Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока-обобщения по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Орфоэпические нормы русского языка»

20.05.2015 1301 2334
Абдуллина Гульнара Робертовна
Абдуллина Гульнара Робертовна, преподаватель

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Учебно – методическая карта

Вид занятия (тип урока): урок обобщения и закрепления знаний

Цель занятия:

Учебная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по данной теме; закрепление навыков правильного ударения и произношения.

Воспитательная: содействовать воспитанию культуры речи, уважительного и бережного отношения к русской речи.

Развивающая: способствовать формированию умений и навыков грамотной речи, овладению спецификой ударения.

Обеспечение занятия:

А. Наглядные пособия: плакаты

Б. Раздаточный материал: тестовые задания для самостоятельной работы

В. Учебные места:

Г. Литература:

- Основная А.Данцев. Русский язык и культура речи

- Дополнительная Л.Введенская. Культура речи

 

Содержание занятия

№ элемента

Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

1

Организационный момент

Взаимное приветствие преподавателя и студентов; проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории, рабочих мест и внешнего вида студентов; организация внимания.

 

2

Постановка целей занятия

 

3

Проверка домашнего задания (экспресс-опрос)

  1. Особенности языковых норм в русском языке
  2. Проверка упражнения № 3 (учебник А. Данцева. Русский язык и культура речи)

устный фронтальный опрос

4

Обобщение и закрепление знаний

  1. Упражнение № 4. Задание: списать и поставить ударение
  2. Тест № 1. Задание б (из сборника тестов)

объяснит. -иллюстрат.

взаимопроверка

5

Проверка знаний и умений по данной теме

  1. Выполнение тестовых заданий
  2. Списать слова с доски и поставить ударение

самост.работа

6

Подведение итогов урока

  1. Обобщение и анализ работы студентов на уроке
  2. Проверка домашнего творческого задания

 

7

Объяснение новой темы «Морфологические нормы русского языка»

лекция

8

Закрепление

  1. Работа с учебником по данному материалу
  2. Выполнение упражнений на определение нарушений морфологических норм

письменно

работа у доски

9

Домашнее задание

  1. Упражнение № 2, стр. 129 по учебнику А.Данцева. Русский язык и культура речи
  2. Повторить теоретический материал – конспект по теме «Морфологические нормы русского языка»

индивидуально

10

Подведение итогов занятия

Сообщение и выставление оценок по самостоятельной работе. Анализ деятельности студентов на уроке.

 

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания:

- На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о важности и значимости владения культурой речи и пришли к выводу, что речь – яркий показатель общей культуры человека и его интеллекта. Мы определили, что литературно правильная речь должна быть построена в соответствии с языковыми нормами.

Вопросы группе:

- Что такое норма?

- Какие языковые нормы различаются в русском языке?

- Что включает в себя понятие «Орфоэпические нормы»?

а) Проверка упражнения № 3 (по учебнику А.Данцева «Русский язык и культура речи»).

б) Работа с карточками у доски по проверке усвоения материала (2 студента)

 

III. Обобщение и закрепление знаний.

- Сегодня мы продолжим работать по теме «Орфоэпические нормы». Главной нашей задачей на этом уроке является овладение спецификой правильного ударения.

После выполнения нескольких заданий будет проведена небольшая контрольная работа по проверке ваших знаний и умений по данной теме.

Прежде чем приступим к выполнению тренировочных упражнений, давайте вспомним, какие акцентологические нормы должны учитываться при постановке ударения в именах существительных и глаголах (устная работа).

Выполнение упражнения № 4, стр. 17 (выписать первые четыре строчки, поставить ударение).

Примечание: один студент работает у доски; упражнение проверяется через самопроверку.

Вопрос группе: какие особенности ударения должны учитываться при произношении прилагательных и причастий.

Закрепление.

Выполнение задания № 4 (б). Взаимопроверка;

Тест № 1 (из сборника тестов).

(Проверка и выставление оценок)

 

IV. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Орфоэпические нормы».

- Итак, мы с вами повторили и теорию, и основательно потренировались на практике. Пришло время для выполнения контрольной работы.

Тест «Орфоэпические нормы» (сборник тестов, выполнение на листочках).

Внимание на доску! На плакате записаны слова, которые очень часто встречаются в вашей речи. Давайте определим, всегда ли вы правильно их произносите.

Задание: списать и поставить ударение (самопроверка).

 

V. Заключение.

- Итак, мы сегодня отрабатывали навыки правильного ударения и произношения. Оценки получили (выставление оценок и их комментирование).

Действительно ли важно владеть культурой речи? (выводы делают студенты).

 

VI. Домашнее задание: сочинить ситуацию, когда человек из-за нарушения языковых норм может попасть в смешную ситуацию.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*