30

45


4.2. Система мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности

Объект анализа, оценки

Источник полученной информации

Методы получения информации

Направления использования информации

Психологическая готовность учителей к проведению инновационных преобразований

Аналитические таблицы

Диагностика по

методике Немовой Н.В.

Коррекция педагогической деятельности

Выявление степени затруднения учителей по различным элементам педагогической деятельности

Аналитические таблицы, анкетирование

Анкета степени затруднения  учителей по различным элементам педагогической деятельности

Коррекция, основа для анализа работы методических служб школы

Уровень научно-методического потенциала учителей

Посещение занятий,  карта контроля посещенных занятий

Квалификационная карта продуктивности, самоанализ, анкетирование

Перевод на самоконтроль, анализ воспитательного  процесса, оказание методической помощи, обобщение опыта, аттестация

Профильное обучение, предпрофильная подготовка

Учебно-методическое обеспечение, текущие результаты учебно-воспитательного  процесса, анализ работы педагогов

Опрос, собеседование, посещение занятий, анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации, изучение документов. Оценка работы учителей-предметников

Положительная мотивация к учебной деятельности. коррекция учебного процесса. Подведение итогов работы

Характер  внутри

школьных коммуникаций

Результаты анкетирования  участников образовательного процесса

Анкетирование по результатам,  взаимодействия «семья - школа», рейтинг удовлетворенности сотрудничества со школой

Основа для педагогического анализа, для поддержания сотрудничества с ОМУ НОУ

Исследование психологической комфортности в школе

Анкета «учитель-администрация»

Анкетирование

Планирование коррекционной работы


4.3. Система непрерывного повышения квалификации педагогов

В разворачивании новой практики повышения квалификации реализуются новые принципы и разрабатываются современные технологии работы с педагогическим коллективом: системно-деятельностный и компетентностный подходы, модульный принцип, внутришкольное обучение, тьюторство, продуктивные, интерактивные технологии и др. Особое место занимает освоение проектно-программных способов деятельности, методологии и практики ведения экспериментальной работы, деятельности, направленной на развитие социального партнерства, усиление клиентной ориентации руководителей и команд ОУ, а именно: мастер-классы по ведению дистанционного обучения, веб- семинары по обмену опытом образовательными учреждениями, виртуальное консультирование по вопросам системно-деятельностного и  компетентностного подходов и непрерывного образования, проектно-ориентированные курсы повышения квалификации, практические занятия: конкретизация практикумов, использование личностно-деятельностных технологий, оказывающих влияние на формирование рефлексивных умений преподавателей, создающих мотивацию к личностному, профессиональному развитию: деловые игры, педагогические мастерские, решение ситуаций, разработка гипертекстов, проектирование и моделирование, использование мультимедийных средств обучения, видеоматериалы, презентации, творческие отчеты, защиты проектов, стажировки, представление передового педагогического опыта, встречи с авторами-разработчиками УМК, выездные практические занятия, стажировки.


5. Организационные условия реализации проекта 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*