Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательный потенциал интеллектуальной игры в формировании патриотической и гражданской позиции студентов

15.05.2015 248 322
Рычкова Людмила Ивановна
Рычкова Людмила Ивановна, преподаватель общественных дисциплин

Амурский медицинский колледж

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защищать от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны.

Патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе жизнедеятельности человека. Патриотизм является компонентом гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества.

Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина - патриота, поэтому гражданственно – патриотическое воспитание рассматривается как целостный процесс, имеющий две стороны: одна из них – овладение гражданственно – патриотическими знаниями и умениями оперировать ими; другая – формирование гражданственно – патриотических отношений и соответствующего поведения. Результатом их взаимодействия и развития является формирование гражданственно – патриотического мировоззрения молодых людей.

Важнейшим аспектом в деле воспитания патриотизма и гражданственности является знание молодыми людьми собственной истории, память о ключевых для России событиях, победах российского оружия, которые воспитывают у учащихся гордость и уважение за дела своих предков, любовь к своей нации.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность студентов за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Одной из эффективных форм в формировании патриотическо–гражданской позиции молодежи является интеллектуальная игра. Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Выражение «интеллектуальные игры» впервые употребили К. Гроос, говоривший об их особой функции «дополнения» к бытию у людей, занимающихся физическим трудом: в этой игре происходит компенсация, дополнение эмоциональной (и интеллектуальной) сферы личности тем, что либо не испытывается в реальной жизни, либо подавляется эмоциями, связанными с достижением практических целей; в этой игре человек способен испытать радость от реализации своих умственных возможностей, чувство связи с группой, чувства, вызванные заслуженной победой, - все, что забыто в реальной жизни, полной неудач, столкновений и страстей[1]; и «классик» игрологии М. Лазарус, различавший игры, связанные с физической деятельностью, влечениям к зрелищам и игры интеллектуальные[4].

Игра, называемая интеллектуальной - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, эта деятельность является средством достижения игрового результата (победы в соревновании), хотя он быстро теряет ценность сам по себе, и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, то есть беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения цепочки проблемных ситуаций.

Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет различий между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду.[2] Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что «хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности».[3]

В традицию колледжа вошло проведение интеллектуальных игр, посвященных дням воинской славы, памятным датам России и Амурской области, которые по мнению студентов являются нужным, познавательным и интересным делом. Они с огромным желанием принимают участие в интеллектуальных играх, готовятся и подбирают нужный материал.

Главная цель данной формы внеучебной работы - стимулировать интерес студентов Амурского медицинского колледжа к самостоятельному изучению российской истории, культуры и традиций, расширение кругозора.

Интеллектуально-познавательная игра состоит из нескольких этапов (конкурсы, туры, раунды). Каждый этап проводится по правилам и обязательно оценивается. Побеждает команда, которая набрала больше баллов.

Подготовка и проведение интеллектуально-познавательной игры требует большого мастерства от педагога. Необходимо, доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить познавательную задачу, подготовить оборудование, сделать необходимые записи.

Участие каждого студента в игре обязательно. В игре следует продумывать не только характер деятельности учащихся, но и организационную сторону, характер управления игрой.

В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность. Чтобы не нарушать впечатление от игры, ошибки анализируются после ее завершения.

Для того чтобы интеллектуально-познавательная игра прошла удачно, необходимо помнить некоторые особенности ее проведения:

  1. Игра должна приносить удовольствие. Каждый успех учащегося — это его достижение. Радуйтесь этому, это вдохновляет участников на новые победы.
  2. Нельзя заставлять играть, лучше — заинтересовать.
  3. Интеллектуально-познавательные игры требуют от учащихся интеллектуального напряжения. Необходимо дать возможность думать и делать все самому, и отыскивать ошибки тоже.
  4. Педагог должен знать ответы на все вопросы и задания игры.
  5. Целесообразно составлять интеллектуальные игры таким образом, чтобы начальные задания были более простыми, т. к. успех в начале игры — обязательное условие.
  6. Учащиеся должны соблюдать правила, которые педагог оглашает в начале игры. Условия проведения и правила игры должны быть четкими и понятными.
  7. Характер деятельности всех учащихся должен быть продуман до мелочей.
  8. Игра не должна быть скучной и надоедливой.
  9. Она должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся.
  10. В конце игры должен быть подведен итог.

Проведенные интеллектуальные игры были посвящены следующим темам: «Ратные страницы истории»; «Войны – герои России»; «200 лет Бородинской битвы»; «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве»; «День Конституции РФ»; «Благовещенская Городская Дума из века в век» и т.д. Каждая игра требовала особой подготовки: создание инициативной группы студентов и преподавателей; разработка положения, где определяются основные задачи и условия проведения; отбор вопросов, заданий, поиск нужного информационного материала; выбор формата игры.

На примере брейн - ринга, проводимого в рамках празднования 200 - летия Бородинской битвы, в игре приняли участие команды от каждой учебной группы в количестве пяти человек. Студенты выбирали командира, название команды, готовили по два вопроса соперникам и самое интересное представляли презентацию о героической личности Бородинского сражения.

Интеллектуально-познавательные игры помогают разнообразить жизнь студентов, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Ведь игры только тогда дают результат, когда учащиеся играют с удовольствием. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.

Таким образом, воспитание студентов как граждан высокой культуры, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества возможно через игровые формы обучения и воспитания.

Сравнительно-сопоставительный научный анализ теоретических источников и итогов педагогической практики позволил выделить объективные факторы, обусловливающие развитие профессионально значимых качеств личности будущего специалиста социально-культурной деятельности посредством интеллектуальной игры в образовательном процессе:

  • во-первых, использование в игровом знаниевом содержании конкретно-исторических, социально-экономических, социокультурных условий жизнедеятельности общества;
  • во-вторых, интеллектуальная игра наполняется содержанием из интеллектуального и духовно-культурного наследия общества, его сформировавшихся социальных норм, идеалов и ценностей;
  • в-третьих, интеллектуальная игра направляет эмоционально-волевую профессиональную, социальную интеллектуально-творческую активность на самоопределение личности в условиях получения образования.

Подводя итог, вышеизложенному, стоит отметить положительные моменты игровых форм обучения:

  1. Повышению уровня развития мыслительных процессов.
  2. Сплочению студенческого коллектива.
  3. Воспитанию положительных личностных качеств.

В связи с этим преподавателю необходимо:

  1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
  2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.
  3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у студентов.

Литература:

  1. Гроос К. Душевная жизнь ребенка. - Киев, 1916.
  2. Крупская Н.К. Пед. Соч. - М., 1959. С. 116.
  3. Макаренко А.С. Игра. Соч. - М., 1957. С. 34.
  4. Lazarus M. Die Reiz des Spiels. - Berlin, 1907.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*