Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О необходимости повышения информационной компетентности средних медицинских работников

20.05.2015 1350 2379
Кучерук Ольга Николаевна
Кучерук Ольга Николаевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста.

Информатизация оказывает непосредственное влияние на прогресс в здравоохранении как в направлении развития самой службы, так и в области контроля за состоянием здоровья ее пациентов. Информационные технологии, системы связи, элементы инфраструктуры применяют все без исключения учреждения и организации здравоохранения. Основной целью этого направления является совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ (информационные и коммуникационные технологии), обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества требует подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицированных пользователей. При этом необходимо прогнозировать потребности общества в специалистах на 10 – 15 лет вперед и способствовать организации этой работы в настоящее время.

Предпосылками информатизации системы подготовки медицинских работников среднего звена являются компьютеризация медицинских учреждений, необходимость создания единого информационного пространства профессиональной информации; необходимость формирования основ информационной культуры современного специалиста и опережающей подготовки в этом направлении; возрастание объема обработки информации; необходимость интенсификации процесса обучения; поиски путей решения проблемы перехода к личностно-ориентированному обучению.

Информационные технологии активно внедряются в медицинскую науку и практику. Трудно представить сегодня специалиста, пусть даже этой традиционно нетехнической науки, без знания современной компьютерной техники. Диагностика, обработка статистических баз данных, ведение истории болезни - это далеко не все медицинские сферы, где широко используются достижения компьютерных технологий. Немаловажным является аспект информированности специалиста-медика относительно новейших технологий и нового аппаратного обеспечения, выхода на мировые информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Медицинская информатика, ИКТ открыли новые возможности для медицины, а также для реализации права человека на получение квалифицированной медицинской помощи в любом месте и в любое время. Одной из важнейших задач среднего медицинского образования является формирование высокого уровня информационной культуры специалистов.

Почему столь актуально обучение сестринского персонала по направлению медицинская информатика?

  1. Прогресс информационных и коммуникационных технологий меняет общество.
  2. Рост знаний в области медицины, здоровья и сестринского дела достигает такого уровня, что нам требуются новые методы для работы с информацией, новые технологии, чтобы оставаться осведомленными обо всем новом, справляться с хранением информации, ее организацией, извлечением имеющейся и добавлением новой информации.
  3. Применение информационных и коммуникационных технологий в здравоохранении способно привести к существенной экономической выгоде.
  4. Систематическая обработка информации, применение информационных и коммуникационных технологий повышают качество медицинской помощи.
  5. Отлично подготовленные медицинские сестры необходимы для систематической обработки информации, а также правильного применения информационных и коммуникационных технологий.
  6. От высоко образованных медицинских работников ожидают повышения качества и эффективности медицинской помощи

Внедрение информационных технологий в здравоохранение Амурской области носит системный и последовательный характер. Информатизация затрагивает все уровни системы здравоохранения, охватывая как комплекс задач планирования и учёта, формирования регламентированной статистической отчётности, так и вопросы организации оказания медицинской помощи, информирования населения по вопросам оказания медицинской помощи. Развитие информатизации здравоохранения – единственная возможность обеспечения надлежащего качества оказания экстренной и неотложной медицинской помощи населению области, особенно в труднодоступных и отдалённых территориях.

Мной было проведено анкетирование средних медицинских работников (СМР) проходивших повышение квалификации на базе нашего факультета,  с целью выяснить уровень информационной и пользовательской компетентности в сфере информатизации здравоохранения. Полученные данные говорят о том, что за прошедший период  увеличилось число СМР использующих в своей работе специализированное программное обеспечение, увеличилось число медработников умеющих работать на ПК.  Однако в ходе анкетирования как и два года назад многие не представляют что такое медицинская информационная система(МИС) и как она должна быть реализована на практике начиная от ЛПУ где непосредственно работает медработник, вплоть до федерального уровня.

Государственный образовательный стандарт последипломной подготовки по медицинским специальностям для средних медицинских работников определяет требования к обязательному минимуму основной образовательной подготовки. Раздел «Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине» входит в программу, но то количество часов которое отводится на это позволяет только провести компьютерный «ликбез», в то время как в данный момент требуются специалисты владеющие современными знаниями и умениями в области информационных технологий. Многие медицинские работники имеют ПК и ноутбуки дома, потребность в первичном обучении постепенно снижется, а в профессиональном - возрастает.

Необходимость повышать компьютерную грамотность актуальна как никогда, так как отсутствие  компетентности в области этих знаний тормозит внедрение и развитие информационных технологий в здравоохранении. Главная цель повышения квалификации и в частности в области информационных технологий — это обеспечение на основе совершенствования профессиональной деятельности специалиста непрерывности и поступательности развития его личности. Запросы взрослого человека в системе повышения квалифика­ции связаны в основном с желанием повысить уровень профессио­нальной компетенции, самоопределиться в профессиональной сфере, продолжить общекультурное развитие.

Помогая взрослым людям в обучении, необходимо одновременно учитывать сразу несколько факторов:

  • экзистенциальную проблематику человека определенной возрастной категории;
  • психофизиологические особенности возраста с учетом половой принадлежности;
  • содержательно-смысловую направленность образовательной деятельности (обучение, переобучение, повышение квалификации);
  • содержание предшествующего социокультурного опыта;
  • сложившиеся стереотипы обучения и общения;
  • статус (социальный, экономический, служебный);
  • специфику индивидуальных информационных потребностей;
  • образовательные запросы времени.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Для максимально эффективного достижения целей обучения необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет.

Первая категория делится на две группы — имеющие и не имеющие профессионального образования. Соответственно первым необходимо дать это образование с тем, чтобы они включились в профессиональную деятельность.  Вторым следует создать условия для повышения профессионального уровня.

Вторая категория имеет профессиональное образование и опыт работы, для нее актуально профессиональное развитие, реализация потенциала.

Третья категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.

Для каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным категориям, установив, например, отношения наставничества.

В системе повышения квалификации перед преподавателем встают следующие основные андрагогические задачи:

  • осуществить диагностику типовых и индивидуальных проблем аудитории (степень мотивированности на продолжение образования, информационный запрос, актуальный уровень профессиональной компетентности и притязаний, готовность обучаться в предлагаемой форме, психофизиологические и социально-психологические особенности, предпосылочный образовательный и профессиональный опыт и др.);
  • помочь в самоопределении и выборе необходимого развивающего в профессионально-личностном отношении образовательного маршрута и режима обучения;
  • оказать помощь в адаптации к условиям обучения (состав слушателей, содержание, способы работы с информацией);
  • создать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста;
  • сформировать ситуацию межсубъектного взаимодействия в ходе обучения;
  • предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта;
  • обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания в логике «динамического треугольника» отношение — сознание—деятельность;
  • гарантировать получение конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуацию профессиональной деятельности (проект, программа действий, технология и др.);
  • психологически помочь слушателям выйти из ситуации обучения, т.е. без конфликтов возвратиться внутренне измененными в не изменившийся за это время рабочий контекст; наметить перспективы дальнейшего продвижения в профессиональном поле.

В соответствии с выше сказанным и выделенным задачам, должны быть организованы различные формы  обучения (краткосрочные курсы, тематические усовершенствования, дистанционное обучение, модульное и т.д.), позволяющие повысить уровень профессиональной компетентности в области информационных технологий. Что будет способствовать развитию  инфраструктуры базирующейся на современных информационных технологиях в системе здравоохранения Амурской области.

Литература:

  1. Медицинская информатика Р. А. Дудинская Минск 2007
  2. Информатика для медиков: учебное пособие / Г. А. Хай. - 2009. - 223 с.
  3. Основы андрагогики Под редакцией И. А. Колесниковой
  4. Применение дистанционных технологий в преподавании фармакологии Дмитриева А.О. преподаватель, методист ОГБОУ «Томский базовый медицинский колледж» г. Томск
  5. Роль интернет-технологий в современном обществе и образовании Тульбасова Б.К., канд. пед. наук, доцент, Казахский национальный педагогический университет им. Абая
  6. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/obshcheobrazovatelnaya-podgotovka-po-informatike-v-sisteme-meditsinskogo-obrazovaniya#ixzz30SkySvYn
  7. Методология информатизация образования Автор: И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
  8. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых В.А. Дресвянников, ктн, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Пензе.
  9. http://www.elitarium.ru/index.php

 

 

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*