Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока на тему «Философия Средних веков»

19.05.2015 1075 1747
Рафикова Айгуль Фаитовна
Рафикова Айгуль Фаитовна, преподаватель философии

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний, учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов, учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений. 

Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Форма проведения: традиционный

Тип занятия: комбинированный (ознакомление с новым материалом)

Методы обучения: индивидуальный, фронтальный, словесный (рассказ, беседа, объяснение), практический, проблемного изложения.

Междисциплинарная связь:история, литература

Цели занятия:

1. Дидактические:

  • охарактеризовать значение и особенности средневековой философии;
  • познакомить с жизнью и философским мировоззрением учёных средних веков;
  • закрепить философские понятия и термины;

2. Развивающие:

  • продолжить формирование навыков логического и образного мышления;
  • умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы;
  • умения чётко и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать навыки самостоятельной работы;

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;
  • воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества;

Средства обучения:

А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Б. Наглядные пособия: слайды

В. Раздаточный материал: бланки с тестовыми заданиями для проверки домашнего задания.

Г. Учебные места: аудитория № 314

Д. Литература

Основная: Губин В.Д. «Основы философии» Форум, Инфра-М 2008 г

Дополнительная:

  • Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2009
  • Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2006.
  • Философский энциклопедический словарь. – М.: 2007

Интернет-ресурсы:

  • http://filosofia-totl.narod.ru
  • http://an-site.ru/dk/soder.htm

Основные понятия занятия: эпоха средневековья, «отцы - церкви», схоластика, патристика.

 

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Блиц-опрос по предыдущей теме
  3. Изучение нового материала

* Основные идеи и положения философии средних веков.

* Направления философии средних веков – патристика и схоластика

* Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Подведение итогов. Домашнее задание

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

1.

Организационный момент

  • Приветствие;
  • Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;
  • Организация внимания, проверка отсутствующих;
  • Активизация на эффективную, плодотворную работу;

 

 

психологическая активизация

2.

Проверка домашнего задания

Форма: блиц – опрос (преподаватель задаёт вопрос, студенты сразу пишут ответ на заранее подготовленных бланках. После того, как все вопросы прозвучали, студенты в парах обмениваются своими работами для взаимной проверки и оценки. Работы сдают преподавателю).

Вопросы:

  1. главный философский интерес античной философии…(космос);
  2. древнегреческая платная школа? (софийская)
  3. как называли себя представители софийской школы? (специалистами по мудрости)
  4. назовите самого известного представителя кинийской школы? (Диоген)
  5. кто считал, что мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур? (Пифагор)
  6. как называли Гераклита из-за его непонятных на первый взгляд высказываний? (Темный)
  7. философы, которые были родоначальниками учения об атомах? (Левкипп и Демокрит)
  8. автор известной фразы: «Я знаю, что я ничего не знаю»? (Сократ)
  9. главная идея Сократа в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия, о каких общих понятиях идет речь? (красота, зло, добро, мудрость, совесть, честь)
  10. дать понятие к слову «автаркия»? (внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему)
  11. какой античный философов является главным героем произведения Платона? (Сократ)

фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Определения темы занятия

1) Студентам демонстрируется заранее подготовленная слайд презентация картин, которые отражают историческую информацию.

Примерные вопросы:

  • какая эпоха отражается, по вашему мнению, судя по данным картинам? (Средневековье)
  • по каким признакам вы определили? (костюмы, музыкальные инструменты, рыцари, т.е атрибутика)

2) Сообщение темы и задачи занятия.

Таким образом, с философией какого времени мы с вами познакомимся? (Философия Средних веков)

3) Ознакомление с планом изучения темы.

* Основные идеи и положения философии средних веков.

* Направления философии средних веков – патристика и схоластика

* Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

показ слайдов

 

постановка проблемы

 

беседа

 

на экране отражается тема и план работы занятия

4.

Изучение нового материала

Раскрытие темы по плану.

- ваша задача определить отличительные черты философии Античного мира и философии Средневековья.

1. Основные идеи и положения философии средних веков.

Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306-337). Возникновение Средних веков — это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия. Таким образом, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Нa место залитого солнцем и открытого ветрам греческого театра встает церковный полумрак, пронизанный мерцанием свечей и лампад. Этот полумрак был призван скрывать очертания тел и выявлять трепет души.

В истории взаимоотношения философии и религии открылся новый период, который продолжался почти пятнадцать столетий, то есть все Средневековье. Качественным его отличием является служение философии целям религии и теологии. Не меньшим препятствием для утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры, а в действительности – подчинению философии христианской религии. Именно ему принадлежат знаменитые слова, служившие своеобразным методологическим руководством в период Средневековья, что истинная философия – это христианская религия.

В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии и церкви.

«Отцы церкви» – священнослужители, которые в течение столетий занимались канонизацией и систематизацией христианского вероучения

Богослов - это вольный толкователь священного писания.

Прежде всего, это проявилось в широком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных догматов. Дело в том, что, возникнув и сравнительно быстро став государственной религией, то есть, получив выход на широкие слои населения, христианство еще не стало понятным для своих приверженцев. Чтобы сделать его доступным, надо было или создать соответствующую и приемлемую терминологию для раскрытия важнейших положений новой религии, или опереться на уже существующие понятия, использовав их там, где было возможно, или же заменив при необходимости их сущность.

Прежде всего, все или почти все философы эпохи Средневековья были священнослужителями. Философствование для них было как бы второй специальностью. Большинство из них обращались к философии, чтобы с ее помощью, опираясь на человеческий разум, донести до сознания прихожан церковные истины. Вторая особенность заключалась в том, что философией преимущественно занимались богословы, а это накладывало соответствующий отпечаток на их философские занятия. Вообще в Средневековье почти вся духовная, общественная, научная жизнь развивалась, а точнее протекала под прямым и жестким контролем церковных властей.

       Переход от античности к средневековому миропониманию — это переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!». Сменяются ориентиры человеческого мышления — от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека — от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.

       Характерной чертой средневековой философии является ее связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная специфика философии той эпохи.

 

2. Направления философии средних веков – патристика и схоластика

В течение Средних веков выделяются два периода развития философии: патристика и схоластика.

1. Патристика - разработка отцами церкви основ христианской догматики (патер — по-латыни «отец»), занимала ведущее место до 10 века, главным вопросом ее была это обоснование и оправдание христианской религии. Патристика - «надре» - учение отцов о сущности христианства - сущность является триада- вера, надежда и любовь.

Вера в Бога - вела предназначение.

Надежда - на спасенье души.

Любовь к Богу и к ближнему.

2. Схоластика - I зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, возникла и стала приоритетом средневековой философии начиная с 10 века. Это учение, о соотношении веры и разума (знаний). Философия этого периода была объективно идеалистической, в центре мировоззрения был Бог как объективная реальность. Он существует в идеях как (нравственный) идеал. Такое мировоззрение в центре с Богом называется теоцентризмом (ТЕО- Бог).

 

3. Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский

Августин Блаженный

Августин Блаженный — уникальная фигура, возможная лишь в той неповторимой обстановке, когда греко-римская культура уже сходила; со сцены, а религиозная идеология и христианская культура еще не восторжествовали. Августин Блаженный родился в 354 г. в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи, в нумидийском городе Тагасте, а умер в 430 г., прожив 76 лет. На его глазах рухнула великая империя, а за годы его жизни сменилось двадцать императоров. Долгие годы был Августин священником в Италии, а после рукоположения в епископы вернулся в родную ему Африку, в город Гиппон. Он умер в то время, когда его город осаждали вандалы.

Основные произведения Августина — «Исповедь» и «О граде Божием».

Августин обратился к философии, ища в ней не столько знания, сколько утешения. Стиль его философии — мифологическое иносказание. Высшая сила в мироздании — личный Бог. Основное отношение в этом мироздании — отношение людей и Бога. Это главным образом эмоциональные отношения: все мироздание пронизано любовью и ненавистью, надеждой и разочарованием, грехом и раскаянием в грехе, виной и искуплением вины, обидой и прощением. Человек — это главным образом душа, Августин презирает тело. Душа — это творение Бога, она есть только у людей. Души творятся Богом заново из ничего всякий раз, когда предстоит родиться человеку. Будучи сотворенной, душа, тем не менее, вечна, так как не пространственна, не состоит из частей и потому не может быть разрушена. Душе присущи способности — разум, воля и память. Высший акт воли — это акт веры, вера выше разума. Вера должна предшествовать познанию, сначала человек должен уверовать в Бога, возлюбить его, а потом познавать 

В книге «О граде Божием» Августин впервые в христианской традиции попытался переосмыслить историю человечества. Вся история для Августина определяется борьбой двух институтов — града Божьего и града земного. Град Божий — это избранное меньшинство. Сначала оно состояло из верных Богу ангелов, потом ветхозаветных патриархов, пророков. А после пришествия Христа этим градом стали истинные христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий как бы вкраплен в град мирской, в эту нечестивую среду. Град земной господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются государства, руководимые шайками разбойников. Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. И церковь рано или поздно должна прийти к власти и править миром.

Вся история проходит у Августина шесть стадий: 1. От Адама до потопа; 2. От потопа до патриарха Авраама; 3. От Авраама до Давида; 4. От Давида до Вавилонского пленения; 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа; 6. От пришествия Христа до конца существования человечества.

- Показ отрывка из видеофильма про Августина Блаженного.

- Анализ фрагмента

Фома Аквинский

В лице Фомы Аквинского религиозная философия сделала большой шаг вперед. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) считается величайшим представителем схоластической философии. И по сей день во всех католических учебных заведениях в обязательном порядке изучают его труды. Он был сыном графа Аквинского, имевшего свой замок в неаполитанском королевстве, учился в Неаполе, Кельне и Париже. За свои труды получил звание «ангельского доктора». Главные труды — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В «Сумме теологии» Фома попытался в популярной форме изложить основные идеи схоластической философии. Важно его учение о соотношении веры и разума. Цель философии, считал он, заключается в том, чтобы возвестить истину, исповедуемую католическим вероучением. Но для этого нужно прибегнуть к помощи естественного разума, поскольку многие не принимают авторитета Священного Писания. Но разуму не все доступно, он может доказать существование Бога и бессмертия души, но ему недоступно понимание Троичности или Последнего суда, которое дается только откровением.

Откровение не противоречит разуму, но нужно разделять то, что может быть доказано разумом, и то, что не может. Главная задача — примирить истины веры и истины разума. Лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается «естественное богословие» — высшая часть философии. Так, сущность Бога разуму недоступна, это предмет откровения, но можно с помощью логики доказать существование Бога: Бог как первопричина, как последняя цель развития, как самое совершенное существо, как источник движения и т.д. Бог может быть познан не только с помощью веры, но и разума. Важное значение, в том числе и философское, имеет у Фомы соотношение потенциального и актуального, то есть акта и потенции. Бог является чистым актом, чистой формой, единственно подлинно существующим. Чем ниже, дальше от Бога, тем больше материи и меньше духа, меньше актуальности и больше потенциальности, меньше формы, больше содержания. Материя — это чистая потенциальность, пассивность, которая становится чем-то конкретным только благодаря активной форме. Так, ум человека является не абсолютным началом, но только частью целого.

Только в Боге ум есть сущность, в человеке это лишь потенция сущности, так что не ум мыслит, а человек мыслит при помощи ума. Ум самое главное, что есть в человеке, именно с его помощью мы можем хоть как-то познать Бога, ум выше воли, но все-таки ум имеет свои границы — любовь к Богу важнее, чем познание Бога. Все века господства схоластики в университетах и среди богословов велись жаркие споры между номиналистами и реалистами. Номиналисты (от латинского nome — имя) считали, что общее — это только слово, имя, реально же существуют только единичные вещи. Реалисты, напротив, полагали, что общее существует реально, что Бог, например, не просто слово, а реально существующий субъект, Бог должен существовать, иначе Он не был бы Богом. Споры и диспуты доходили до потасовок между университетами. С точки зрения Фомы, который был умеренным реалистом, общее есть продукт нашего ума, однако оно имеет отношение к реальности, которая существует вне нашего ума. Общее существует и само по себе, в уме Бога. Наивысшее счастье не может заключаться в деяниях, ибо последние служат только средствами. Наивысшее счастье в познании Бога. Но познание Бога, которым обладает большинство людей, недостаточно для достижения высшего счастья; недостаточно и познания Бога, достигнутого через доказательства, недостаточно даже познания Бога через веру. В настоящей жизни нам не дано узреть Бога. Только в грядущем мире мы узрим Его, и это будет достигнуто не нашими естественными силами, а благодаря божественному свету. Тогда мы и достигнем наивысшего счастья.

 

рассказ

показ слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

новые понятия под запись в словарях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показ на экране слайдов

 

запись в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказ сопровождается презентацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основные моменты под запись

 

5.

Закрепление темы

Примерные вопросы:

  1. Характерные черты присуще философии Средневековья?
  2. Какие направления были в философии средних веков?
  3. Фома Аквинский является представителем, какого направления?
  4. Августин Блаженный является представителем, какого направления?

 

фронтальный опрос

6.

Итог занятия

Студентам предоставляется координата плоскости, в которой они должны отметить точку усвоения новой темы.

беседа

 

анализ

 

 

 

 

 

7.

Домашнее задание: учебник В.Д. Губин стр. 31- 35 (конспект)

- Оценивание

 

 

Приложение: презентация «Философия Средних веков»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*