Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Концепция «Духовно – нравственное воспитание молодежи»

20.05.2015 239 311
Тутаева Зульфия Шафкатовна
Тутаева Зульфия Шафкатовна, преподаватель иностранных языков

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Пророчески звучат эти слова в сказке Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» для каждого человека, кто в своей жизни соприкоснулся с воспитанием ребенка, его тонкими душевными структурами, бездной и непостижимостью Духа маленького человека. Кто они, наши воспитанники? С какой целью пришли на Землю? Как им помочь состояться в жизни, не растеряться в хаосе сегодняшнего дня?

Решение проблемы становления духовной культуры студента в условиях современных общественно-политических событий в нашей стране кажется немыслимой, но мы, педагоги, пытаемся решать ее на разных ступенях образования человека в школе, колледже, в вузе, а также по месту жительства.

Духовность – вершина развития личности. Проблема реанимации духовности личности – одна из главных и актуальных сегодня. Говоря о духовности личности, следует начать с представления о т ом, что это такое?

Многочисленные исследования в этом направлении показывают, что в науке однозначного понимания этого явления не сложилось. Причин много. Одна из них: противопоставления материалистической и идеалистической философии.

Понятие духовности как интегрированного нравственного качества человека, пришло к нам из религиозного обихода, о чем свидетельствует бытование в религии родственных понятий «духовенство», «духовная музыка» и т.п. Показательно, что В.Даль в своем словаре дает не только религиозное, но и светское толкование духовности: «…все, относимое к душе: умственное, нравственное; ум и воля».

Вместе с тем, понятие «духовность», как производное от понятия «дух» принадлежит к числу древнейших философских категорий. В краткой философской энциклопедии «Дух – означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» как носитель жизни, т.е. не является противником души, он сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Дух выступает в трех формах бытия:

  • как дух отдельного индивида (личный дух);
  • как общий дух (объективный дух);
  • как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа.)

Личный дух наследует как возможность, он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективированного духа, в духовную сферу, культуру, которую он может частично усвоить с помощью воспитания и образования.

«Мир творится притяжением», - таков закон творения мира. Стало быть, человеку и человеческой цивилизации тоже предстоит учиться жить на основе этого закона. Мир творится не конкуренцией, а притяжением атома к атому, молекулы к молекуле, клетки к клетке, человека к человеку, разума к разуму. В каждом поколении природа в лице детей наших демонстрирует нам безграничные возможности неэкономических стимулов развития человека. Чем экономические стимулы отличаются от природных, - духовных? Экономические стимулы толкают человека на борьбу и конкуренцию; духовные стимулы (такие как, потребности в творческом самовыражении, в другом человеке, в поиске смысла существования) ведут его к взаимопониманию и сотрудничеству. Экономические стимулы противопоставляют людей и народы; духовные стимулы объединяют их без какой-либо экономической выгоды. Экономические стимулы ведут к безграничному росту внешних средств защиты и, как следствие, к экологическим кризисам и множеству болезней. Духовные стимулы ведут человека к освоению своих внутренних защитных сил и возможностей, и как следствие, к воздержанию как источнику здоровья, энергии и радости.

В последнее время на Земле наблюдаются некоторые симптомы наступления Эры духовной цивилизации:

  • экологизация сознания (2004 год в Республике Башкортостан был объявлен годом экологии и защиты окружающей среды);
  • рост духовных течений, в основе которых лежит расширенное сознание;
  • растущая во всех странах мира мода на нелекарственное оздоровление, которое держится на принципе воздержания от чрезмерного потребления пищи, воды, воздуха как источника силы и радости.

Самое сложное – учить ребенка жизни, а обучить какой-либо профессии намного легче. «Педагогика жизни» (автор Т.Ф.Акбашев) в качестве цели рассматривает развитие, прежде всего духовности, за которым идет все остальное. Совершенствование человеком в теле и духе – это базис образования. Образование – строительство человека образа собственного «Я». Образ «Я» рождается из многих уподоблений, многих образов других людей. С ними нужно столкнуться, войти в контакт. Единственный способ, чтобы тебя приняли, - стать другим. Если хочешь принять человека, - сделай его «Я» частью своего. Исчезновение и одновременно становление собственного образа «Я» …

Но есть еще одно отношение – отношение к миру. «Я никогда отношения с миром как существо социальное, коллективное». Если убрать хотя бы одну составляющую из этой модели, - становление образа «Я» будет происходить лишь односторонне и с позиций эгоиста и потребителя.

Научить студентов строить общие способы развития отношений, способность постоянно творить новые отношения: «Я творю отношения, но не в бесплодных общениях и рассуждениях, а решая свои жизненные задачи, и прихожу опять к себе, решая их совместно с другими».

Кооперация – это клеточка отношений, где происходит очеловечивание человека, где рождается нравственность человека, его духовность. Строительство — это должно идти по-человечески как развитие отношений с другим человеком. Человек с человеком не вообще взаимодействуют, а взаимодействуют для того, чтобы сделать что-то полезное. При этом целью образования становится развитие межчеловеческих отношений через:

            1) потребность в другом человеке;

            2) потребность в смысле.

            3) потребность в самоутверждении.

            Педагог отвечает за целостность образа «Я» студента, за его судьбу, т.к. только педагог находится в постоянно и длительном контакте со студентом. В этом есть большая трудность, но и огромное величие педагога!

Ожидаемые результаты духовного и нравственного воспитания:

1. Эмбриональный подход как способ осуществления принципа природосообразности.

Основной постулат: «Человек – не чистая доска, а зеркало возможности».

  • Стань Садовником Души ребенка!
  • Свои дела и тела дети сотворят сами!

Результат: тип Разума, построенного на ненасилии, гармонии, идеи выращивания.

2. Концепция развивающейся кооперации как способ осуществления принципа дополнительности в образовании.

Клеточкой развития кооперации (единения) людей являются их жизненные задачи, где множество возможных способов кооперации складываются из вариаций трех типов:

  • обмена результатами;
  • интеграция результатов;
  • обобщение результатов.

Основной постулат: «Чем многообразнее явления, творимые природой, тем выше вероятность нового качества». Отсюда – все необходимо всему, каждый человек необходим каждому, все дополняет все. Высшим выражением принципа дополнительности выступает любовь.

Результат: тип Разума, ориентированного на Кооперацию, Единение. Тип мышления – не эмпирическое или теоретическое, а кооперативное.

3. Матричное проектирование как способ реализации принципа уникальности. Уникальность и процесс ее становления невозможно и нельзя задать извне. Извне – это способ давления, насилия, способ подчинения нового поколения ценностям и схемам отживающей цивилизации.

Способ построения матриц включает несколько этапов:

  • выбор параметров и проверка их на полноту;
  • построение многомерного пространства;
  • интерпретация «клеточек» многомерного пространства.

Результат: тип Разума не логического или эмоционального, а синкретического, пространственного, интегрированного (одновременно целостного и структурированного).

4. Волновая концепция человека как способ осуществления принципа беспричинности. Человек – есть организованный пакет волн: социальной жизни, органического Тела Земли, Тела Вселенной.

Основной постулат: «Творение форм, как и разрушение – есть игра Природы, игра Единого». Причина творения – игра воли Мироздания, не имеющая Причин, Начала и Конца. Условие беспричинного творения форм – есть резонанс. Отсюда – ищите не цель, а смысл. Станьте Генератором Беспричинной Радости!

Результат: тип Разума, ориентированного на Беспредельность, - безграничное, беспричинное творчество, творчество радости.

5. Тория Уподобления как способ осуществления принципа единства, уникальности Абсолютного Знания.

Отражение – есть активное воспроизведение, результатом чего становится уподобление миру и себе, - с одной стороны, с другой, - отражение всегда есть взаимоотражение.

Основной постулат: «Если я уподоблюсь миру, то и мир уподобляется мне». Стало быть, если мир перестал тебе нравиться, - ищи причину в себе, а если так – исправь себя!

Цель воспитательной работы в колледже – воспитание высоко духовной личности, формирование человека – гражданина, специалиста – профессионала, семьянина – родителя, что является решением приоритетной задачи социального заказа общества образовательным учреждениям. И начинается целенаправленная комплексная и кропотливая работа в процессе решения этой задачи с поворота человека к своим внутренним ресурсам. Человек, который серьезно занимается проблемой само исследования (отвечая на вопросы Кто Я? Зачем Я? Что Я? Из чего Я?), в конечном итоге приходит к неизбежному выводу: чтобы предотвратить движение по пути самоуничтожения, необходимо радикально изменить уровень своего сознания. От разрушения, конкуренции, агрессии к согласию, единению, взаимодополняемости и притяжение – таков эволюционный путь развития человечества, намеченного в трудах Вернадского и др.

Главной ценностью в процессе воспитания является студент и его человеческие потребности. Следует выделить из них главные базовые потребности, потребности природосообразные:

  1. Потребность человека в другом человеке. Уметь понимать другого человека, это значит принять другого человека, сделать его гармонической частью своего образа «Я», ценить его уникальность, сознавать важность другого человека для становления человека в себе, обыденность своего существования без дополнения меня другим.
  2. Потребность в поиске смысла. Эта потребность присуща каждому человеку и является основой духовности человека. Нет смысла жизни – исчезает потребность движения духа, творчества, в гармонии с другими людьми.
  3. Потребность в творческом самоутверждении. Человек нуждается в признании его другими людьми. С получением продукта творчества и его социализации начинается творческое самоутверждение личности. Педагогу необходимо сделать все для того, чтобы:
  • студент сам нашел свою жизненную задачу;
  • сам запланировал решение этой задачи;
  • сам осуществлял свой план;
  • сам проанализировал успешность своего действия.

Следует также выделить и ряд принципов, на который опирается куратор в своей работе:

  1. Принцип природосообразности, требующий строить образование как процесс реализации и развития трех базисных человеческих потребностей.
  2. Принцип самостоятельности, требующий, чтобы каждая педагогическая ситуация, вся программа развития образа «Я» и коллектива разрабатывались самими студентами с помощью куратора.
  3. Принцип дополнительности, реализующий через осознание того, что природа творит все на земле и человека в том числе, как дополнение друг другу, что люди уникальны и неповторимы, что без взаимодействия с другими человек не сможет познать себя и реализовать свои «сущностные» силы.
  4. Принцип согласованных действий, реализуемый через технологию развивающейся кооперации. Он требует от человека отказа от конкуренции, споров и борьбы.
  5. Принцип уникальности. Путь каждого человека уникален и ни в какие стереотипы не вписывается. Цель и смысл воспитания – развития уникальности и неповторимости каждого.
  6. Принцип безусловной любви. Студента следует любить уже за то, что он есть, что он неповторим и уникален. Только воспитывая ребенка в любви можно его научить любить самого себя и все окружающее.
  7. Принцип неопределенности. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству.
  8. Принцип проектировочного образования. Проектное образование отличается от традиционного: сменой позиции учителя, учащиеся становятся ведущим субъектом процесса образования – он сам отбирает нужную информацию, сам определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта, преподаватель лишь помогает отсутствием готовых знаний, систематизированных, подлежащих усвоению, а приведение их в систему дело учащихся.

Возможно ли сформировать духовность у подрастающего поколения?

Вопрос этот волнует очень многих, он является актуальным и сегодня. Авторы работы «Происхождение духовности» Ершов, Симонов, Вяземский считают, что Духовность – результат эволюции и имеет земное происхождение. Предпосылки духовности заложены в каждом человеке от рождения, и их надо развивать. Учитывая генетические (физиологические) особенности психики, сознания, в каждом человеке по-разному развиты предпосылки духовности. Однако, по мнению Симонова П.В. и других авторов, основное место в формировании духовности занимает процесс воспитания. Чем выше духовность людей, тем благополучнее общество. В таком обществе нет места злобе, зависти, ненависти по отношению друг к другу.

Хотелось бы поддержать авторов данной работы и поделиться своими находками, своим опытом работы со студентами колледжа.

Классный час в колледже – это своеобразная творческая лаборатория, где основной задачей куратора является научить студента обращаться к самому себе. Это есть путь гуманизации образования. В свое время В.А.Сухомлинский заметил: «Удивительно и непонятно школьник изучает и узнает многое о звездных и морских глубинах, о далеких галактиках, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит в его голове, когда он воспринимает окружающий мир; какова природа его чувств, переживаний, как воспитывать человеческую культуру в самом себе». Студенты учатся с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя. Этому способствует такая тематика кл. часов, как: «Путь гармонии», «Сотвори себя сам», «Путь к себе», «Кто я?», «Смысл жизни», «Моя родословная», «Шежере байрамы» и др., а также проведение постоянных тренингов (психологических, социально-педагогических и т.д.)

Классный час – это клуб общения, который проводит встречи с интересными творческими людьми. Например, был организован художественный салон, где были представлены картины местного художника Тувалева. - Были незабываемые встречи и с артистами драмтеатра им. Мубарякова и многие другие мероприятия. В результате такой работы пробуждается стремление с истине, Добру, Общему Благу, Красоте, Совершенству, всеобъемлющей Любви, справедливости.

Классный час – это развивающаяся технологическая игра. Это единственная и универсальная форма саморазвития. Педагог должен помочь студенту через его жизненные задачи понять себя, понять других; через себя и других понять мир. Необходимо перейти от принципа наглядности к принципу делания. Природа изначально подарила детям энергию творчества. Игра – это вхождение в клеточку понимания мира, это естественная технология образования в Педагогике Жизни. Образования, где ребенок ищет свои жизненные задачи, ищет себя, строит концепцию своей жизни. Это есть единственная и универсальная форма саморазвития человека. Возьмем, к примеру, игру «Здравствуйте!» Это первое слово, которым встречают друг друга люди. «Здравствуйте!» - приветствие – один из самых важных моментов общения. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формулами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться. Нет такого дня в жизни человека, когда он хотя бы один раз не поздоровался с кем-нибудь. Таким образом, «Здравствуйте» мы говорим каждый день, и каждый день – это новое «Здравствуйте», ибо мир меняется вокруг нас каждый день, час, минуту, мгновение, поэтому каждое «Здравствуйте» другое, новое, отличное от всех предыдущих. На первый взгляд данная игра всего лишь одна из норм этикета. Но в слове «Здравствуйте» заложено слово «Здравие». Смысл этого слова включает в себя здоровье нашей физической оболочки (тела), психическое здоровье (здоровье души), здоровье разума (интеллекта). Поэтому эта игра помогает начать нам каждую новую встречу в мире здоровья, взаиморасположения и согласия. По своему месту в человеческой жизни, по своему влиянию на процесс развития человека игра не имеет существенных отличий от труда при правильной организации, сливается с ним. «Нужно прежде всего сказать, - отмечает С. Макаренко, - что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень великое, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу». В игре есть так же ответственность, как и в работе. Отличие игры от труда в том, что в труде реализуется общественная цель – создание материальных и культурных ценностей…» (т.4, с.374-375).

Нравственность – неотъемлемая категория в процессе воспитания молодого поколения. Нравственность – это нормы отношения человека к миру, к людям, принятые им самим. Без взаимодействия с другим человеком, без развития структуры своих взаимодействий человек не может стать Человеком. Отношения «Человек – человек» и «Люди – жизненная задача» в единстве становится местом порождения базовых человеческих потребностей, местом их удовлетворения и развития. Единство этих отношений и создает пространство формирования человеческого в человеке, пространство формирования гуманизма и духовности. Как обозначить одним термином это единство? Кооперация. Это та «клеточка», вне которой человечность и духовность не «производится». Тема добра и зла - ключевая тема бесед и диспутов в группах. Главная задача - сформировать у студентов способность потребности к добру. Наша задача как можно больше приобщать молодое поколение к нашему культурному великому наследию. Культура людей, история творится каждым поколением из того материала, который мы, живущие на Земле, оставляем. Чем разнообразнее сохраненная нами культура, тем выше возможность развивать ее творения будущими поколениями. Если мы действительно разумны, мы сохраним языки и культуру любого народа. Если мы – люди и если у нас есть элементарная совесть, то спасти себя – значит спасти каждого человека, каждую душу, каждую нацию, каждый народ. Нет одного человека без другого. Нет одного народа без другого. Каждый человек, каждая нация дополняет друг друга. Вместе мы единое целое.

В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность. Личность характеризуется активностью. Активность – это всеобщая форма существования человека и условие его реализации как личности, субъекта деятельности. Активность – это самоорганизация, само регуляция, формирование личностью себя как субъекта деятельности; она носит сознательный и избирательный характер; личность способна к целеполаганию, что предусматривает определенную свободу ее. Б.Шоу писал: «Свобода означает ответственность». Вот почему так многие боятся ее. Особый смысл имеет активность поисковая – поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете его эффективности. Поисковая активность представляет собой важную часть планирования всякой деятельности. Задача каждого куратора увлечь своих воспитанников одним общим интересным делом, например, вести поисково-исследовательскую работу на тему «Мой дедушка – солдат той страшной войны» (посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне). Как показывает опыт, активный студент никогда не нарушает общественный порядок, у него нет времени, а главное желания совершать какие-то безнравственные, бессмысленные поступки.

Признание студента главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса кардинально меняет и сам процесс обучения и воспитания, придает ему личностно-ориентированный характер, требует введение новых, передовых технологий, применения нестандартных форм и методов в обучении и воспитании, в формировании личности, а в конечно итоге приводит к созданию новой модели выпускника; выпускника, способного к сопереживанию, состраданию, обладающего навыками культуры общения, умеющего творчески решать сложные жизненные проблемы.

Всесторонняя духовно-богатая жизнь каждого студента – конечная цель воспитательной работы в колледже. Наши задачи: развитие принципов гуманизма и демократизма, создание творчески активной личности, раскрытие индивидуальных способностей студентов, способных не только к созиданию, но и состраданию.

Особое внимание уделяется башкирскому народному творчеству. Начало начал – возродить потребность к культуре своего народа. Обнаружение каждым студентом представителей студентов других народов как условие развития своего народа. Сила одного народа в силе другого народа. Чем разнообразнее сохраненная нами культура, тем выше возможность ее творения будущими поколениями. Необходимо сохранить культуру народов. Где она сохранена? В мифах. Древнегреческие мифы – самые древние и построены на культе физической силы – на рабстве. Индийские мифы («сказание о Кришне»). Здесь культ женщины, как образа матери ассоциируется с землей – матерью. Культ силы, культ рода остается при этом. У башкир мифы совершенно другого рода. Они уникальны («Акбузат»). Впервые в человеческой истории герои борются не за себя и свой народ, а за бессмертие души народов – всех народов, живущих на его уральской земле. Человек может быть человеком только благодаря другому человеку. И народ может стать народом только благодаря другому народу. Нет чистой нации и чистого языка. К такому выводу приходят сами студенты, изучая мифы разных народов в творческих лабораториях. Так, например, в колледже велась творческая работа по изучению великого наследия башкирского народа «Акбузат», ребята переводили текст на английский язык, оформляли и защищали свои творческие работы.

Необходимо вернуть нам бережное отношение к ремеслам и Мастеру. Вернуть народу его вековую потребность в творчестве и способность к нему. Помочь осознать новому поколению, что искусство измеряется только одним критерием: причастностью к творчеству души самого человека и народа. Таким образом, студент из потребителя знаний и произведений искусства на каждом шагу должен выступать творцом новых знаний, собственных произведений, собственной жизни в целом.

Большая работа идет в группах по изучению истории своей родословной, истории родного края. Обращаюсь к истокам своим: «Кто я? Какое несу я начало? Кто скажет мне: какие черты, самые лучшие, предков моих помогают достичь своей цели?», - на эти вопросы даст мне ответ Древо жизни, сотворенное веками, прочно вросшее в землю мощными корнями, дающее мне мудрость и силу! Ребята старательно выводят на листочке ватмана историю своего рода, рисуя дерево с мощными корнями и ветвями, уходящими в небо. «Тот, кто не знает своих предков до седьмого колена, сиротства на себе несет печать», гласит народная мудрость.

Каждый человек обязан знать свою родословную. К сожалению, многие даже имя прадеда с трудом могут вспомнить. Без прошлого нет будущего – это уже аксиома. В данном виде работы студенты учатся сохранять и продолжать связь поколений, в их сознании усиливается позиция семьи и родства, сохраняются традиции и обычаи, передающиеся с поколения в поколение. Усиливается влияние традиций на воспитание у молодежи этических и духовных сил.

«Бесценными документами» являются рефераты, в которых студенты с особой гордостью рассказывают об истории своего рода, где составляется генеалогическое дерево. К этому исследованию ребята проявили много внимания и интереса. А это уже результат. Знать свое древо жизни престижно. Вся эта кропотливая работа дальше выливается в большой праздник – «шежере байрамы» (праздник родословной). Этот праздник был одним из самых великих, дорогих для сердца праздников, который объединял, примирял различные племена (ырыу) башкир. Издревле у башкир насчитывалось всего семь племен. Беря во внимание достойное историческое прошлое этих семи племен в становлении башкирского народа, Правительством Республики Башкортостан было принято решение о внесении в государственный флаг как символ, - изображение курая с семи лепестками. Этот праздник обогащал, укреплял духовные силы нации.

В колледже проводятся открытые внеклассные мероприятия по чествованию своего рода (шэжэрэ байрамы), Каждое такое мероприятие несет большое воспитательное значение. Это: возрождение своего прошлого, его изучение и осмысливание, придание нового смысла своему существованию, понятие своей роли в сохранении и приумножении фамильных ценностей.

Род, народ… Народ, который помнит свои исторические корни, никогда не будет малым и потерянным!

Каждая нация дополняет друг друга. Вместе мы – единое целое! Это основа мирной, созидательной жизни и стабильной экономики.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*