Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование технологии коучинга в процессе активизации профессионального самоопределения обучающихся

21.05.2015 360 529
Мирецкая Екатерина Алексеевна
Мирецкая Екатерина Алексеевна, методист, преподаватель

Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса

Одним из главных критериев  эффективности профессионального самоопределения  человека является его способность к поиску личностного смысла в профессиональном труде, самостоятельному проектированию своей профессиональной жизни. Без осознания этого личностного смысла часто возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться своим профессиональным выбором, испытывает постоянное недовольство своим профессиональным положением. В результате это приводит к частой и бессмысленной  смене профессии (специальности) и мест работы.

Именно поэтому, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, на первый план выступает личностная компетентность, которая понимается как владение человеком приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям.

Личностно-компетентный человек обладает навыками планирования  своей трудовой деятельности, ее контроля и регуляции, самостоятельного поиска нестандартных решений. Он способен гибко мыслить и видеть проблему. Личностная компетентность ориентирует также на овладение способностью к самообразованию,  самомотивации, придает  уверенность в себе и оптимизм, стремление к высокому качеству своей работы.1

___________________________________________________________

1  Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькаева. Возможности использования методов и приёмов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология - 2008 - №3 –с.25-29

 

Одним из эффективных путей достижения высокого уровня личностной и индивидуальной компетентности будущих квалифицированных рабочих, служащих и специалистов, на наш взгляд, является использование в образовательной практике приемов и методов, на­работанных в практике коучинга.

В литературе коучинг рассматривается как средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений выхода  из любой сложной ситуации. Это технология партнёрского взаимодействия, которая позволяет переместить человека из зоны проблемы в зону эффективного решения.   

Методы коучинга помогают человеку найти в себе ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и применить их на практике. С помощью коучинга обучающийся в том числе получает эффективные инструменты для основания общих и профессиональных  компетенций.

В качестве примеров, можно привести следующие  коучинговые упражнения:

1. «Колесо жизненного баланса».2 Это довольно известное упражнение, которое часто применяется для определения жизненных приоритетов человека. Обучающимся предлагается начертить на листке бумаги круг и поделить его на 8 равных секторов. Каждый сектор – это определенная сфера жизни, которая является приоритетной для них в данный момент. Названия секторов участники тренинга определяют сами, поскольку у каждого человека свои приоритеты. Например, сектора могут называться так: отношения, воспитание детей, карьера, отдых, личностный рост и т.д. Центр круга принимается за ноль и от него во все стороны по лучам откладываются равные отрезки. Максимальное значение равно десяти, соответственно, каждый луч делится на 10 равных частей. Далее  определяется  степень удовлетворенности каждой сферой жизни по десятибалльной шкале, участник отмечает на осях соответствующие значения, и соединяет отметки дугами.

_____________________________________________________________

2. URL: http://psy-day.ru/2009/10/koleso-zhiznennogo-balansa/

Рис.1 Примеры «Колеса жизненного баланса»

Заполнив круг, обучающиеся могут выявить свои жизненные приоритеты, увидеть  направления личностного развития и профессионального роста. Можно использовать данную методику для определения баланса профессионального развития, заполняя соответствующие сектора.

2. «Поезд времени». Обучающимся предлагается пофантазировать и описать свой план личностного роста на 5, 10 и 15 лет. Затем участники тренинга «садятся в поезд времени », который делает остановки  в будущем, через 5, 10 лет и т.д. Участники представляют, что они встретились друг с другом через данное время. При встрече нужно расспросить друг друга о том, как сложилась их личная жизнь, карьера и т. д. Остановки можно делать по секторам, например: сектор карьеры через 5 лет, материальное положение через 10 лет, здоровье  и т. д.  Данное упражнение позволяет  обучающемуся увидеть себя в будущем, ощутить свои личностные и профессиональные перспективы, сконцентрироваться на конкретных целях и проблемах, запустить программу личностного и профессионального совершенствования.

 

3. "Пресс-конференция: 10 лет спустя"3 Обучающимся предлагается представить себя  успешным профессионалом в определенной сфере, но спустя 10 лет. Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях. Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы. Данное упражнение способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника.

 

4. Рефлексивная процедура "Что? Кто? Как? Где? Когда?"4. Каждому участнику предлагается составить для себя список желаемых результатов в области трудоустройства и расположить его в порядке убыва­ния значимости или ценности каждого. Можно добавить в этот список желания, не связанные напрямую с трудоустройством.  Далее участникам предлагается выбрать из составленного списка первоочередное желание и составить программу его достижения на основе следующих правил планирования результата:

  • сформулировать результат в позитивном ключе («что у меня будет», «что я хочу иметь», «как я буду чувствовать» и т.д.);
  • планировать только то, что каждый участник может сделать сам и с собой;

 результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.;

______________________________________________________________

3. URL: http://azps.ru/training/2/trn148.html azps.ru

4. URL: http://azps.ru/training/index.html

  • представить себе: где, когда и с кем будет нужен этот результат (мыслен­ное проигрывание ситуаций, в которых участник сможет пользоваться произо­шедшими изменениями);
  • продумать последствия достижения желаемого результата — «что будет, если это будет?»

(результат должен сберечь и сохранить все то лучшее, что было раньше).

Данное  упражнение позволяет обучающимся  составить «жизненную программу» на ближайший период времени, спланировать желаемый  жизненный результат  в области профессиональной карьеры.

Примеров  коучинговых упражнений, развивающих личностные компетенции, достаточно много. Элементы коучинга могут органично вписаться во внеклассную работу с группой обучающихся. Мастер производственного обучения, куратор группы, классный руководитель, в сотрудничестве с педагогом – психологом  может провести серию классных часов посвященных профессиональному самоопределению, планированию профессиональной карьеры. Также, методы и приемы коучинга можно использовать в рамках дисциплин вариативной части учебного плана, непосредственно связанных  с активизацией профессионального становления  и совершенствованием общеучебных навыков, таких как: «Учись учиться», «Введение в профессию» и др.

Таким образом, коучинг является эффективным инструментом   деятельности педагога, направленной на  активизацию профессионального самоопределения и личностного развития обучающихся. Тренинги и другие мероприятия, с использованием упражнений коучинга, позволяют наглядно продемонстрировать обучающимся необходимость личностного роста и планирования  профессиональной карьеры.  Коучинг способствует становлению культуры профессионального саморазвития, ор­ганизуя образовательный процесс как процесс «самодвижения» человека. 

Литература:

  1. Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькаева. Возможности использования методов и приёмов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология - 2008 - №3 –с.25-29
  2. URL: http://azps.ru/training/index.html
  3. URL: http://psy-day.ru/2009/10/koleso-zhiznennogo-balansa/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*