Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока учебной практики «Фрезерование скоса слесарного молотка» по профессии «Фрезеровщик» для специальности «Технология машиностроения»

21.05.2015 404 568
Ниденс Татьяна Васильевна
Ниденс Татьяна Васильевна, мастер производственного обучения

Томский экономико-промышленный колледж

Для проведения урока производственной практики за основу взята методика исследования частного случая.

Случаем является проблемная ситуация, ситуация действия, которая может возникнуть в настоящее время или в будущей профессиональной деятельности учащихся.

Описание реального случая ставится в центр изучения. Учащиеся учатся анализировать выявленную проблему, самостоятельно собирают и оценивают информацию и только на основании этой информации принимают решение о способах действия при решении той или иной возникшей проблемы.

Целью данной методики является подготовка учащихся к самостоятельной деятельности через обучение.

Мотивы методики исследования частного случая — сделать учебный процесс интересным для учащихся, мотивировать их на самостоятельное учение и приблизить обучение к профессиональной деятельности.

Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения и преподавателей по профессии «Технология машиностроения».

 

ПЛАН УРОКА

Тема программы: Фрезерование наклонных поверхностей.

Тема урока: Фрезерование скоса слесарного молотка.

Тип урока: По изучению трудовых приемов и операций (формирование первоначальных умений).

Цели и задачи урока:

1. К концу урока обучающиеся будут:

Знать

Уметь

  1. Правильность выбора концевой фрезы.
  2. Правильность установки концевой фрезы.
  3. Последовательность фрезерования скоса концевыми фрезами.
  4. Правила ТБ и ОРМ при фрезеровании скоса.
  5. Требования к оценке качества скоса.
  1. Выбирать типоразмер концевых фрез.
  2. Устанавливать концевые фрезы с применением УСП.
  3. Фрезеровать скосы концевыми фрезами.
  4. Соблюдать правила ТБ и ОРМ при фрезеровании скоса.
  5. Определять органолептическую оценку качества.

Требования к качеству обученности Кα1≥ 0,7.

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

  • самостоятельности;
  • ответственности;
  • умения работать в группе;

3. В ходе урока способствовать развитию у обучающихся:

  • аналитического мышления;
  • коммуникабельности.

Материально - дидактическое оснащение урока:

  1. Дидактические материалы:
  • технологическая карта;
  • чертеж (И2);
  • карта экспертной оценки (И3);
  • описание частного случая (И1);
  • информационные листы (И4, И5, И6);
  • вариант оригинального решения (И9);
  • оценочный лист (И10);
  • плакаты: «Классификация фрез», «Универсальные станочные приспособления».
  1. Оборудование:
  • заготовки;
  • наглядные пособия;
  • режущий инструмент, необходимый для фрезерования;
  • станки;
  • контрольно-измерительный инструмент;
  • цветные карточки для оформления метаплана;
  • маркеры.

Форма организации производственного обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

ТСО: компьютер, интерактивная доска.

 

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

В процессе учебной практики студенты, обучающиеся по профессии «Фрезеровщик», столкнулись с таким случаем:

во время фрезерования скоса слесарного молотка обучающийся

выполнил следующие операции:

  1. Закрепил заготовку;
  2. Подсчитал проходы;
  3. Подсчитал угол поворота вертикально - шпиндельной головки;
  4. Повернул вертикально - шпиндельную головку на расчетный угол;
  5. Произвел фрезерование скоса.

При контроле готовое изделие не соответствовало требованиям качества:

  1. Шероховатость обработанной поверхности грубее заданной.
  2. Заданные размеры скоса слесарного молотка не соответствуют техническим требованиям чертежа.

Определите, проанализировав правильность и полноту действий обучающегося, что может стать причиной возникновения проблемы, сделайте свой выбор и обоснуйте его.

 

ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Для решения возникшей проблемы, в ходе обсуждения, обучающий принял решение пригласить технолога.

В ходе проверки технолог сделал вывод, была нарушена технология обработки скоса слесарного молотка:

1.Неверно подсчитан угол поворота вертикально - шпиндельной головки;

  1. Неверно произведен подсчет проходов;
  2. Не проверены габаритные размеры заготовки;
  3. Закрепление заготовки с погрешностью.
  4. Нарушена последовательность обработки детали.

 

Технологическая карта

ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ ФРЕЗЕРНОГО СТАНКА К РАБОТЕ

Последовательность выполнения работ

Материально-техническое оснащение

-проверь исправность пускового устройства (рубильник или кнопок включения)

- кнопочная станция, инструкции по применению.

- убедись в отсутствии самовключения станка.

- техническая документация

- проверь заземление станка

- инструкция по эксплуатации

- местное освещение низковольтовое (не выше 36В)

- выключатель автоматический

- мотор работает на двух фазах (гудит)

- схема электрическая принципиальная

- проверь ограждения, защитный экран, очки

- инструкция ТБ

 

Технологическая карта

УСТРАНЕНИЕ ВИДА БРАКА ПРИ ФРЕЗЕРОВАНИИ СКОСА

Вид брака

Меры предупреждения

- погрешность формы

- недостаточная жесткость системы СПИД

- уменьшить глубину фрезерования особенно с неравномерным припуском.

- погрешность отклонения от заданного угла наклона

- проверить установку заготовки в тисках или приспособлении

- снятие заусенец с ранее обработанных опорных размеров заготовки

- проверить разметку заготовки

- проверять точность отсчета угловых величин.

- несоответствие класса чистоты требованиям чертежа

 

- не правильно выставлена вертикально-фрезерная головка

 

- не соблюдение размеров детали

 

 

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

№ п/п

Перечень практических навыков.

Баллы

(мах)

Баллы

(мах)

Критерии оценивания

Критерии оценки

 

Соблюдение требований к организации рабочего места.

2

 
  • Поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
  • Рациональное и безопасное размещение инструмента и материалов.

19-21 б-(5)

17-18б-(4)

15-16б-(3)

менее 14 баллов - не владеет.

 

Соблюдение требований ТБ СанПин при фрезеровании плоских поверхностей и скосов.

4

 
  • Использование инструмента по назначению.
  • Правильное выполнение приемов фрезерования и методов контроля.
 
 

Поиск причин возникновения брака в процессе выполнения работ.

7

 
  • Исправность режущего инструмента и надежность их крепления.
  • Правильные действия при настройке оборудования.
  • Правильные способы установки режущего инструмента.
 
 

Устранение причин возникновения брака в работе.

8

 
  • Правильные действия при устранении брака.
  • Правильные действия при настройки оборудования.
 
 

Проверка правильности работоспособности оборудования.

8

 
  • Умение пользоваться паспортными данными станка.
  • Умение ориентироваться в электрооборудовании при настройке на выполнении практических работ.
  • Правильные действия при работе на автоматическом режиме зажима инструмента.
 

 

Таблица 1

ТИПИЧНЫЕ ВИДЫ БРАКА ПРИ ФРЕЗЕРОВАНИИ СКОСА

Типичная ошибка

Вид брака

* погрешности формы

  • недостаточная жесткость системы СПИД,
  • большая глубина фрезерования.

* погрешность отклонения от заданного угла наклона

  • неправильная установка заготовки в тисках или в приспособлениях,
  • наличие заусенец на ранее обработанной плоскости
  • неточная разметка

*несоответствие класса чистоты обработанной поверхности требованиям чертежа.

  • неправильная заточка фрезы
  • биение фрезы
  • неправильный выбор режимов резания и СОЖ
  • недостаточно жесткое закрепление заготовки.
  • вибрация при фрезеровании.

* не правильно выставлена вертикально-фрезерная головка.

  • погрешность угла скоса
  • ошибка при подсчете в работе с лимбом.

* несоблюдение размеров детали.

  • неправильная установка, закрепление и выверка заготовки.
  • неправильный и невнимательный отсчет размеров при перемещениях стола.

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

№ п/п

Ф.И.О. обучающихся

Кол-во баллов за блок тестовых заданий

Кол-во баллов за решение частного случая

Сумма баллов

Перевод баллов в отметку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ ЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

*За максимально аргументированное и приближенное к профессиональному- 15 баллов.

* За максимально приближенное к профессиональному -10 баллов.

*За недостаточно приближенное к профессиональному (найден только один вид дефекта)- 5 баллов.

*За отсутствие решения – 0 баллов (задание не выполнено.)

 

СВОДНАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ

№ группы

Сумма баллов

Оценка

 

 

 

 

 

 

Перевод баллов в оценку

Максимальное количество баллов - 35

31 – 35 баллов – 5 (отлично)

28 - 30 баллов – 4 (хорошо)

24 – 27 баллов – 3 (удовлетворительно)

Менее 27 баллов – 2 (неудовлетворительно)

Если у Вас 69 – 76 баллов, Вы молодец, отлично справились с заданием и действовали как настоящий профессионал.

Если у Вас меньше 68 баллов, но не ниже 61 балла, Вы хорошо справились с заданием, но стоит вернуться назад и проанализировать свои действия. Возможно, Вы где-то были не внимательны.

Если у Вас 60 баллов и менее, не отчаивайтесь, вернитесь к началу занятий и, начиная с информационного текста, проанализируйте еще раз Ваши действия и, бес сомнения, Вас ждет успешный результат.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Клепиков В.В; Бодров А.Н. Технология машиностроения: учебник. 2-е издание. М: Форум. 2008. – 864 с.: ил.
  2. Новиков В.Ю. Технология машиностроения: в 2-х частях: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М: Академия, 2011-384с.: ил.
  3. Багдасарова Т.А. Технология фрезерных работ: Учебное пособие для начального профессионального образования./ Т.А.Багдасарова.-М.: Издательский центр «Академия».2010.
  4. Маслов А.Р. Приспособления для металлообрабатывающего инструмента. / М.: «Машиностроение», 2008.
  5. Клепиков В.В., Аверьянов О.И. Технология фрезерования изделий машиностроения, - «Форум», М.: 2008.

Интернет ресурсы: http:// www.y10k.ru; http:// www.bibliotekar.ru.


Презентация: Фрезерование скоса слесарного молотка. Сценарий урока производственного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*