Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально-психологический тренинг как способ раскрытия феномена отцовства

13.12.2011 320 2035
Ненашева Марина Вячеславовна

Абрамова Анна Владимировна

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Сегодня, говоря об отцовстве в его широком значении, подразумеваем совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Широко распространено понятие биологического и юридического отцовства.


Участие отца в воспитании ребенка необходимо для формирования полноценной гармоничной личности. Воспитательное влияние отца в большой мере определяется его социальным статусом, ролью и положением в семье, различается по отношению к детям того или иного пола и меняется с возрастом ребёнка. Но, именно баланс семейных ролей и равенство статусов обоих родителей с сохранением лидерства отца создают наиболее благоприятные условия для семейного воспитания.


Отцовство можно определить как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека. Важнейшими характеристиками здесь являются комплексность и социальная детерминированность.


Существуют  предположения о том, что отцовство является фактором развития личности отца в период взрослости, где принимается  во внимание, не сам факт наличия детей, а именно выполнение и принятие отцовской роли в воспитании ребенка. Мы согласны с размышлениями таких известных ученых как Ш. Барт,  Э. Фтенаксис,   Г.Г. Филиппова о  влиянии отцовской роли  на оптимизацию развития личности.  Мы в свою очередь считаем, что для дальнейшего и более глубокого исследования и выявления специфики этого влияния нами был разработан и проведен тренинг, направленный на повышение продуктивности отцовства, который стал действенным и эффективным.


Экспериментальное исследование и социально-психологический тренинг  проводились на базе Саранского Государственного промышленно-экономического колледжа города Саранска. В исследовании принимали участие всего 95 мужчин имеющих одного или более детей – 45 мужчин (три группы по 15 человек) составляли экспериментальную группу, подвергшуюся экспериментальному воздействию, 50 мужчин – контрольную. Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст экспериментальной группы – 32, контрольной – 33 года) и социальным характеристикам. Экспериментальное воздействие составляло прохождение в течение двух месяцев специально разработанного нами тренингового курса, направленного на принятие роли отца и формирование продуктивного отцовства. Нами были использованы следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), методика личностного дифференциала (ЛД), шестнадцатифакторный опросник Кеттелла 16PF, методика PARY.


Разработанный нами тренинг состоит из нескольких стандартных блоков. Первый блок: «разогрев», второй блок: формирование доверительных отношений, третий блок: лекционный, четвертый – практический, пятый блок – релаксационный. Тренинговая программа включает теоретическую и практическую части. В теоретическом курсе излагаются постулаты детской, семейной психологии и психологии развития личности, данные о развитии ребенка, о влиянии отца на развитие ребенка, специфических функциях и роли отца в жизни ребенка и семье и т.д. Собственно, практическая часть включает в себя упражнения на принятие роли отца, на различных уровнях: когнитивном, поведенческом и саморегулятивном (эмоциональном и мотивационном).


Примечания:

1) показатели до и после тренинга в экспериментальной группе значимо отличны при p=0,05;

2) показатели до тренинга у экспериментальной группы и контрольной отличаются незначимо;

3) значимых отличий в показателях контрольной группы не обнаружено.


В дополнение к статистическому анализу  нами был проделан качественный анализ данных, полученных в послетренинговых беседах, который показал, что если до тренинга 60% трудностей, связанных с рождением ребенка, связывалось с материальными проблемами, и 75% мужчин на вопрос, «что может дать ребенку отец» ответили: «материальное обеспечение», то после тренинга первый показатель стал равен 37%, снизившись за счет включения в разряд трудностей различных других факторов, в том числе, «ответственность» 12%, «установка контакта» 9%.


Лучше всего результаты тренинга проявляются в том, что, по мнению 86% испытуемых, прошедших тренинг, за время участия в тренинговой программе отношения с ребенком (детьми) изменились в сторону большей близости.  Результаты проведенного тренинга по средним показателям представлены в таблице 1.


Таблица 1 – Оценка эффективности тренинга по средним показателям

Параметры

Экспериментальная группа 45 ч

Контрольная группа 50 ч.

 

  до

 после

до

 после

1

H Склонность к риску

6

4,5

5,2

5,23

2

F (сдержанность – экспрессивность)

4,8

1

4,3

4,3

3

M(практичность – воображение)

5,2

6,75

5,4

5,3

4

G (подверженность социальным нормам)

4,2

5,75

4,5

4,6

5

Q 4 (конформизм – нонконформизм

4

4,5

4

4

6

Шкала PARY «Навязчивость родителей»

11,4

12,5

11,3

11,3

7

Оценка себя как отца

1,4

1

1,3

1,3

8

Отношение к совместным родам

1,6

1,25

1,6

1,6

10

Шкала СЖО «Результативность жизни»

22,2

23,75

21,7

21,8

11

Общая осмысленность жизни

90,6

102,5

90,1

90,2

 

Таким образом, полученные результаты соотносятся с полученными ранее данными о том, что самые большие значимые отличия между мужчинами-отцами и мужчинами, не имеющими детей, как раз и проявляются в факторах осмысленности жизни и выполнения социальных норм. То есть, в результате тренинга, направленного на увеличения продуктивности отцовства, у мужчин-отцов появляются значимые изменения тех же личностных параметров, что отличают отцов от «не-отцов» в рассматриваемом варианте. Результаты тренинговой работы наглядно представлены на рисунке 2.


Рисунок 2 – Результаты тренинговой работы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что продуктивное отцовство не только способствует гармоничному развитию личности ребенка такого «вовлеченного» отца, но и оказывает влияние на развитие личности самого отца в сторону большей зрелости, как в социальном, так и личностном плане.


В связи с тем, что затронутая проблема является весьма актуальной,  нами было принято решение о целесообразности дальнейшей разработки различных мероприятий и вопросов, как теоретического, так и прикладного характера (применение полученных результатов для подготовки кураторов и практического психолога колледжа, оказывающих помощь семье  в установлении доверительных отношений с детьми, а также самим  детям, в том числе воспитывающимся без отца) решение которых,  возможно только в более расширенном исследовании, которое позволило бы своевременно прогнозировать и находить пути решения проблем взаимодействия отца и ребенка, а также выявить и исследовать важнейшие детерминанты феномена отцовства, социальную значимость которого невозможно переоценить.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*