Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сущность и структура сознательной дисциплины студента

18.05.2015 381 477
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Структура сознания

Сознание – высшая форма психики, результат общественно-исторических условий. Формирование человека в трудовой деятельности при постоянном общественно-социальном взаимодействии с людьми.

Жизнь на Земле возникла естественным путем на основе развития материи, когда для этого появились соответствующие условия. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляется человек, обладающий мозгом, функцией которого является сознание.

Сознание человека, его психическая деятельность зависит от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность. При повреждении лобных долей человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается ориентировка в пространстве. При отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение» рассудка или даже «отключение» сознания. Пьянство, по словам Аристотеля, это добровольное умопомешательство.

Сознание – это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме

Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека

Структура общественного сознания – это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

Осознаваемое («Я») – всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования. Бессознательное («Оно») – совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п.

 

Понятие дисциплинированности

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».

Дисциплина в коллективе понимается как наличие (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Эта обязательность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Дисциплина является составной частью нравственности, она охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом – как норма морали. Если, например, молодой человек на вечере в клубе сидя беседует с женщиной, которая стоит рядом c ним, или старшим по возрасту мужчиной, его поведение квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм вежливости и приличия. Но если студент во время перерыва будет сидеть и разговаривать с преподавателем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как общеучилищные правила предписывают, чтобы студент вставал, когда беседует с преподавателем. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины студента. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. В этом смысле культура поведения как термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание дисциплины в техникуме, определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для студента, а также внутренним распорядком. Важнейшими из этих правил являются следующие: студенты обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь государственное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с педагогами, старшекурсниками и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своего учебного заведения и своей группы и т. д.

Конкретные требования предъявляются к поведению студентов на улице и в общественных местах.

Правила для студентов и внутренний распорядок техникума являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств студентов.

 

Пути и способы формирования сознательной дисциплины

Воспитание сознательной дисциплины происходит в целостном учебно-воспитательном процессе, в организации всех видов деятельности: учебной, трудовой, общественной, физкультурной, творческой. Вместе с тем процесс дисциплинирования студентов, его педагогическая инструментовка имеют свою специфику и особенности. А.С. Макаренко подчеркивал, что, поскольку развитое гражданско-правовое, нравственное, эстетическое сознание является целью и результатом воспитания и его становление происходит постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков, овладения привычными формами социально значимого поведения, оно не может явиться основанием, духовной базой формирования сознательной дисциплины. Понимание значения дисциплины не может вырастать из не сформированного, не окрепшего, не обогащенного социальным опытом сознания, не имеющего возможности критически переработать всю поступающую информацию, контролировать собственные спонтанные побуждения и осознанно направлять поведение.

Дисциплинирующее педагогическое требование в разнообразных формах выражает необходимость разумного, осмысленного и жизненно оправданного действия, поведения. Оно мобилизует мысли, чувства, волю студентов в нужном, педагогически целесообразном направлении. Важно добиваться того, чтобы требование как выражение жизненной необходимости не только предъявлялось преподавателем и исполнялось студентами, но по ходу дела глубоко осознавалось и принималось внутренне, становилось личным внутренним стимулом деятельности.

Дисциплинирующие требования стимулируют, организуют деятельность студентов, всемерно способствуют развитию многообразных интересов, постепенному формированию духовных потребностей, проявлению и укреплению воли.

Развитие сознания и сознательной дисциплинированности не совершается само по себе, как накопление эмпирического опыта и его проявления. Сознательная дисциплина эффективно формируется, когда наряду с накоплением опыта, в органической связи с ним ведется специальная, систематическая просветительная работа по углублению и расширению гражданского и эстетического сознания студента. В этом случае осознание личного опыта сливается с освоением требований общественного сознания, с формирующимися гражданско-правовыми убеждениями.

Духовно-нравственное просвещение в целях углубления сознательной дисциплины осуществляется в двух направлениях. Во-первых, необходимо широкое духовно-ценностное просвещение по осмыслению нового общества, его основных задач и вовлечение студентов в носильное и доступное их решение.

Во-вторых, специальная просветительная работа организуется в целях осознания студентов духовных ценностей, порождаемых самой сознательной дисциплиной. А.С. Макаренко, исходя из своего опыта, выдвинул ряд идей относительно полезности дисциплины, которые нужно внушать студентам. Всякая безалаберность и неорганизованность отдаляют цель, делают ее достижение нереальным. Этим достигается понимание студентами необходимости и важности организованности, целеустремленности, четкого взаимодействия, дисциплины, требуемых педагогом. Для учащихся большое значение имеет и то, что выполнение всеми ими требований и правил поведения, подчинение воле коллектива ставит всех в равноправное и защищенное положение.

Дисциплина начинается там и тогда, где и когда приятное или неприятное для себя, но важное, необходимое для коллектива дело студент делает с удовольствием, получая морально-эстетическое удовлетворение от сознания его полезности и нужности другим людям. Осуществление перемен в нашем обществе требует подчеркнуть и ту очевидную аксиому, что высокое качество работы, сознательная дисциплина в труде, учебе, спорте для молодежи есть форма выражения своего отношения к происходящим переменам, своей реальной общественной ответственности, гражданской сознательности.

Дисциплинарная ответственность ближе всего подводит студента, как к нравственной, так и к правовой гражданской ответственности. Сознательная дисциплина, сделавшись качеством личности, дает ей возможность сосредоточить сознательные волевые усилия на развитии собственных способностей, своей индивидуальности. Наконец, для всех важно сделать абсолютно понятной мысль о том, что обладание сознательной дисциплиной позволяет молодому человеку безболезненно включаться в систему разнообразных общественных отношений, в жизнь любого трудового коллектива, становиться его полноправным, свободным, активным членом.

Таким образом, сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно-воспитательного процесса, является его результатом, представляет собой организационное воплощение нравственного духовного богатства человека. Она позволяет добиваться в борьбе за перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего общества, органического единства слова и дела, реального и качественного достижения намеченных целей.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*