Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня, говоря об отцовстве в его широком значении, подразумеваем совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Широко распространено понятие биологического и юридического отцовства.
Участие отца в воспитании ребенка необходимо для
формирования полноценной гармоничной личности. Воспитательное влияние отца в
большой мере определяется его социальным статусом, ролью и положением в семье,
различается по отношению к детям того или иного пола и меняется с возрастом
ребёнка. Но, именно баланс семейных ролей и равенство статусов обоих родителей
с сохранением лидерства отца создают наиболее благоприятные условия для
семейного воспитания.
Отцовство можно
определить как интегральную совокупность социальных и индивидуальных
характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности
человека. Важнейшими характеристиками здесь являются комплексность и социальная
детерминированность.
Существуют предположения о том, что отцовство является
фактором развития личности отца в период взрослости, где принимается во внимание, не сам факт наличия детей, а
именно выполнение и принятие отцовской роли в воспитании ребенка. Мы согласны с
размышлениями таких известных ученых как Ш. Барт, Э. Фтенаксис, Г.Г. Филиппова о влиянии отцовской роли на оптимизацию развития личности. Мы в свою очередь считаем, что для
дальнейшего и более глубокого исследования и выявления специфики этого влияния
нами был разработан и проведен тренинг, направленный на повышение
продуктивности отцовства, который стал действенным и эффективным.
Экспериментальное исследование и
социально-психологический тренинг проводились
на базе Саранского Государственного промышленно-экономического колледжа города
Саранска. В исследовании принимали участие всего 95 мужчин имеющих одного или
более детей – 45 мужчин (три группы по 15 человек) составляли экспериментальную
группу, подвергшуюся экспериментальному воздействию, 50 мужчин – контрольную.
Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст экспериментальной группы
– 32, контрольной – 33 года) и социальным характеристикам. Экспериментальное
воздействие составляло прохождение в течение двух месяцев специально
разработанного нами тренингового курса, направленного на принятие роли отца и
формирование продуктивного отцовства. Нами были использованы следующие
методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), методика личностного
дифференциала (ЛД), шестнадцатифакторный опросник Кеттелла 16PF,
методика PARY.
Разработанный нами тренинг состоит из нескольких стандартных блоков. Первый блок: «разогрев», второй блок: формирование доверительных отношений, третий блок: лекционный, четвертый – практический, пятый блок – релаксационный. Тренинговая программа включает теоретическую и практическую части. В теоретическом курсе излагаются постулаты детской, семейной психологии и психологии развития личности, данные о развитии ребенка, о влиянии отца на развитие ребенка, специфических функциях и роли отца в жизни ребенка и семье и т.д. Собственно, практическая часть включает в себя упражнения на принятие роли отца, на различных уровнях: когнитивном, поведенческом и саморегулятивном (эмоциональном и мотивационном).
Примечания:
1) показатели до и после тренинга в экспериментальной группе значимо отличны при p=0,05;
2) показатели до тренинга у экспериментальной группы и контрольной отличаются незначимо;
3) значимых отличий в показателях контрольной группы не обнаружено.
В дополнение к статистическому анализу нами был проделан качественный анализ данных,
полученных в послетренинговых беседах, который показал, что если до тренинга
60% трудностей, связанных с рождением ребенка, связывалось с материальными
проблемами, и 75% мужчин на вопрос, «что может дать ребенку отец» ответили:
«материальное обеспечение», то после тренинга первый показатель стал равен 37%,
снизившись за счет включения в разряд трудностей различных других факторов, в
том числе, «ответственность» 12%, «установка контакта» 9%.
Лучше всего результаты тренинга проявляются в том, что, по мнению 86% испытуемых, прошедших тренинг, за время участия в тренинговой программе отношения с ребенком (детьми) изменились в сторону большей близости. Результаты проведенного тренинга по средним показателям представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка эффективности тренинга по средним показателям
Параметры |
Экспериментальная группа 45 ч |
Контрольная группа 50 ч. |
|||
|
до |
после |
до |
после |
|
1 |
H Склонность к риску |
6 |
4,5 |
5,2 |
5,23 |
2 |
F (сдержанность – экспрессивность) |
4,8 |
1 |
4,3 |
4,3 |
3 |
M(практичность – воображение) |
5,2 |
6,75 |
5,4 |
5,3 |
4 |
G (подверженность социальным нормам) |
4,2 |
5,75 |
4,5 |
4,6 |
5 |
Q 4 (конформизм – нонконформизм |
4 |
4,5 |
4 |
4 |
6 |
Шкала PARY «Навязчивость родителей» |
11,4 |
12,5 |
11,3 |
11,3 |
7 |
Оценка себя как отца |
1,4 |
1 |
1,3 |
1,3 |
8 |
Отношение к совместным родам |
1,6 |
1,25 |
1,6 |
1,6 |
10 |
Шкала СЖО «Результативность жизни» |
22,2 |
23,75 |
21,7 |
21,8 |
11 |
Общая осмысленность жизни |
90,6 |
102,5 |
90,1 |
90,2 |
Таким образом, полученные результаты соотносятся с полученными ранее данными о том, что самые большие значимые отличия между мужчинами-отцами и мужчинами, не имеющими детей, как раз и проявляются в факторах осмысленности жизни и выполнения социальных норм. То есть, в результате тренинга, направленного на увеличения продуктивности отцовства, у мужчин-отцов появляются значимые изменения тех же личностных параметров, что отличают отцов от «не-отцов» в рассматриваемом варианте. Результаты тренинговой работы наглядно представлены на рисунке 2.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что продуктивное отцовство не только способствует гармоничному развитию личности ребенка такого «вовлеченного» отца, но и оказывает влияние на развитие личности самого отца в сторону большей зрелости, как в социальном, так и личностном плане.
В связи с тем, что затронутая проблема является весьма актуальной, нами было принято решение о целесообразности дальнейшей разработки различных мероприятий и вопросов, как теоретического, так и прикладного характера (применение полученных результатов для подготовки кураторов и практического психолога колледжа, оказывающих помощь семье в установлении доверительных отношений с детьми, а также самим детям, в том числе воспитывающимся без отца) решение которых, возможно только в более расширенном исследовании, которое позволило бы своевременно прогнозировать и находить пути решения проблем взаимодействия отца и ребенка, а также выявить и исследовать важнейшие детерминанты феномена отцовства, социальную значимость которого невозможно переоценить.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.