Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАвтор статьи рассматривает формирование мотивации студентов к обучению через экскурсионно-краеведческую деятельность. В статье обосновывается тезис о позитивном влиянии экскурсионно-краеведческой деятельности на мотивацию студентов к обучению, рассматривается экскурсия как одна из форм вовлечения студентов в активную познавательную деятельность.
Ключевые слова: экскурсионно-краеведческая деятельность, формирование мотивации студентов к обучению, активная познавательная деятельность.
Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим
(Сократ)
Учиться! Учиться никогда не поздно! Жизнь не стоит на месте и каждый раз вокруг нас появляется что — то новое: бытовые приборы, новые продукты, новая химия, новые средства платежей, новые стройматериалы и т. д. И, все это мы изучаем, учимся пользоваться. Процесс познания идет постоянно.
Человек всю свою жизнь учится, часто об этом не задумываясь.
Перед преподавателями среднего профессионального образования часто встаёт вопрос: почему молодые люди не хотят учиться? Как побудить учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования?
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Как сделать так, чтобы процесс обучения стал для студентов необходимой потребностью?
Изменения, происходящие в различных сферах нашей жизни, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.
Чтобы достичь этих целей, в ОГБПОУ «Томский экономико-промышленный колледж» разработаны и реализуются программа «Лего-студент» и социальные проекты «ВЫ+МЫ», «Экскурсионное бюро «Сибирские Афины», направленные на создание образовательной среды на принципах сотрудничества всех участников образовательного процесса для успешной социализации и самореализации, самозанятости студентов колледжа, их адаптации, формирования личностных компетенций, повышения удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников и создание условий для реализации творческого потенциала.
Одной из форм вовлечения в активную познавательную деятельность является экскурсия.Экскурсия предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своего города, страны, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов, заинтересовать, увлечь, заставить задуматься.
Во время проведения экскурсий оказывается целенаправленное воздействие на мотивационную сферу студентов:
Сибирские Афины — неофициальное название города Томска. Только у нас доля жителей в возрасте до 30 лет составляет 61% населения. Томск является единственным городом в России, в Уставе которого научно-образовательный комплекс закреплён в качестве градообразующего. Каждый пятый в нашем городе студент. Об этом писал Роберт Рождественский:
Так уж отмерено волей судеб, не принимаю ничьих возражений,
Если ты в Томске, ты или студент, или имеешь к тому отношение.
Сегодня в Томске обучаются 80 тысяч студентов из 30 стран мира и 20 тысяч в учреждениях среднего профессионального образования. При этом более половины студентов приехали в Томск учиться из других городов России и из-за рубежа. В рамках соглашения Департамента профессионального образования Томской области и Министерства образования Республики Таджикистан в шести ведомственных образовательных учреждениях региона обучается 184 студента по восьми специальностям среднего профессионального образования и 11 рабочим профессиям. Обучают студентов из Таджикистана и в Томском экономико-промышленном колледже, где они получают профессиональное образование в областях машиностроения, электроники, информатики. «Российское образование в нашей стране считается престижным и открывает хорошие профессиональные перспективы», - говорят ребята из Таджикистана. И, конечно, им интересно узнать о достопримечательностях, культурных и исторических традициях тогоместа, куда они приехали учиться.
Для лучшей адаптации и повышения мотивации к обучению студентов-первокурсников разработана экскурсия «Учиться! Учиться! Учиться!». На экскурсии ребята узнают об истории образования и просвещения в Томске, о Петре Ивановиче Макушине - «сибирском просветителе», «выдающемся общественном деятеле» и «основателе книготорговли». Посещение Алексеевского монастыря, где была открыта в 1744 году первая томская школа, необычного памятника - рельс, с горящей лампочкой на конце, установленный на могиле Макушина, символизирующий путь через просвещение к свету, оставят в жизни каждого неизгладимые впечатления
Создание положительного сознательного отношения к обучению на экскурсии происходит через формирование понимания смысла обучения, его личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле образования, доступного рассказа об истории образования и просвещения в Томске и показа значимости обучения и образования в Сибири.
Таким образом, экскурсии являются отличным способом стимулирования студентов к обучению. Об экскурсиях студенты часто вспоминают, рассказывают другим, от чего у них больше позитивных ассоциаций с колледжем и им интересней ходить на занятия. Сменой обстановки во время экскурсий также могут воспользоваться преподаватели. Они могут найти новые способы описания своего предмета, новые способы мотивации студентов, новые индивидуальные подходы к каждому.
Такие поездки со студентами дают возможность преподавателям лучше познакомиться с каждым студентом и увидеть их личностные особенности, как они проявляют себя вне стен колледжа, найти индивидуальный подход к каждому и помочь сформировать их личностные компетенции.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.