Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методика экспертных оценок готовности к управленческой деятельности специалистов среднего звена

15.05.2015 310 1 430
Рожнова Елена Николаевна
Рожнова Елена Николаевна, преподаватель

Кадомский технологический техникум

Введение

Управленческая деятельность является специфическим видом профессиональной деятельности, присущим любым предприятиям, организациям и учреждениям. Руководители направляют, организуют и координируют деятельность коллективов на любом уровне. С увеличением количества и технологичности человеческой активности количество руководителей будет постоянно расти, а их специализация увеличиваться и разделение труда специалистов динамически изменяться. Эти факторы предопределяют обособление управленческих функций от трудовых функций специалистов и работников в организации [1]. Профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» направлен на формирование нового отношения к деятельности по руководству организацией [2]. Введение профессиональных стандартов вызывает необходимость в совмещении требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и требований профессионального стандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, что  требует от образовательных учреждений разработки методик и средств оценки не только профессиональных и общих компетенций по профилю специальности, но и оценки готовности к управленческой деятельности специалистов.

Для оценки готовности специалистов среднего звена к управленческой деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с учетом требований и ФГОС СПО, и ПС «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» нами разработана методика экспертных оценок специалистов среднего звена.

  1. Общие положения

1) Экспертная оценка студентов осуществляется с целью определения уровня развития у них деловых качеств и управленческих умений.

2) Данную методику экспертной оценки рекомендуется использовать в следующих ситуациях: при окончании изучения курса дисциплин, профессиональных модулей; после прохождения практики; при составлении рекомендаций работодателям и т.п.

3) Данную методику целесообразно применять для экспертной оценки лиц, обучавшихся специальности более 1 года [3].

  1. Организация экспертной оценки

1) В организации работы по проведению экспертной оценки участвуют:

- студенты группы;

- преподаватели и сотрудники отделения среднего профессионального образования;

- педагог-психолог.

2) В случае аттестации выпускников по специальности экспертная оценка проводится в соответствии со списком и графиком аттестации.

3) Списки лиц, подлежащих экспертной оценке (см. Приложение 1), а также списки экспертов (см. Приложение 2) утверждаются руководством учебного учреждения. Список экспертов доводится до сведения лицам, подлежащим экспертизе.

4) В методике на основании требований профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации») и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО), выделены 20 профессионально-важных качеств руководителя среднего звена. Качества, по которым осуществляется экспертная оценка выпускников,  объединены в две нормативные модели. Первая - модель деловых качеств и управленческих умений руководителя среднего звена, вторая, взаимосвязанная с ней, - модель  готовности к управленческой деятельности руководителя среднего звена.

Нормативная модель деловых и управленческих качеств - это описание набора профессионально важных качеств (ПВК), выраженность которых в определенной степени необходима руководителю среднего звена.

Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда. Для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии.

В структуру ПВК входят:

общечеловеческие способности - это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую деятельность;

на фоне общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, способности к общению и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком определенных видов деятельности;

общие профессиональные способности - психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельности;

специальные профессиональные способности - психологические свойства личности, требуемые при более узкой профессиональности;

профессиональный стиль деятельности - преобладающий тип приемов решения задач в данной профессиональной области и способов осуществления решений;

профессиональное самосознание - профессиональное мировоззрение, личное профессиональное кредо.

Первая модель включает в себя три блока.

Блок I. Отношение к работе и стиль деятельности:

а) уровень общих способностей (работоспособность, самостоятельность в решениях и действиях, целеустремленность);

б) особенности профессионального стиля деятельности (уверенность в конечном успехе дела, соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте, направленность на дело, ответственность за решение и его выполнение).

Блок II. Организационно-управленческие умения и знания:

а) общие и специальные способности к общению (способность отстоять свою точку зрения, использование своих прав и полномочий, повышение собственной квалификации);

б) специальные управленческие навыки (умение налаживать деловые отношения, подбор и расстановка кадров, умение стимулировать подчиненных, повышение квалификации и служебный рост подчиненных).

Блок III. Информационно-аналитические  умения и навыки:

а) общие профессиональные способности и умения (профессиональные знания, результативный поиск ошибок; умение планировать работу, способность к самоконтролю хода дел);

б) специальные профессиональные способности и умения (знания по организации и нормированию труда, экономические знания, умение перерабатывать информацию).

Для нормативной модели готовности к управленческой деятельности те же ПВК сгруппированы по функциям управления, которые повседневно руководитель среднего звена выполняет в своей профессиональной деятельности.

  1. Функция целеполагания и планирования: целеустремленность, уверенность в конечном успехе дела, умение планировать работу;
  2. Функция мотивации: направленность на дело, экономические знания, повышение собственной квалификации;
  3. Функция организации: соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте, работоспособность, знания по организации и нормированию труда, организаторские способности;
  4. Функция координации: умение налаживать деловые отношения, способность отстоять свою точку зрения, подбор и расстановка кадров;
  5. Функция контроля: профессиональные знания, результативный поиск ошибок, способность к самоконтролю хода дел, умение перерабатывать информацию, направленность на дело;
  6. Принятие решений: самостоятельность в решениях и действиях, использование своих прав и полномочий, ответственность за решение и его выполнение

5) По каждому из трех блоков качеств нормативной модели деловых и управленческих качеств, а также шести функций нормативной модели готовности к управленческой деятельности найден среднеарифметический нормативный показатель. Для получения итоговой (интегральной) экспертной оценки и оценки уровня готовности к управленческой деятельности среднеарифметические показатели по блокам качеств суммируются, взвешиваются, находится среднее значение и делается заключение.

  1. Процедура экспертной оценки

1) На основании списка лиц, подлежащих экспертной оценке (см. Приложение 1) формируется и утверждается список экспертов (см. Приложение 2), соблюдая следующие требования:

- эксперты хорошо знают оцениваемого студента (не менее 1 года);

- эксперты профессионально компетентны в сфере его трудовой деятельности;

- количество экспертов должно быть не менее шести;

Далее эксперты приступают к экспертизе. Экспертам предлагается:

а) Бланк для ответов с инструкцией (см. Приложение 3);

б) Список качеств для экспертной оценки руководителя среднего звена (см. Приложение 4).

2) Следуя положениям инструкции, эксперты оценивают качества студента и проставляют свои оценки в бланке для ответов.

3) Заполненные бланки передаются на обработку.

4) На основе оценок экспертов составляется итоговая Карта деловых качеств и управленческих умений руководителя и Карта уровня готовности к управленческой деятельности (см. Приложения 5, 6).

5) Далее по каждому из четырех блоков качеств деловых и личностных качеств, и шести функций управления находится среднеарифметический показатель, который сравнивается с нормативом. Показатель по блоку качеств может быть низкий, средний, высокий.

Для получения итоговой экспертной оценки среднеарифметические показатели по блокам качеств суммируются, взвешиваются, находится среднее значение и делается заключение:

- оцениваемый студент имеет низкий, недостаточно развитый уровень деловых, профессиональных качеств и управленческих умений, не соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС СПО по специальности;

- оцениваемый имеет средний уровень развития деловых, профессиональных качеств и управленческих умений, соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС СПО по специальности;

- оцениваемый студент имеет высокий уровень развития некоторых деловых, профессиональных качеств и управленческих умений, соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС СПО по специальности, рекомендовано дальнейшее обучение.

Экспертные характеристики в итоге выглядят следующим образом:

Характеристика деловых качеств и управленческих умений

Низкий уровень: Отношение к работе характеризуется как безответственное. Работа не нравится. Не исполнителен, имеет нарушения дисциплины. Со сложной работой не справляется. Не имеет управленческих умений и навыков. Руководит неграмотно. Не умеет устанавливать хорошие деловые отношения, применять свои права и власть. Имеет слабые профессиональные и информационно-аналитические знания и умения.

Оценка экспертизы: не соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.

Средний уровень: Отношение к работе характеризуется как ответственное. Работа нравится. Исполнителен, соблюдает дисциплину. Справляется со сложной работой. Имеет хорошие управленческие умения и навыки. Руководит грамотно. Устанавливает хорошие деловые отношения. Умело применяет свои права и власть. Имеет хорошие профессиональные и информационно-аналитические знания и умения.

Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.

Высокий уровень: Отношение к работе характеризуется как ответственное. Работа нравится, готов тратить на нее личное время. Всегда исполнителен, строго соблюдает дисциплину. Хорошо справляется со сложной работой. Имеет хорошие управленческие умения и навыки. Руководит грамотно и эффективно. Устанавливает очень хорошие деловые отношения. Умело применяет свои права и власть. Имеет очень хорошие профессиональные и информационно-аналитические знания и умения.

Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО, рекомендовано получение высшего образования.

Характеристика уровней готовности к управленческой деятельности

Низкий уровень: нечеткое формулирование целей; результат не соответствует целям; отсутствует описание реальных возможностей и сроков выполнения заданий; задания выполняются не своевременно, с большими отклонениями от требований к качеству; допускается более трех ошибок, ошибки обнаруживаются не своевременно, отсутствуют формулировки причин ошибок; допускается необъективная оценка действий и взаимодействия; отсутствует обоснование принятого решения; решения не соответствуют поставленным целям либо не принимаются вообще.

Оценка экспертизы: не соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.

Средний уровень: формулирование целей; не полное соответствие результата целям; не полное соответствие мотивов полученному результату; соответствие содержания и последовательности действий целям; отражение реальных возможностей и сроков; своевременное выполнение заданий; наличие небольших отклонений от требований к качеству; одна-две ошибки, своевременное их обнаружение и формулирование причин; оценка действий и взаимодействия; обоснование мнения; соответствие решения поставленным целям, его аргументированность.

Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.

Высокий уровень: четкое формулирование целей; соответствие результата - целям; отражение реальных возможностей и сроков; выполнение заданий своевременно, в соответствии с требованиями к качеству; отсутствие ошибок или своевременное их обнаружение, формулирование причин; объективная оценка действий и взаимодействия; логически обоснованное мнение; соответствие решения поставленным целям, его аргументированность.

Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО, рекомендовано получение высшего образования.

 

3а. Нормативная модель деловых качеств и управленческих умений руководителя среднего звена

Таблица 1

№ п/п

Качество

Оценка требований

Низкая (1)

Средняя (2)

Высокая (3)

 

Блок 1. Отношение к работе и стиль деятельности

1

Целеустремленность

 

*

 

2

Уверенность в конечном успехе дела

 

*

 

3

Направленность на дело

 

*

 

4

Соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте

 

 

*

5

Работоспособность

 

 

*

6

Самостоятельность в решениях и действиях

 

*

 

7

Ответственность за решение и его выполнение

 

 

*

 

Средний балл по блоку

2,4

 

Блок 2. Организационно-управленческие умения и навыки

8

Способность отстоять свою точку зрения

 

*

 

9

Подбор и расстановка кадров

 

 

*

10

Умение налаживать деловые отношения

 

*

 

11

Умение стимулировать подчиненных

 

 

*

12

Повышение квалификации и служебный рост подчиненных

 

*

 

13

Повышение собственной квалификации

 

*

 

14

Использование своих прав и полномочий

 

*

 

 

Средний балл по блоку

2,3

 

Блок 3. Информационно-аналитические умения и навыки

15

Умение планировать работу

 

 

*

16

Экономические знания

 

*

 

17

Знания по организации и нормированию труда

 

*

 

18

Профессиональные знания. Результативный поиск ошибок

 

 

*

19

Способность к самоконтролю хода дел

 

 

*

20

Умение перерабатывать информацию

 

*

 

 

Средний балл по блоку

2,5

 

Интегральная оценка качеств

2,4

 

3б. Значимость деловых качеств и управленческих умений руководителя среднего звена в нормативной модели

Таблица 2

Блок

Наименование

Нормативный показатель

Степень  выраженности показателя

Низкая

- до 50%

Средняя - 50-80%

Высокая - 80-100%

1

Отношение к работе и стиль деятельности

2,4

до 1,2

1,2-1,8

1,9-2,4

2

Организационно-управленческие умения и знания

2,3

до 1,1

1,1-1,7

1,8-2,3

3

Информационно-аналитические умения и навыки

2,5

до 1,3

1,3-1,9

2,0-2,5

4

Интегральная экспертная оценка

2,4

до 1,2

1,2-1,8

1,9-2,4

 

3в. Нормативная модель готовности к управленческой деятельности руководителя среднего звена

Таблица 3

№ п/п

Качество

Оценка требований

Низкая (1)

Средняя (2)

Высокая (3)

 

1. Функция целеполагания и планирования

1

Целеустремленность

 

*

 

2

Уверенность в конечном успехе дела

 

*

 

3

Умение планировать работу

 

 

*

 

Средний балл по функции

2,3

 

2. Функция мотивации

4

Умение стимулировать подчиненных

 

 

*

5

Повышение квалификации и служебный рост подчиненных

 

*

 

6

Повышение собственной квалификации

 

*

 

 

Средний балл по функции

2,3

 

3. Функция организации

7

Соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте

 

 

*

8

Работоспособность  

 

 

*

9

Знания по организации и нормированию труда

 

*

 

10

Экономические знания

 

*

 

 

Средний балл по функции

2,5

 

4. Функция координации

11

Умение налаживать деловые отношения

 

 

*

12

Способность отстоять свою точку зрения

 

*

 

13

Подбор и расстановка кадров

 

*

 

 

Средний балл по функции

2,3

 

5. Функция контроля и анализа

14

Профессиональные знания. Результативный поиск ошибок

 

 

*

15

Способность к самоконтролю хода дел

 

 

*

16

Умение перерабатывать информацию

 

*

 

17

Направленность на дело

 

*

 

 

Средний балл по функции

2,5

 

6. Принятие решений

18

Самостоятельность в решениях и действиях

 

*

 

19

Использование своих прав и полномочий

 

*

 

20

Ответственность за решение и его выполнение

 

 

*

 

Средний балл по функции

2,3

 

Уровень готовности к управленческой деятельности

2,4

 

3г. Значимость готовности к управленческой деятельности руководителя среднего звена в нормативной модели

Таблица 4

Блок

Функции управления

Нормативный показатель

Степень  выраженности показателя

Низкая

- до 50%

Средняя - 50-80%

Высокая - 80-100%

1

Целеполагания и планирования

2,3

до 1,1

1,1-1,7

1,8-2,3

2

Мотивации

2,3

до 1,1

1,1-1,7

1,8-2,3

3

Организации

2,5

до 1,3

1,3-1,9

2,0-2,5

4

Координации

2,3

до 1,1

1,1-1,7

1,8-2,3

5

Контроля и анализа

2,5

до 1,3

1,3-1,9

2,0-2,5

6

Принятие решений

2,3

до 1,1

1,1-1,7

1,8-2,3

7

Уровень готовности к управленческой деятельности (интегральная экспертная оценка)

2,4

до 1,2

1,2-1,8

1,9-2,4

 

Литература

  1. Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Руководитель организации» [Электронный ресурс] // Национальный центр сертификации управляющих. URL: http://www.ncsu.ru (дата обращения 20.02.2015).
  2. Профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации. [Электронный ресурс]: Национальный центр сертификации управляющих. М., 2015. URL: http://www.ncsu.ru/images/stories/psr-2014.pdf (дата обращения 18.04.2015 г.).
  3. Методика «Руководства оценкой эффективности руководителей подразделений ОАО «КрАЗ» » [Электронный ресурс]: Кефер В.Э., Полежаева О.А., Ильина Е.В., Логвинова А.М. URL: http://grado.institute.sfu-kras.ru/files/grado/6.Chast_3.pdf (дата обращения 18.04.2015 г.).

Приложение к  методике экспертных оценок




Назад к списку

Комментарии
Спасибо, очень интересный материал. Попробуем применить для подготовки заседания научно-методического совета.
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*