Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка открытого урока-размышления по рассказу Б.Васильева «Вы чье, старичье?» с элементами художественного анализа текста по предмету «Литература»

20.05.2015 523 764
Абдуллина Гульнара Робертовна
Абдуллина Гульнара Робертовна, преподаватель русского языка и литературы

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

Учебно – методическая карта

Предмет: Литература XX века

Тема занятия: «Когда вымерзает душа…» (по произведению Б. Васильева «Вы чьё, старичьё?»)

Вид занятия (тип урока): урок – размышление.

Цель занятия

Учебная: Знакомство с жизнью и творчеством писателя Бориса Васильева. Анализ художественного произведения, определение основного конфликта, темы и идеи рассказа «Вы чьё, старичьё?»

Развивающая: Развитие первичных навыков комплексного анализа текста, логического мышления и монологической речи.

Воспитательная: Воспитание чувств великодушия и человечности, внимательного отношения к людям старшего поколения.    

Обеспечения занятия

  • Наглядные пособия: Портрет писателя, эпиграф.
  • Раздаточный материал: Текст рассказа.
  • Учебные места: кабинет № 303
  • Технические средства обучения: магнитофон с записью интервью.
  • Литература: Рассказ Б. Васильева «Вы чьё, старичьё?»

 

Содержание занятия

№ элемента

Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

I

Организационный момент.

 

II

Вступительное слово преподавателя.

Определение цели урока. Обзор жизни и творчества Б. Васильева.

 

III

Анализ художественного текста
  • Каков сюжет этого произведения? Определение жанра.
  • Какое впечатление произвел на вас рассказ?
  • Характеристика главных героев.
  • Определение темы, идеи, проблематики.
  • Почему рассказ называется «Вы чьё, старичьё?»

Беседа с элементами комплексного анализа текста

IV

Обобщение.

  • Определение смысла названия урока «Когда вымерзает душа …»
  • Что это,
  1. рассказ-предупреждение.
  2. рассказ – размышление.
  3. рассказ – повествование.

Эвристический метод

V

Домашнее задание. Сочинение – отзыв по рассказу Б. Васильева «Вы чьё, старичьё?»

 

VI

Подведение итогов.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

II. Вступительное слово преподавателя:

- На протяжении этого учебного года мы очень много говорили о русской литературе XIX века, начала XX века, и вот пришло время знакомства с именами писателей второй половины XX века, чьи произведения вошли в новую русскую классику.

Сегодня будем говорить о последнем произведении Б. Васильева, написанного в 1980 году «Вы чьё, старичьё?»

Цель нашего урока – ответить на вопросы:

  • О чём это произведение?
  • Какие проблемы поднимаются автором?
  • Что волнует и тревожит писателя?
  • Какие злободневные проблемы нашего общества затронуты в этом рассказе?
  • Постараемся понять, почему урок назван именно так. И главное, на примере этого рассказа отработать схему анализа текста.

Прежде чем говорить о произведении, надо хорошо представить писателя. Кто он? Что волнует его? Какие произведения написал? О чем пишет?

То есть, нужно познакомиться с личностью автора.

Вопросы:

  • Знакомо ли вам имя Бориса Васильева?
  • Какие произведения вы читали?

(Беседа с учащимися)

Итак, Б. Васильев пришёл в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь. Отсюда – нравственная чистота, подлинная человечность его героев, требовательность к человеку

 

III. Анализ художественного текста.

а) Каков сюжет этого произведения? По своему жанру это рассказ. Назовите его отличительные признаки.

б) Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Перед нами в начале рассказа представлена обычная жизнь обычного героя. Ничто не указывает на изменения, а затем резкий поворот в судьбе главного героя)

в) Расскажите о главном герое Касьяне Нефедовиче Глушкове (созерцатель, старость которого совпало с детством. Он не разглядывал, не слушал, не анализировал, а воспринимал и впитывал всем существом)

г) Выделите важные события в его жизни.

Итак, Касьян Нефедович стал жить у Зинки. Как протекают его дни? (всё пошло гладко и мирно: под горку)

Чего больше всего боялся Глушков? (Одиночества и бесприютности… стр. 454)

Какой эпизод изменило наше мнение о герое? (стр. 453, прочесть.)

д) Помаленьку всё образовалось… Зинка уезжает на заработки. Как меняется жизнь Касьяна Нефедовича (стр. 454 – 455).

Как складывается взаимоотношения с людьми?

Появляется почва для оптимизма… Найдите эпизод первой встречи с Павлом Егоровичем Сидоренко.

Какую жизнь прожил Сидоренко? (В отличие от деда Глушкова Багорыч обладал двумя преимуществами: работой и жилплощадью, а самое главное имел собственную внучку)

Как изменилась жизнь Касьяна после встречи с Валей? (стр. 461)

е) В произведении есть несколько второстепенных героев:

Сосед Арнольд Ермилович (имел образование и стремление к справедливости), Валя (внучка Багорыча) и Андрей (только что вернувшийся из мест заключения).

Какие человеческие черты они олицетворяют? (беседа по тексту).

ж) У Глушкова зародился план… (анализ эпизода встречи на вокзале)

з) В рассказе присутствуют авторские размышления, которые позволяют определить тему и идею рассказа. Найдите авторские отступления (работа с текстом)

 

IV. Обобщение

- Какие проблемы поднимает писатель?

- Почему рассказ называется «Вы чьё, старичьё?»

- Ребята, как вы думаете, что это: рассказ – предупреждение,

                                                    рассказ – размышление,

                                                    рассказ – повествование.

- Беседа об актуальности проблемы брошенных стариков в наши дни. (Прослушать кассету с записью интервью с одинокими старыми людьми).

- Определите смысл названия урока «Когда вымерзает душа…»

Заключительное слово учителя: Б.Васильев не один в своей тревоге, многих писателей современной литературы волнуют эти же проблемы оскудения человеческих душ, потери связи между поколениями.

Что делать? Как сохранить благородные порывы души? Как сохранить человечность, жалость, великодушие? (ответы, раздумья студентов)

Рецептов много… (работа с эпиграфом).

 V. Домашнее задание: написать сочинение – отзыв по рассказу Б.Васильева.

 

VI. Подведение итогов.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*