Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование мотивации студентов к обучению через экскурсионно-краеведческую деятельность

20.05.2015 916 1473
Воднева Галина Георгиевна
Воднева Галина Георгиевна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

Автор статьи рассматривает формирование мотивации студентов к обучению через экскурсионно-краеведческую деятельность. В статье обосновывается тезис о позитивном влиянии экскурсионно-краеведческой деятельности на мотивацию студентов к обучению, рассматривается экскурсия как одна из форм вовлечения студентов в активную познавательную деятельность.

Ключевые слова: экскурсионно-краеведческая деятельность, формирование мотивации студентов к обучению, активная познавательная деятельность.

Если ты будешь любознательным,

то будешь много знающим

(Сократ)

Учиться! Учиться никогда не поздно! Жизнь не стоит на месте и каждый раз вокруг нас появляется что — то новое: бытовые приборы, новые продукты, новая химия, новые средства платежей, новые стройматериалы и т. д. И, все это мы изучаем, учимся пользоваться. Процесс познания идет постоянно.

Человек всю свою жизнь учится, часто об этом не задумываясь.

Перед преподавателями среднего профессионального образования часто встаёт вопрос: почему молодые люди не хотят учиться? Как побудить учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования?

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Как сделать так, чтобы процесс обучения стал для студентов необходимой потребностью?

Изменения, происходящие в различных сферах нашей жизни, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.

Чтобы достичь этих целей, в ОГБПОУ «Томский экономико-промышленный колледж» разработаны и реализуются программа «Лего-студент» и социальные проекты «ВЫ+МЫ», «Экскурсионное бюро «Сибирские Афины», направленные на создание образовательной среды на принципах сотрудничества всех участников образовательного процесса для успешной социализации и самореализации, самозанятости студентов колледжа, их адаптации, формирования личностных компетенций, повышения удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников и создание условий для реализации творческого потенциала.

Одной из форм вовлечения в активную познавательную деятельность является экскурсия.Экскурсия предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своего города, страны, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов, заинтересовать, увлечь, заставить задуматься.

Во время проведения экскурсий оказывается целенаправленное воздействие на мотивационную сферу студентов:

  1. У студента появляется интерес к деятельности, стимулируется тем самым его любознательность.
  2. Экскурсия строится по принципу сотрудничества, взаимодействия и поддержки, а это значит – каждый студент видит свою ценность и уникальность.
  3. Во время экскурсии студент учится планировать свою деятельность, определять цель и предвидеть результат.
  4. В процессе экскурсии возникают вопросы, на которые сами экскурсанты ищут и находят ответы, тем самым формируется самоуважение и уважение друг к другу
  5. Студент учится грамотно излагать свои мысли, объяснять и вникать в суть происходящего.
  6. Похвала и поддержка экскурсовода повышает мотивацию к осмыслению, анализу тех или иных фактов, культурных и исторических явлений и объектов и к обучению в целом.
  7. Инициативные студенты могут сами разрабатывать и проводить экскурсии.

Сибирские Афины — неофициальное название города Томска. Только у нас доля жителей в возрасте до 30 лет составляет 61% населения. Томск является единственным городом в России, в Уставе которого научно-образовательный комплекс закреплён в качестве градообразующего. Каждый пятый в нашем городе студент. Об этом писал Роберт Рождественский:

Так уж отмерено волей судеб, не принимаю ничьих возражений,

Если ты в Томске, ты или студент, или имеешь к тому отношение.

Сегодня в Томске обучаются 80 тысяч студентов из 30 стран мира и 20 тысяч в учреждениях среднего профессионального образования. При этом более половины студентов приехали в Томск учиться из других городов России и из-за рубежа. В рамках соглашения Департамента профессионального образования Томской области и Министерства образования Республики Таджикистан в шести ведомственных образовательных учреждениях региона обучается 184 студента по восьми специальностям среднего профессионального образования и 11 рабочим профессиям. Обучают студентов из Таджикистана и в Томском экономико-промышленном колледже, где они получают профессиональное образование в областях машиностроения, электроники, информатики. «Российское образование в нашей стране считается престижным и открывает хорошие профессиональные перспективы», - говорят ребята из Таджикистана. И, конечно, им интересно узнать о достопримечательностях, культурных и исторических традициях тогоместа, куда они приехали учиться.

Для лучшей адаптации и повышения мотивации к обучению студентов-первокурсников разработана экскурсия «Учиться! Учиться! Учиться!». На экскурсии ребята узнают об истории образования и просвещения в Томске, о Петре Ивановиче Макушине - «сибирском просветителе», «выдающемся общественном деятеле» и «основателе книготорговли». Посещение Алексеевского монастыря, где была открыта в 1744 году первая томская школа, необычного памятника - рельс, с горящей лампочкой на конце, установленный на могиле Макушина, символизирующий путь через просвещение к свету, оставят в жизни каждого неизгладимые впечатления

Создание положительного сознательного отношения к обучению на экскурсии происходит через формирование понимания смысла обучения, его личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле образования, доступного рассказа об истории образования и просвещения в Томске и показа значимости обучения и образования в Сибири.

Таким образом, экскурсии являются отличным способом стимулирования студентов к обучению. Об экскурсиях студенты часто вспоминают, рассказывают другим, от чего у них больше позитивных ассоциаций с колледжем и им интересней ходить на занятия. Сменой обстановки во время экскурсий также могут воспользоваться преподаватели. Они могут найти новые способы описания своего предмета, новые способы мотивации студентов, новые индивидуальные подходы к каждому.

Такие поездки со студентами дают возможность преподавателям лучше познакомиться с каждым студентом и увидеть их личностные особенности, как они проявляют себя вне стен колледжа, найти индивидуальный подход к каждому и помочь сформировать их личностные компетенции.

 

Список литературы:

  1. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
  2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.: Логос, 2006.-184с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология, под ред. В.В Давыдова. М., 1991, 480с.
  4. Воднева Г.Г. Методика подготовки и проведения экскурсий. Учебно–методическое пособие, Томск, 2014, 29 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*