Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок обучения грамоте по теме «Звуки [б], [б’], буквы Бб»

15.12.2011 1503 9533
Вербицкая Надежа Викторовна, учитель начальных классов

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Тема: Звуки [б], [б’], буквы Бб.


Цели:

- создать условия для знакомства с новыми звуками [б], [б’], буквами Бб;

- формировать умения выделять звуки в речи, определять место звука в слове;

- содействовать развитию у обучающихся исследовательских умений и навыков;

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в нестандартной ситуации;

- продолжить формировать учебно-организационные, коммуникативные умения;

- воспитывать интерес  к чтению.


Оборудование: презентация по теме урока, таблица «Звуки речи», «звуковички», карточки для вычеркивания букв - КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ (25 шт.), сигнальные карточки (25 шт.)


Ход урока:


I. Организационный момент.


Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

 

II. Введение в тему урока:


За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своем

Живут гномы всемером.

С ними поселилась я.

Ну-ка, открывай глаза!

Слайд 1

- К кому мы попали в гости? (К Белоснежке)

- Из какой она сказки? (Белоснежка и семь гномов)

Белоснежка – героиня сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

В сказке братьев Гримм - гномы трудолюбивые, очень серьезные.

А у нашей Белоснежки гномы необычные и имена у них тоже необычные.

- Произнесите про себя имя героини, определите, первый звук в слове, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема: Звук [б] и буква, которая его обозначает)

- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать цели нашего урока.

(развитие общеучебных универсальных действий)

Слайд 2  

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

Учиться читать ….. 

(предположения детей)


Цель урока:

- познакомиться с новыми звуками, буквами, которые  их обозначают;

- учиться отличать новые звуки от других звуков речи, определять их местоположение в словах;

- учиться читать слова, предложения с новой буквой.

 

III. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


1. Исследование слов (развитие исследовательских умений)

- Предлагаю вам побывать в роли исследователей.

- Что на голове у Белоснежки? (бант)

- (В парах) Исследуйте слова Белоснежка и бант, выделите первый звук в словах, дайте ему характеристику.

1 ряд – Белоснежка         2 ряд -  бант               3 ряд - эксперты

Слайд 3.

- Поделитесь своими открытиями.

[Б] – согласный, звонкий, твердый

[Б’] - согласный, звонкий, мягкий

 

2. Примените полученные знания - оденьте звуковичка.

Комментирование «цепочкой» (работа с моделью звука)


 

3. Ребята, почему-то наша Белоснежка одна. (мотивация)

Что-то я не вижу гномов. Где же они, как вы думаете? (спрятались)

У Белоснежки гномы-шалунишки,

Поиграть с вами хотят.

Никогда им не встречалось,

Столько умненьких ребят!

- Если вы докажете гномам, что вы умные, сообразительные, то  сможете с ними познакомиться.

- Готовы справиться с любыми заданиями?

 

4. Упражнение в определении звука в словах.

Вот и первое задание.

- Выбрать угощение для гнома-Сладкоежки.

- Определите, есть ли звук «б», «б’» в слове.

- Да - встать, если нет – присесть.

Баранки, малина, клубника, бублик, конфета, булочка, пирожок, голубика, апельсин, брусника, арбуз.

- Я тоже приготовила угощение для гномика (яблоко, вишня, груша, бананы, виноград, абрикосы).

Слайд 4. Как вы считаете, все ли любит гном-Сладкоежка?

- Сколько угощений получил гномик! Он так обрадовался.

- Давайте с ним познакомимся.(Сладкоежка- первый)

Слайд 5.

 

5. Определение местоположения звука в словах.

В уголочке кто сидит?

Тихо что-то говорит?

- Да это же гномик-Тихоня.

- Он предлагает вам поиграть со «звуковой птичкой», определить место звука в слове.

 «Звуковая птичка»

 Береза, белка, рябина, грибок,  барсук, боровик,  бабочка, пушок.

 

- Справились с заданием, вы правильно определяли местонахождение звука в слове.

- Вот и второй гномик-Тихоня появился.

Слайд 6.

 

6. Ребята,  гном – Любознайка предлагает вам научиться писать и читать новую букву.

- Гномик – Любознайка просит вас найти на полотне новую букву.

Слайд  7.  (буквы Бб)

- Как она называется? (Бб)

- Назовите ее соседей в алфавитном ряду.

- Напишите на звуковичке букву Б. Запомните её.

Слайд 8 (3 гнома)

- Посмотрите,  третийгномик- Любознайка нашелся.

 

7. Физминутка.

Вижу сильно вы устали.

Позову Весельчака,

Проведет он физминутку,

Всем понравится она.  (позвать всем вместе …)

-Давайте  весело и дружно выполним физминутку, он сразу покажется нам.

Гномы шли, шли, шли,

Земляничку нашли.

Сели, поели,

И опять пошли. (2 раза)

 

Щелчок по слайду ( 4 гнома)

- Выполнили физминутку, вот и четвертый гномик – Весельчак нашелся.

 

8. Упражнение на концентрацию внимания.

Следующее задание приготовил вам гномик-Буквоежка.

Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.  (Взаимопроверка)

- Сколько раз встретилась буква Б.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

- Какие слова спрятал в ряду гном-Буквоежка? (азбука, букварь, буквы)

- Определите, твердый или мягкий звук в этих словах?

Щелчок по слайду ( 5 гномов)

Вот и пятый гномик-Буквоежка появился.

 

КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ

 

IV. Закрепление знаний и способов деятельности.

1. Чтение слогов с новой буквой.

2. Гномик-Почитай-ка приготовил вам  очень сложную работу.

- Гном-Почитай-ка приготовил вам таблицу.

- Сформулируйте задание.

Слайд 9.

бу

бус

белка

би

бир

билет

ба

бар

барсук

бо

бом

альбом

бр

бра

зебра

- Прочитайте слоги, слова,  где звук «б» – мягкий.

- Что объединяет слова 3 столбика? (предметы, в ед.ч., 2 слога)

- По каким признакам слова можно разделить на 2 группы?(одуш.-неодуш., с согл. – с гласн., удар на 1 слоге – удар. на 2 слоге)

- Гном убедился в том, что вы можете выполнять такую трудную работу со слогами и словами, и надеется, что вы теперь сможете прочитать ему сказку. (Гном притаился и слушает каждую группу).

 

3. Чтение текста и работа над содержанием.

Слайд 10.

- О ком эта сказка?

- К кому попала Белоснежка?

- Какое слово для вас было новым, непонятным?

«очаг» - приспособление, где разводят и поддерживают  огонь

- Что еще узнали из сказки?

- Прочитай сказку приемом «Жужжащее»  чтение и найдитеответ на вопрос:

 - Что делала Белоснежка в доме у гномов?

- Найдите предложение, которое  соответствует схеме.

_____   _____    _____  _____.

- Придумайте название к сказке. «В гостях у гномов»

- Гномик-Почитайка очень доволен вашей работой.

Слайд 11 (6 гномов)

- Гномик – Почитайка предлагает вам обязательно прочитать сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и узнаете в какую историю попала Белоснежка.

Слайд 12

 

4. Ребята, все гномы в сборе?

Слайд 13

Мы не просто знакомились с гномами, но и открывали для себя новые знания.

- Что нового вы для себя открыли?

 

5. Ну а седьмого гномика-Знайку мы порадуем своими знаниями, и он обязательно с вами познакомится. (Сигналы)

- Звук «б» – гласный? Нет

- Звук «б» – согласный, звонкий? Да

- Буквой Б обозначается тв.звук «б» и мяг. звук «б»? Да 

- В слоге – «би» – звук б – твердый? Нет

- В слове билетик звук Б – мягкий? Да

 

- Справились с заданием.

Вот и седьмойгномик-Знайка появился.

- Вот и познакомились со всеми гномиками.

- Вся компания в сборе.

Звучит песенка «В гостях у гномов»

Щелчок по слайду (песня)

 

V. Рефлексия.

На столах у вас лежат конверты, в них гномы разных  цветов: оранжевого, желтого. Возьмите себе на память того гнома, который соответствует насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке и продвинулись в своём развитии:

Слайд 14

Оранжевый цвет – мне очень понравилось на уроке, я получил новые знания;

жёлтый цвет – мне было хорошо на уроке.

 

VI. Итог урока.

-  Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке.

Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.

Оценить вашу работу я предлагаю и нашим гостям.

(раздаются конверты с карточками)

               




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*