Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологическая поддержка в период подготовки и сдачи Г(И)А-9

16.12.2011 698 2134
Довжук Светлана Павловна
Довжук Светлана Павловна, психолог

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче любого экзамена. Как же поддержать выпускника? 


Существуют ложные способы поддержки ребенка родителями, такие как гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. 


Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».


Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: 

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка.
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. 

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.


Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: 

  • Опираться на сильные стороны ребенка,
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  • Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
  • Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
  • Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. 

Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». И дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности (вне зависимости от возраста и оценок в классном журнале). Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы (а если несамостоятельным - тем более!), контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется. 


Всегда будьте готовы предложить свою помощь. Даже если вы, например, далеки от проблем химии или физики, все же откройте учебник, просмотрите глазами материал и выслушайте ответ вашего ребенка по выученным предметам. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, - ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него. Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Не предъявляйте завышенные требования к вашему ребенку. Ведь он не первый год учится в школе и вам, наверняка, известны его учебные возможности. Но и на самостоятельность ребенка не уповайте. Если нет контроля, значит, нет должной подготовки – это закон жизни. Если ребенку необходима дополнительная помощь в подготовке к экзамену, продумайте вместе с ним резервы этой помощи. Это могут быть интернет-ресурсы, консультация педагога и, в конце концов, репетиторство или дистанционные курсы. Помните, у ребенка всегда будет повышена экзаменационная тревожность, если он не уверен в своих знаниях.


Если же его оценка действительно окажется плохой, не делайте из этого трагедии. Никакой экзамен  не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужны ваши любовь и понимание. Если вы сейчас отшатнетесь от него, можете потерять доверие ребенка бесповоротно. Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс. Сначала оцените себя, как родителя, сколько вы приложили усилий (психологических, а не материальных) в оказании помощи своему ребенку в период подготовки в экзаменам. Как часто вы бывали в школе и интересовались успехами вашего ребенка по сдаваемым предметам. И только потом обсудите с сыном или дочерью, что нужно сделать, чтобы очередной экзамен был сдан успешнее предыдущего.


Еще хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, на вопрос экзамена по выбору. Дети будут выбирать экзамены исходя из профиля обучения в 10 классе. В 9 классе они еще окончательно не определились с будущей профессией и, конечно, в большей степени будут ориентироваться на ваши советы.  Я  очень прошу, будьте адекватны в оценке способностей ваших детей. Ни для кого не секрет, что техническое направление в высшем образовании на сегодняшний день в приоритете, и мы об этом наслышаны. Но не стоит ребёнка-гуманитария  ориентировать на технический профиль обучения, тем самым создавать для него стрессовую обстановку в подготовке и сдаче экзаменов по физике или информатике (математика – обязательный экзамен).Не торопите ребенка определяться с профессией — это может стать медвежьей услугой. Наступает предэкзаменационная пора, а ваш ребенок по-прежнему не уверен в выборе профессии? Не паникуйте раньше времени. Многие люди нашли свое призвание в далеко не юном возрасте и, тем не менее, добились огромного успеха.


Страх опоздать с выбором профессии характерен не столько для самих будущих выпускников, сколько для их родителей. Если ваше чадо учится в 9-м классе и до сих пор не может определиться с будущей сферой деятельности, ваша основная задача — помочь ему сделать правильный выбор. Первый этап — наблюдение. Присмотритесь к своему ребенку, оцените его способности и желания. Подростки в этом возрасте серьезно отрываются от родителей — разница поколений становится все более ощутимой, поэтому родителям сложно понять и проанализировать поведение ребенка, его наклонности и возможности.


Допустим, ваш сын круглосуточно сидит перед компьютером, уткнувшись в монитор. Значит ли это, что ему прямая дорога в программисты? Выясните, почему на самом деле вашего ребенка нельзя оттащить от экрана — рисует ли он там, пишет в интернет-дневник или просто играет в игры.


Поговорите с ребенком, обсудите его интересы: что ему нравится, что привлекает. Подумайте, в какой профессии могут пригодиться его способности или особенности характера. Ни в коем случае не навязывайте свой выбор. Ребенка можно заставить согласиться на безынтересную профессию, но через силу принятое решение обязательно аукнется ему в будущем. Разочарованность в выборе профиля обучения (особенно, если у ребенка развито чувство ответственности) может привести к психологическим проблемам и даже болезням.


В преддверии экзаменов в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а перед экзаменами и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене!


Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Интересуйтесь, посещал ли ребенок предэкзаменационные  консультации педагогов-предметников, советуйте ему какие вопросы нужно задать на этих занятиях.


Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Контролируйте его в изучении этих тем, требуйте, чтобы вам он рассказал, то, что запомнил из выученного. Не ленитесь посещать родительские собрания, т.к. именно на них вы можете получить полную информацию об экзаменах и задать интересующие вас вопросы.


Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.


Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.


Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.


Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, - это не трагедия.


Экзамен – это один из способов проверки знаний. Успешно справиться с ним ребенку поможет учитель. Моделируя ситуацию, максимально приближенную к экзаменационной, учитель способствует формированию навыка реагирования на стрессовую ситуацию, тем самым, снижая тревогу по поводу неизвестной ситуации на экзамене.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*