Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка практического учебного занятия по теме «Электрический привод»

22.05.2015 1388 2228
Лукашина Ирина Владимировна
Лукашина Ирина Владимировна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Группа: 3-ТЭО специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 3 курс.

Тема урока: Исследование двигателя постоянного тока независимого (параллельного) возбуждения.

Уметь:

  • подбирать необходимое оборудование и приборы для снятия данных и построению искусственных характеристик ДПТ параллельного возбуждения;
  • подготавливать и проверять работоспособность используемого оборудования и приборов;

Знать:

  • технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин;
  • выбор электродвигателей и схем управления;
  • физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики, области применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;
  • условия эксплуатации электрооборудования;
  • действующую нормативно-техническую документацию по специальности;
  • порядок проведения лабораторной работы.

Владеть профессиональными и общими компетенциями:

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

обучающие

  • ознакомление со способами пуска двигателя параллельного возбуждения, исследование рабочих и регулировочных свойств двигателя путем снятия соответствующих характеристик;
  • ознакомление с устройством лабораторной установки, умение записывать паспортные данные электрических машин и данные измерительных приборов;
  • приобретение практических навыков в выполнении опыта по снятию данных и построению искусственных характеристик ДПТ параллельного возбуждения;
  • закрепление и систематизация знаний посредством сборки схемы ДПТ параллельного возбуждения.

развивающие:

  • формировать умение читать схему лабораторной установки;
  • развивать умение организовывать и выполнять проверку электрического и электромеханического оборудования лифтов;
  • развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
  • развивать профессиональную наблюдательность;
  • формировать умение собирать схему на лабораторном стенде;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • способствовать развитию технического и практического мышления;
  • развивать способность брать на себя ответственность за результат выполнения заданий;
  • развивать коммуникативный компонент у обучающихся;
  • анализировать и устранять возможные причины неисправностей при сборке схем и монтаже электрооборудования.

воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности;
  • воспитывать коммуникабельные качества;
  • воспитывать чувство гордости за выбранную профессию.

Тип занятия: Урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма занятия: Лабораторное занятие

Методы обучения: Репродуктивный - формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний

Средства обучения: учебное оборудование, инструменты, приборы, провода.

 

Структура занятия:

  1. Организация начала занятия – 2 мин.

Приветствие. Подготовка обучающихся к работе на занятии, полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

  1. Подготовка к основному этапу занятия – 10 мин.

Вводный инструктаж. Постановка перед обучающимися и осознанию ими познавательных задач, формирование определенных стимулов к учению. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний. Деление обучающихся на группы по четыре человека. Выдача задания для каждой группы.

  1. Основной этап: самостоятельная работа обучающихся по выполнению задания, углубление и систематизация знаний – 60 мин.

Текущий инструктаж: формирование ориентировочной основы действий обучающихся; объяснение правил обслуживания оборудования; пользования инструментами, приборами; способы контроля и самоконтроля организации труда; объяснение правил безопасного выполнения работ; показ трудовых действий. Активная продуктивная деятельность обучающихся по выполнению заданий.

  1. Подведение итогов занятия – 15 мин.

Подведение итога работы каждой группы: проверка правильности сборки электрических схем; опробывание электрического оборудования на функционирование; оценка продуктивной деятельности обучающихся.

  1. Домашнее задание - 3 мин.

 

Ход занятия

Этап занятия

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результат

1. Органи-зационный момент

Организация обучающихся к работе на занятии, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

ОК 1, ОК 2, ОК 6, ОК 7

Приветствие

Вводное слово преподавателя: ознакомление с целями и программой работы.

Тема сегодняшнего занятия «Исследование режимов работы двигателя постоянного тока параллельного возбуждения» (Слайд 1)

В ходе самостоятельного выполнения работы вами будет приобретен практический опыт выполнения работ по монтажу, наладке и регулировке электрического оборудования на лабораторном стенде (Слайд 2).

Усаживаются на свои рабочие места

 

Слушают, записывают тему занятия

Группа обучающихся готова к деятельности.

Метод: объяснительно-иллюстративный.               Форма: фронтальная.

Методические приемы: беседа.                          Средства: учебные стенды, оборудование.

2. Подготовка к основному этапу занятия

Вводный инструктаж. Целевая установка. Постановка перед обучающимися и осознанию ими познавательных задач, формирование определенных стимулов к учению. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3,

ОК 1, ОК 2, ОК 3

Вводный инструктаж: объясняет цели занятия и программу работы. (Слайд 3, 4)

Слушают. Записывают цели занятия.

Разбиваются на группы по четыре человека.

Обучающиеся мотивированы на учебно-познавательную деятельность и актуализацию знаний.

Метод: информационно-сообщающий.                       Форма: фронтальная

Методический прием: рассказ.                                   Средства: учебные стенды, инструмент.

3. Основной этап: самостоятельная работа обучающихся по выполнению задания, углубление и систематизация знаний

 

Формирование ориентировочной основы действий обучающихся согласно планируемым целям занятия.

Показ трудовых действий.

 

В ходе текущего инструктажа:

  • объясняет правила обслуживания оборудования;
  • объясняет правила пользования инструментами, приборами;
  • объясняет способы контроля и самоконтроля организации труда;
  • объясняет правила безопасного выполнения работ;
  • осуществляет показ трудовых действий на электрической аппаратуре при подключении ее в электрическую схему. (Слайд 5).

Пояснения к работе по снятию характеристик приведены в приложении 1

Обучающиеся самостоятельно выполняют работы по монтажу, наладке, регулировке и проверке электрического оборудования

Активная продуктивная деятельность обучающихся по выполнению заданий.

Умение находить решение в проблемной ситуации.

Формирование способностей к применению знаний, умений и навыков.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Методические приемы: беседа, работа с электрической схемой, показ рациональных приемов работы, постановка проблемы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Средства: электрическая аппаратура, измерительные приборы, инструмент.

4. Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Получение обучающимися информации о результатах учения.

ОК 1, ОК 2

ПК 1.1, ПК 1.2

Анализирует успешность достижения целей занятия. Оценивает работу каждой группы по выполнению задания.

Проверяет и демонстрирует обучающимся работу собранной схемы и оборудования.

Указывает на допущенные ошибки, неточности и эстетичность выполненной работы. Называет отметки.

Слушают

Достижение целей обучения.

Стимул к дальнейшей учебно-познавательной деятельности

Метод: информационно-сообщающий.         Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методический прием: беседа.                       Средства: учебные стенды

7. Домашнее задание

Закрепление полученных знаний, подготовка к следующему этапу обучения.

ОК 4, ОК 2

Домашнее задание

1. Работа над оформлением отчета по выполненной работе (Приложение 2).

2. Ответы на контрольные вопросы (Приложение 2).

Записывают все обучающиеся

Формирование общих компетенций у обучающихся, полезных в учебной и профессиональной деятельности

Метод: информационно-сообщающий.     Форма: фронтальная.

Методический прием: беседа.                     Средства: РМ.

 

Библиографический список

  1. «Электрические машины и основы электропривода» [Текст]: методические указания к проведению лабораторных работ/РНПО «Росучприбор Южно-Уральский государственный университет». – Челябинск, 2006. – 110с.: ил., табл.
  2. Москаленко, В.В. Электрический привод [Текст]: учеб. для проф. образ. /В.В. Москаленко. - М.: Academia, 2010. - 208 c.: ил., табл. (Среднее проф. образование).
  3. Кацман, М.М. Электрический привод [Текст]: учеб. для проф. образ. /М.М. Кацман. – М.: Academia, 2005. – 384 с.: ил., табл. (Среднее проф. образование).
  4. Варварин, В.К. Выбор и наладка электрооборудования [Текст]: справочное пособие /В.К. Варварин. – 2-е издание. – М.: Форум, 2006. – 240 с. : ил., табл. (Профессиональное образование).
  5. Сибикин, Ю.Д. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок [Текст]: учеб. пособие для проф. учеб. заведений / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. - М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.:ил., табл.

 

Приложения:

  1. Пояснения к работе
  2. Требования к отчету. Контрольные вопросы
  3. Презентация «Практическое занятие по курсу «Электрический привод». Тема: Исследование режимов работы двигателя постоянного тока параллельного возбуждения»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*